НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 20.11.2017 № А50-3067/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6779/17

Екатеринбург

21 ноября 2017 г.

Дело № А50-3067/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Кравцовой Е.А., Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее – управление) на решение Арбитражного суда  Пермского края от 11.05.2017 по делу № А50-3067/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель управления: Кетов В.А. (доверенность от 27.12.2016).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными п. 1-4 представления от 08.12.2016 № 56-11-09/67-09/9, вынесенного управлением.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) Каримов Х.Х., Глава КФХ Каримов К.Х., общество с ограниченной ответственностью «Сухая Орда» (далее – общество «Сухая Орда»), Глава КФХ Тюкалов В.В.

Решением суда от 11.05.2017 (судья Шаламова Ю.В.) заявленные требования  удовлетворены в части признания недействительными п. 1, 2, 4 представления управления от 08.12.2016 № 56-11-09/67-09/9, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда               от 27.07.2017 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных министерством требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела.

Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что на момент подачи заявок на получение гранта, так и на момент проведения управлением проверки, трудовые книжки Каримовым Х.Х. и Каримовым К.Х. представлены не были. Но, суды пришли к выводу, что поскольку порядком предусмотрено предоставление иного документа, подтверждающего трудовой стаж, при утверждении списка получателей гранта комиссия министерства руководствовалась пояснениями глав и расценила, что данных документов достаточно для подтверждения стажа.

Управление указывает, что в судебных актах отражено, что фактов нецелевого использования в ходе проверки установлено не было. Хотя, после объявления судом апелляционной инстанции резолютивной части обжалуемого постановления, в управление поступила информация прокуратуры Красновишерского района, согласно которой в отношении главы КФХ Каримова Х.Х. решается вопрос об уголовном преследовании по факту совершения им мошеннических действий при получении государственной поддержки в 2015 году в связи с нецелевым использованием указанных денежных средств.

Также управление полагает, что поскольку министерство являлось главным распорядителем бюджетных средств, то именно на него возлагается обязанность по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их представлении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

При рассмотрении спора судами установлено, что управлением в отношении министерства проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета и соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении отдельных закупок, по результатам которой вынесено представление от 08.12.2016 № 56-11-09/67-09/9.

Проверкой установлено, что министерством неправомерно предоставлен грант на поддержку начинающих фермеров Каримова К.Х. и Каримова Х.Х. при отсутствии документов, подтверждающих, что КФХ является основным местом работы указанных лиц (п. 1 и 2 представления).

В п. 3 представления указано на неправомерное предоставление субсидии обществу «Сухая Орда» при недостижении значения показателя эффективности предоставления субсидии, определенного соглашением от 06.10.2015 № 74/691.

Пунктом 4 представления министерству вменено необеспечение контроля за соблюдением главой КФХ Тюкаловым В.В. условий, целей и порядка предоставления гранта, определенных соглашением от 20.06.2014 № 1-СФ.

Несогласие с представлением в части п. 1-4 послужило поводом для обращения министерства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды пришли к выводу, что представление подлежит признанию недействительным в части п. 1, 2, 4. В удовлетворении требований в остальной части (п. 3) основания отсутствуют.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 132 Бюджетного кодекса определено, что условия расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно разделу III «Порядок предоставления поддержки начинающим фермерам» (утв. в составе Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, Правил расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 № 980-П (далее – Правила № 980-П), меры поддержки начинающим фермерам предоставляются в том числе на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также КФХ) за счет средств бюджета муниципального образования, средств бюджета Пермского края, средств федерального бюджета, передаваемых на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки (далее – грант начинающим фермерам).

В силу п.3.2 Правил № 980-П гранты начинающим фермерам выделяются в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Пермского края крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п.3.4 данных Правил право на участие в отборе на получение гранта начинающим фермерам, единовременной помощи имеет глава КФХ, являющийся гражданином Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя на территории Пермского края, в случае, если соблюдаются в совокупности условия, перечисленных в подпунктах 3.4.1-3.4.15.

В соответствии с п. 3.5 Правил № 980-П Министерство размещает на официальном сайте объявление о дате начала приема документов в целях отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов начинающим фермерам, единовременной помощи. В течение 1 рабочего дня со дня размещения объявления о дате начала приема документов на официальном сайте Министерства уполномоченные органы размещают объявление о дате начала приема документов на официальном сайте муниципального образования. В целях участия в отборе для предоставления гранта начинающим фермерам, единовременной помощи глава КФХ в течение 10 рабочих дней со дня размещения объявления представляет в уполномоченный орган комплект документов, перечисленных в подпунктах 3.5.1-3.5.13.

Согласно подпункту 3.5.13 среди документов должна быть копия трудовой книжки либо иной документ, подтверждающий трудовой стаж.

В силу пункта 3.7 Правил № 980-П основанием для отказа уполномоченным органом главе КФХ в приеме документов для участия в отборе является как несвоевременное представление крестьянским (фермерским) хозяйством комплекта документов, указанного в пунктах 3.5.1, 3.5.3-3.5.6, 3.5.8-3.5.12, 3.5.13 настоящих Правил, так и представление неполного комплекта этих документов.

Как следует из п. 1, 2 представления министерством неправомерно предоставлен грант на поддержку начинающих фермеров Каримова К.Х. и Каримова Х.Х. при отсутствии документов, подтверждающих, что крестьянское (фермерское) хозяйство является основным местом работы указанных лиц.

Материалами    проверки   установлено, что в пакете документов Каримова Х.Х. и Каримова К.Х. отсутствовали копии трудовых книжек. Вместо них были представлены объяснительные данных лиц об отсутствии трудовых книжек и что крестьянское фермерское хозяйство является их единственным местом работы на момент подачи заявки.

Также из материалов дела следует, что Администрацией Красновишерского муниципального района представлены пояснения о выводах, на основании которых ею проведена оценка глав КФХ на соответствие условиям указанного порядка.

Рассматривая спорное представление управления и признавая его недействительным в этой части, суды обоснованно исходили из того, что буквальное толкование подпункта 3.5.13 Правил № 980-П не исключает возможность представления вместо копии трудовой книжки иного документа, подтверждающего трудовой стаж соискателя гранта начинающим фермерам. Не установлено, что Каримов Х.Х. и Каримов К.Х. не соответствовали условиям, перечисленным в подпунктах 3.4.1-3.4.15 Правил № 980-П. Нет оснований полагать, что КФХ на момент подачи заявки не являлись единственными местами трудоустройства Каримовых.

При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном предоставлении грантов Каримову Х.Х. и Каримову К.Х. Отказ в предоставлении грантов по формальным основаниям не будет соответствовать целям и задачам Правил № 980-П, в том числе направленным на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров.

Как следует из п. 4 представления, министерству вменено необеспечение контроля по соглашению от 20.06.2014 № 1-СФ за соблюдением главой КФХ Тюкаловым В.В. условий, целей и порядка предоставления гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ в 2014 году.

В соответствии с п. 5.1 Правил № 980-П орган местного самоуправления муниципального образования и (или) орган муниципального финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения получателями грантов (субсидий) условий, целей и порядка предоставления грантов (субсидий). Возврат грантов (субсидий) в случае нарушения их получателями целей, порядка их предоставления или условий, установленных настоящими Правилами и (или) Соглашением, осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования.

Согласно п. 5.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 № 980-П в редакции, действовавшей до Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2017 № 327-П, министерство обеспечивает соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований условий, целей и порядка предоставления субсидий и соглашением о ее предоставлении. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, с учетом правовой позиции Правил и Порядка, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2013 № 980-П и вопреки доводам управления, министерство не обязано само непосредственно проводить проверку соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.

Суды отмечают, что осуществление указанной проверки возможно и через органы местного самоуправления. Министерство обязано обеспечить организацию контроля за соблюдением получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.

Кроме того, вопрос об исполнении соглашения неоднократно обсуждался на заседании комиссии по предоставлению мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства на территории Чайковского района.

На последнем заседании комиссии рассмотрены результаты выездной проверки от 21.01.2016 принято решение о подготовке претензии о возврате гранта в размере 4 083 250 руб.

Решением суда по делу № А50-21761/2016 указанные средства взысканы с главы КФХ Тюкалова В.В. в бюджет Чайковского муниципального района, в том числе 3 000 000 руб. для последующего возврата в бюджет Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-6694/2017, также вступившим в законную силу, по иску министерства с Тюкалова В.В. взысканы средства федерального бюджета, предоставленные в виде гранта по соглашению от 20.06.2014 № 1-СФ в сумме 2 916 750 руб.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, что министерство обеспечило контроль за соблюдением главой КФХ Тюкаловым В.В. условий, целей и порядка выдачи гранта.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные министерством требования в части признания недействительными п. 1, 2, 4 представления.

Доводы, указанные в кассационной жалобе управления судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда  Пермского края от 11.05.2017 по делу № А50-3067/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                                   Е.А. Кравцова

О.Г. Гусев