Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7539/17
Екатеринбург
22 декабря 2017 г. | Дело № А71-857/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее – фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2017 по делу № А71-857/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного судаУдмуртской Республики путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
фонда - Лютина Л.Ю. (доверенность от 09.01.2017);
бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Сарапульская городская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР», медучреждение) – Бахтиярова Л.А. (доверенность от 14.08.2017); Глухов Д.В. (доверенность от 14.08.2017);
от Министерства здравоохранения Удмуртской Республики - Антонова О.Ю. (доверенность от 19.12.2016).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Удмуртской Республики.
Фонд обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР» 8 647 585 руб. 47 коп. средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), использованных нецелевым образом, 864 758 руб. 55 коп. штрафа за нецелевое использование средств ОМС.
Решением суда от 29.05.2017 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Дружинина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Фонд, ссылаясь на несоблюдение медучреждением в спорный период условий для оказания медицинской помощи, оказание медицинской помощи с нарушением предусмотренного порядка, отмечает, что данные обстоятельства сами по себе являются основанием для вывода о нецелевом использовании последним средств ОМС.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения с рассматриваемым требованием послужили выводы фонда о нецелевом использовании медучреждением средств ОМС с февраля 2016 года по июнь 2016 года в сумме 8 647 585 руб. 47 коп. ввиду отсутствия соответствующей лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционных инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для взыскания с ответчика средств ОМС, штрафа за нецелевое использование средств ОМС.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) установлено, что участниками ОМС являются территориальные фонды, страховые медицине организации, медицинские организации.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ст. 37 Закона № 326-ФЗ).
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (п. 1 ст. 38 Закона № 326-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны быть урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с названным договором медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Судами установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21.09.2015 № 945-Р проведена реорганизация БУЗ УР «Сарапульская городская больница № 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» путем присоединения к нему БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР»; последнее лицензию на осуществление медицинской деятельностью получило 11.07.2016.
Фондом, а также третьим лицом, не отрицается факт наличия у медучреждения в период, предшествовавший переоформлению лицензии, квалифицированного персонала в целях оказания медицинской помощи и обязанности в силу закона оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью, а также отсутствие на территории нахождения БУЗ УР «Сарапульская ГБ МЗ УР» иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать аналогичную медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, учитывая, что спорные денежные средства направлены на заработную плату сотрудников инфекционного отделения, начисления на оплату труда, коммунальные услуги, приобретение медикаментов; отсутствие доказательств нецелевого расходования медучреждением средств ОМС, их чрезмерности, суды первой и апелляционной инстанций признав, что денежные средства ОМС использованы медучреждением по целевому назначению, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судами отмечено, что требование о наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30. Само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы направлены на переоценку принятых судами доказательств и установленных обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2017 по делу № А71-857/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Е.А. Поротникова
Т.П. Ященок