Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1119/22
Екатеринбург
29 марта 2022 г.
Дело № А50-6686/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федосеевой Ларисы Геннадьевны на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2021 по делу № А50-6686/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Федосеева Лариса Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий при осуществлении контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, в связи с неправильным исчислением имущественного налога по объекту и отказом в перерасчете налога, отраженным в письме от 19.01.2021 № 09-12/00507.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее – Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2021 (судья Самаркин В.В.) требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федосеева Л. Г. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Считает, что она ни как физическое лицо, ни как предприниматель субъектом права главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не является, поэтому применение к ней статьи 378.2 НК РФ незаконно. Спорное нежилое помещение не является объектом права (объектом налогообложения) в понимании статьи 378.2 НК РФ. Полагает, что вина в непомерном увеличении налогового бремени лежит на налоговом органе в силу статьей 32 и 85 НК РФ. Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, заявитель настаивает на невозможности увеличения налогового бремени физического лица более чем в 2-3 раза в связи с применением при расчете на имущество кадастровой стоимости вместо инвентарной на один и тот же объект налогообложения. Налог на имущество, подлежащий уплате Федосеевой Л.Г. за 2019 год, увеличился по сравнению с 2018 годом почти в 100 раз (с 752 руб. до 71 492 руб.).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, ИП Федосеева Л.Г. с 10.06.2013 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 59:32:0890001:8131, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, с. Лобаново, ул. Центральная, 24/1, офис № 4 (номера помещений на поэтажном плане 55-61), общей площадью 131,1 кв. м. Нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома. Общая площадь жилых помещений в МКД - 7459,50 кв. м, нежилых - 2039 кв. м. Кадастровая стоимость объекта 59:32:0890001:8131 на 01.01.2019 составляет 4 468 244,59 руб.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень) объект с кадастровым номером 59:32:0890001:8131 включен в Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (таблица 2, № п/п 737).
В адрес Федосеевой Л.Г. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.09.2020 № 76096548, в котором отражены расчеты подлежащих уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год.
По спорному объекту размер подлежащего уплате налога составил 71 492 руб. (4 468 244,59 руб. x 1,6%). Ставка 1,6% применена в связи с тем, что нежилое помещение с кадастровым номером 59:32:0890001:8131 включено в Перечень.
По результатам рассмотрения поступившего в инспекцию обращения заявителя в его адрес направлено письмо от 19.01.2021 № 09-12/00507, отражающее разъяснение по спорной ситуации.
Не согласившись с действиями инспекции по исчислению налога на имущество физических лиц в таком размере, после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не установили оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено этим пунктом (пункт 2).
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 406 Кодекса закреплено, что ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 этой статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Кодекса в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 этого пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2020, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судами установлено, что данный Перечень в Пермском крае на 2019 год утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п.
Решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района от 23.11.2017 № 51 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Лобановское сельское поселение» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая ставка на 2019 год установлена в размере 1,6 процента.
Учитывая, что заявитель по настоящему делу является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером 59:32:0890001:8131, включенного в Перечень, и кадастровая стоимость данного имущества на 01.01.2019 составляет 4 468 244,59 руб., налоговый орган правомерно предъявил заявителю к уплате налог в сумме 71 492 руб. (4 468 244,59 руб. x 1,6%).
Оспаривая правильность начисления налога, заявитель настаивал на отсутствии предусмотренных Кодексом оснований для включения спорного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Позиция заявителями судами не принята, так как на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в такой перечень включаются нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо оно фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Таким образом, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Соответствующие правовые позиции отражены также в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2019 № 84-АПА19-19.
Согласно представленным в материалы дела кадастровому и техническому паспортам на спорное помещение, оно является нежилым, предназначено для использования под офис. Более того, по данным ЕГРН, с 18.04.2019 данное помещение сдается в аренду коммерческой организации (зарегистрировано обременение в виде договора долгосрочной аренды помещения).
Рассмотрев доводы заявителя о том, что площадь нежилых помещений составляет менее 20% площади всех помещений МКД, суд указал, что в пункте 5 статьи 378.2 НК РФ речь идет о 20 процентах от площади спорного помещения. Кроме того, в настоящем случае назначение помещения подтверждается сведениями ЕГРН или документами технического учета, в связи с чем доказывать его фактическое использования нет необходимости.
Суды также отметили, что пункт Перечня № 576-п, содержащий сведения о принадлежащем заявителю объекте (офисном помещении), как и решение Совета депутатов Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района от 23.11.2017 № 51 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Лобановское сельское поселение» недействующими не признаны.
Предусмотренные пунктом 8 статьи 408 НК РФ понижающие коэффициенты применению в данном случае не подлежат в силу прямого указания на это в последнем абзаце приведенного акта.
Применение предпринимателем упрощенной системы налогообложения, как верно указано судами, значения не имеет, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).
Судом также отмечено, что неожиданное для предпринимателя увеличение размера налога на имущество, подлежащего уплате за 2019 год, по сравнению с предшествующими периодами не может являться основанием для освобождения от уплаты законно установленного налога. Кроме того, с учетом принятия нормативных актов, которыми в Пермском крае введена налоговая база в виде кадастровой стоимости, до 01.01.2019, а также установленного Кодексом срока уплаты налога (01.12.2020), у предпринимателя было достаточно времени для планирования расходов, связанных с увеличением налогового бремени.
На основании изложенного в удовлетворении требований заявителя судами отказано правомерно, оснований для иных суждений суд округа не усматривает.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2021 по делу № А50-6686/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Федосеевой Ларисы Геннадьевны – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Н.Н. Суханова
Е.О. Черкезов