НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 21.02.2024 № А60-18558/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9339/23

Екатеринбург

22 февраля 2024 г.

Дело № А60-18558/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Краснобаевой И.А., Беляевой Н.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17.07.2023 по делу № А60-18558/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представитель Министерства социальной политики Свердловской области – Кучина Е.А. (доверенность
от 27.12.2023).

Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее – министерство) о взыскании денежных средств на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с нарушением срока выплаты компенсации поставщику социальных услуг.

Решением суда первой инстанции от 17.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что к спорным правоотношениям по предоставлению субсидии не применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а ответчика нельзя рассматривать как субъекта ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, то обстоятельство, что стороной взаимоотношений являлось министерство, не изменяет природы спорных правоотношений, поэтому их следует рассматривать как реализацию предусмотренного правовыми актами механизма исполнения публичным образованием своих обязательств. Заявитель полагает, что, несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставляющим субсидию и лицом, претендующим на получение субсидии, в большей степени регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, такие правоотношения не являются бюджетными, к отношениям сторон по исполнению обязательств по предоставлению компенсации могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы несостоятельными.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что фонд является поставщиком социальных услуг и включен в соответствующий реестр.

В целях реализации федеральной номы постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 № 885-ПП «О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (вместе с «Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан») утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок).

Приказом министерства от 27.01.2022 № 23 фонд признан получателем субсидии в соответствии с установленным Порядком.

За периоды май, июнь 2022 г. фонд в соответствии с установленным порядком подавал в министерство документы на возмещение затраченных денежных сумм.

Как пояснил истец, в нарушение установленных Порядком сроков, министерство ненадлежащим образом исполняло обязательства по перечислению компенсации на возмещение затрат, без законных оснований удерживало причитающиеся истцу денежные средства, перечисляя их с нарушением сроков.

Истец 27.01.2023 направил ответчику претензию об оплате неустойки.

Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения фонда в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям. Суды указали, что в настоящем деле правоотношения сторон квалифицируются как бюджетные, и, поскольку в данном случае правоотношения по предоставлению субсидий возникают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства, в том числе начисление процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена, основания для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствовали.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, с учетом следующего.

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является «получателем бюджетных средств» в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018
№ 308-ЭС17-9296).

Между тем выводы судов об обратном не свидетельствуют о неправильности выводов об отсутствии оснований для взыскания с министерства процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая следующее.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пунктах 37, 38 постановления от 24.03.2016 № 7
«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации). В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга) (абзац 2 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7).

Таким образом, применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям возможно только в случае их квалификации в качестве денежных обязательств гражданско-правового характера (то есть возникших по основаниям, предусмотренным в Гражданском кодексе Российской Федерации), либо при наличии прямого указания закона, если правоотношения являются публично-правовыми.

Как установлено судами, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами истец основывает на факте нарушения срока выплаты компенсации фонду как поставщику социальных услуг за периоды май, июнь 2022 г.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий установлен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях реализации федеральной нормы постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 № 885-ПП «О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (вместе с «Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан») утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок).

Указанный Порядок устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа), в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - субсидия).

Целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организации, индивидуальному предпринимателю в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - получатель социальных услуг).

Пунктом 3 Порядка также установлено, что субсидия предоставляется организации, индивидуальному предпринимателю, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвующим в выполнении государственного задания.

Функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляет Министерство социальной политики Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство).

В соответствии с пунктом 15 Порядка, для перечисления субсидии организации, признанные получателем субсидии представляют в министерство ежемесячно с 1 по 12 число следующие документы: 1) отчет о предоставлении услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, гражданам, имеющим право на получение социальных услуг бесплатно или за частичную плату (далее - отчет о предоставлении социальных услуг), по форме согласно приложению № 2 к настоящему порядку; 3) договор о предоставлении социальных услуг, заключенный получателем субсидии с получателем социальных услуг (далее - договор), и его копию (представляется один раз одновременно с представлением документов, указанных в подпунктах 1, 4 – 7 настоящего пункта, впервые). В случае изменения условий договора прилагаются дополнительное соглашение к договору и его копия; 4) акты о предоставлении социальных услуг, подписанные получателем субсидии и получателем социальных услуг, за отчетный месяц, в котором были предоставлены социальные услуги в соответствии с договором и индивидуальной программой, и их копии; 5) платежные документы, подтверждающие факт оплаты социальных услуг, предоставленных в соответствии с договором и индивидуальной программой, получателем социальных услуг, и их копии (в случае оказания социальных услуг за частичную плату); 6) доверенность, оформленную в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, или иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени получателя субсидии, и его копию (в случае, если от имени получателя субсидии действует иное лицо); 7) документ, удостоверяющий личность получателя субсидии, и его копию (для индивидуальных предпринимателей).

Представленные документы регистрируются в журнале учета документов.

В соответствии с пунктом 17 Порядка установлены следующие порядок и сроки регистрации, проверки документов и принятие решение о выплаты:
1) регистрация документов – в момент подачи; 2) 10 рабочих дней после регистрации поступивших документов – осуществляется проверка; 3) в течение 3-х рабочих ней со дня окончания проверки - принимается решение о выплате либо отказе в выплате.

В соответствии с пунктом 19 Порядка срок осуществления выплаты - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выплате.

Таким образом, изложенный порядок предоставления субсидий не предусматривает заключения гражданско-правового договора между министерством и получателем субсидии.

В материалы настоящего дела такой договор не представлен, факт заключения такого договора между истцом и ответчиком судами не установлен.

Из положений абзаца 24 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что денежным обязательством является обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В соответствии с положениями абзаца 22 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) являются публичными обязательствами.

При этом ни бюджетным кодексом, ни иным законом не предусмотрено применение статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае нарушения утвержденного нормативным правовым актом порядка предоставления субсидий, в том числе установленных им сроков регистрации, проверки документов и принятия решения о выплате.

Нарушение указанных сроков просрочкой исполнения денежного обязательства в том смысле, который заложен в указанный термин статей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является.

При этом, как верно отмечено судами, после принятия решений о предоставлении фонду субсидий за май в сумме 7 667 274 руб. 11 коп., за июнь в сумме 9 856 735 руб. 58 коп. (акты о результатах проверки от 27.07.2022
№ 07-19-02/167, от 15.08.2022 № 07-19-02/190), указанные субсидии в установленные пунктом 19 Порядка сроки были перечислены министерством, в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения от 27.07.2022 № 2393, от 16.08.2022 № 2510.

Нарушение соответствующего порядка предоставления субсидии является основанием для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, осуществляющего функцию предоставления субсидий в установленном порядке.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований фонда о взыскании с министерства процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать обоснованными.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2023 по делу
№ А60-18558/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.В. Торопова

Судьи И.А. Краснобаева

Н.Г. Беляева