НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 22.02.2022 № А50-32140/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10556/21

Екатеринбург

22 февраля 2022 г.

Дело № А50-32140/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2021 по делу № А50-32140/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по тому же делу по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью «ЭМСИПИ-Медикейр» о взыскании.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представителиобщества с ограниченной ответственностью «ЭМСИПИ-Медикейр» - Саакян А.Р. (доверенность от 22.12.2021), Окатьева О.А. (доверенность от 22.12.2021).

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, фонд), уточнив заявленные требования, обратился в арбитражный суд с заявлением обществу с ограниченной ответственностью «ЭМСИПИ-Медикейр» (далее - ответчик, общество) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 2 085 197,16 руб., 208 519,72 руб. штрафа, пени в сумме 155 003,51 руб.

Решением суда первой инстанции от 05.07.2021 иск удовлетворен частично. С общества в пользу фонда взыскано 199 945,53 руб. средств, использованных не по целевому назначению, штрафа в размере 19 994,55 руб., пени в сумме 48 001 руб. В удовлетворении требований в остальной части отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что исходя из анализа всего пакета документов «Клиентом» по представленным Соглашениям является ООО «Б.Браун Авитрум Руссланд», а не ответчик по делу. Соответственно, представленные ответчиком Соглашения, не могут рассматриваться как доказательство приобретения аудиторских услуг ответчиком и подтверждать обоснованность целевого использования денежных средств ОМС ответчиком. Аудиторские заключения ответчик в досудебном порядке представлять истцу отказывался. В итоге Аудиторские заключения были представлены ответчиком 24.03.2021г. вх.№ 01/1293-э и 25.03.2021 г. вх. № 01/1340-э в ходе рассмотрения дела судом. При этом невозможно, исходя из представленного текста, достоверно установить, что представленные Аудиторские заключения бухгалтерской отчетности являются итогом выполнения аудиторских услуг именно по вышеуказанным Соглашениям, а не по каким-то иным договорам. Арбитражный суд Пермского края фактически принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно, ТФОМС Ставропольского края и ТФОМС г. Санкт-Перербург, в связи с чем это является основанием для отмены решения суда.

Общество в представленном отзыве просит решение и постановление судов оставить без изменения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Фонда проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен Акт проверки от 20.09.2019 № 84, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения.

В ходе проверки выявлены факты использования заявителем средств ОМС не по целевому назначению в сумме 2 085 197,16 руб. как указывает истец, спорная сумма складывается из расходов ответчика на оплату аудиторских услуг в сумме 1 223 277 руб. 17 коп. за 2017 год, 906 839 руб. 91 коп. за 2018 год.

Обществу в соответствии с актом проверки начислены пени и штраф в сумме 208 519,72 руб.

Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца в полном объеме явилось основанием для обращения Территориального фонда в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Принимая решение, суд первой инстанции указал на то, что требования фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания с учреждения использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 199 945,53 руб., штрафа в размере 19 994,55 руб., пени составили по расчету суда 48 001 руб. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части суд первой инстанции не установил.

Апелляционным судом поддержаны выводы суда первой инстанции в силу следующего.

Исходя из положений статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Согласно части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Сходные нормативные установления, определяющие права заинтересованного лица, содержит и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 29.07.2011 № 508-п.

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 было утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - Положение № 73), действовавший в проверяемый период.

Часть 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном законом № 326-ФЗ (пункт 27 Положения № 73).

Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона № 326-ФЗ).

Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 № 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403 и от 08.12.2017 № 1492 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2017 год, Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2018 год, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. В 2017-2018гг. в Пермском крае действовали Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2016 № 1191-п и от 20.12.2017 № 1048 Согласно разделу 1 Территориальных программ расходование средств в рамках реализации Программы по видам медицинской помощи, включенным в базовую программу ОМС, осуществляется медицинскими организациями в соответствии с тарифным соглашением на соответствующий финансовый год.

Расходование средств в рамках реализации Программ по видам медицинской помощи, не включенным в программу ОМС осуществляется медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством РФ и Пермского края.

В соответствии с п. 3.2 Раздела III Тарифного соглашения на 2017 г., п. 11.2 Раздела III Тарифного соглашения на 2018 год в тарифы включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинской организации на выполнение ТП ОМС.

Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.

Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением. Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее - Методика расчета).

В соответствии с пунктом 156 вышеуказанной Методики расчета, тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.

Согласно п. 158 Методики расчета, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (п. 158.2 Методики расчета). В ходе проверки фонд пришел к выводу, что денежные средства ОМС в сумме 2 085 197,16 руб. направлены по статье 226 «прочие расходы», которые непосредственное не связаны с выполнением ТП ОМС (аудиторские услуги) и использованы не по целевому назначению.

В ходе рассмотрения дела судами было установлено, что в данной сумме заложена сумма 199 945,53 руб., уплаченная Бурко О.Г. по договорам возмездного оказания услуг от 27.10.2017 № МСР 8/17, 15.08.2017 № 03/17. Данная сумма признана судами нецелевым использованием средств ОМС.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит отчетности (независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности) проходят любые организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью, у которых в году, предшествовавшему отчетному, выручка от реализации без НДС составляет более 400 млн. руб. или сумма активов баланса более 60 млн. руб.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что сумма активов общества, используемых при оказании медицинской деятельности, превышали указанный критерий.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не содержит исключений для средств целевого финансирования при определении выручки организации в целях проведения обязательного аудита.

Отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части, суды пришли к выводу, что затраты на проведение обязательного аудита объектов бухгалтерского учета медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, путем заключения договора с аудиторской организацией, относятся к затратам, которые определены п. 158 Методики расчета.

Заявитель жалобы полагает, что письмо ФОМС от 17.12.2019 № 15406/30-4/7502, которое суды положили в основу своих выводов, не является доказательством надлежащего целевого расходования средств ОМС ответчиком.

Вместе с тем, представленные медицинской организацией при проведении проверки и размещенные в открытых источниках отчетные (обобщенные) сведения (бухгалтерской (финансовой) отчетности) о результатах финансовой деятельности ООО «ЭМСИПИ-Медикейр» опровергают в данной части позицию Фонда об отсутствии нормативного требования в проведении аудита.

Доводы о том, что представленные ответчиком соглашения не могут рассматриваться как доказательство приобретения аудиторских услуг ответчиком и подтверждать обоснованность целевого использования денежных средств ОМС ответчиком, обоснованно были отклонены судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Как следует из материалов дела, стороной соглашений от 30.10.2017 и от 01.12.2016 (т. 1 л.д. 44-50, 61-67) на оказание аудиторских услуг является ООО «ЭМСИПИ-Медикейр», в качестве клиента указано также ООО «ЭМСИПИ-Медикейр», соглашения подписаны от имени указанного лица Анохиной Т.Ю., действующей на основании доверенности № 78АБ0962016 от 16.05.2017 и 19.05.2016 соответственно.

Из акта проверки № 84 от 20.09.2019 (т. 1 л.д. 20) следует, что учредителем ООО «ЭМСИПИ-Медикейр» является АО «Б. Браун Авитум АГ». Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Кроме того, судами было учтено то, что истцом достоверно не доказано, что фактическим заказчиком (клиентом) услуг по соглашениям с АО «ПвК Аудит» выступало иное лицо (ООО «Б. Браун Авитум Руссланд»).

Так, в материалах дела имеются иные документы, подтверждающие расходы на аудиторские проверки в спорный период: акт сдачи-приемки от 20.02.2018 (т. 1 л.д. 51), от 07.06.2018 (т. 1 л.д. 52), аудиторское заключение (т. 1 л.д. 53-55), платежные поручения от 14.12.2017 № 6564 (т. 1 л.д. 57), от 05.03.2018 № 967 (т. 1 л.д. 58), от 05.03.2018 № 968 (т. 1 л.д. 59), акт сдачи-приемки от 10.03.2017 (т. 1 л.д. 70), от 09.06.2017 (т. 1 л.д. 71), платежные поручения от 07.02.2017 № 487 (т. 1 л.д. 77), от 21.03.2017 № 1335 (т. 1 л.д. 78), от 04.07.2017 № 3491 (т. 1 л.д. 79), аудиторское заключение от 05.06.2018 (т. 1 л.д. 72-74). Указанные документы в своей совокупности подтверждают, что расходы на аудиторские услуги понесены ответчиком.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно: ТФОМС Ставропольского края и ТФОМС города Санкт-Петербурга.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Поскольку вынесенное по настоящему делу решение не влияет на права или обязанности ТФОМС Ставропольского края и ТФОМС города Санкт-Петербурга по отношению к одной из сторон спора, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные частью 1 статьи 51 АПК РФ основания для привлечения указанных лиц к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Отсутствие распределения суммы 253 133 руб. 47 коп. между ТФОМС Ставропольского края и ТФОМС города Санкт-Петербурга правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет. Суждений в отношении ТФОМС Ставропольского края и ТФОМС города Санкт-Петербурга решение не содержит. Данные доводы также были предметом оценки суда апелляционной инстанции.

Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2021 по делу № А50-32140/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи Н.Н. Суханова

О.Л. Гавриленко