НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 20.07.2022 № А76-49774/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4037/22

Екатеринбург

27 июля 2022 г.

Дело № А76-49774/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Полуяктова А. С., Краснобаевой И. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2021 по делу № А76-49774/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Главного управления лесами Челябинской области (посредством онлайн-присутствия) - Щекалёв А.А. (доверенность от 19.07.2021 № 7518).

Главное управление лесами Челябинской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением
(с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью «Еловая горка» (далее – общество «Еловая горка») о признании отсутствующим права собственности общества «Еловая горка» на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, 5-ый километр автодороги Миасс-Чебаркуль, база отдыха «Энергетик», об отмене соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости
от 07.03.2012.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ», федеральное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Челябинской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».

Решением суда первой инстанции от 01.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель настаивает на том, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем требования управления подлежат удовлетворению. Истец обращает внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона
от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Истец полагает, что, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, то руководствоваться исключительно данными государственного кадастра невозможно, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Заявитель настаивает на том, что факт внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не является бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, поскольку сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. По мнению заявителя, судами не дана надлежащая правовая оценка представленным лесоустроительным материалам по лесному участку с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, информации о лесном участке (выписка из ГЛР), таксационному описанию, копии абриса (схема расположения лесного участка) в квартале 424 часть выделов 40, 64 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, копии планшета № 6 Чебаркульского лесничества, лесоустройству 1996 г., копии планшета № 9 Чебаркульского лесничества Бишкильского участкового лесничества, кварталы 155, 42Ч-45Ч, лесоустройству 2016 г., копии акта на передачу лесов, составленного между Чебаркульским опытным лесхозом и Златоустовскими электрическими сетями АООТ энергетики и электрификации «Челябэнерго» о передаче Чебаркульскому опытному лесхозу земельного участка площадью 0,14 га, находящегося согласно материалам прежнего лесоустройства 1996 г. в квартале 42 выдел 40 Бишкильского участкового лесничества, заключению Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг»
от 02.04.2021, копии договора от 20.01.1997 на долгосрочное пользование (аренду) участком лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях сроком действия по 31.12.2002, заключенного между Чебаркульским опытным лесхозом и Златоустовскими электрическими сетями АООТ энергетики и электрификации «Челябэнерго», свидетельствующего об отнесении спорного земельного участка с кадастровым номером 74:38:0101003:4 к лесному фонду. Истец поясняет, что из всех представленных в дело доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 является частью земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, относится и всегда относился к землям лесного фонда, из собственности Российской Федерации не выбывал. Суды не учли, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок удостоверяется не только выпиской из государственного лесного реестра, но и свидетельством о государственной регистрации права собственности
от 30.06.2016 на земельный участок с кварталами № 42-61, 63­-64, 66 Бишкильского участкового лесничества и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 74:38:0000000:11960 (право собственности: Российская Федерация, дата регистрации: 18.03.2010). Полагает, что сама по себе нерегистрация уполномоченными органами права собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 и отсутствие координат границ на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0000000:11960 не означает автоматическое отсутствие права федеральной собственности на земельный участок, отсутствие кадастрового номера 74:38:0101003:4 в перечне кадастровых номеров объектов недвижимости, расположенных на лесном земельном участке с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, связано с тем, что земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 был незаконно выделен, отмежеван и поставлен на учет как земли населенных пунктов.

По мнению заявителя со ссылкой на правовую позицию, изложенную в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010
№ 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», заявленный иск о признании отсутствующим права собственности общества «Еловая горка» является обоснованным, поскольку зарегистрированное право собственности общества «Еловая горка» нарушает права Российской Федерации как титульного владельца на пользование и распоряжение этим участком, полагает, что истец избрал надлежащий способ защиты своих прав.

Также заявитель выражает несогласие с утверждением судов об отсутствии относимости дела № А76-738/2007 к спорному земельному участку, отмечает, что в Арбитражном суде Челябинской области рассматривалось дело
№ А76-738/2007 не об объектах недвижимости ответчика, расположенных на спорном земельном участке, а о земельном споре, истцом по делу
№ А76-738/2007 являлась Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ», которая впоследствии и распорядилась земельным участком, реализовав его обществу «Планета озер». Заявитель настаивает на том, что обстоятельства и выводы Арбитражного суда Челябинской области, изложенные в решении от 30.04.2009 по делу
№ А76-738/2007, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Кроме того, заявитель оспаривает ошибочные, по его мнению, выводы судов об истечении срока исковой давности, об определении момента нарушения прав истца. Заявитель отмечает, что до дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости с кадастровым номером 74:38:0101003:4, то есть до 24.10.2019, истцу не было известно и не могло быть известно о сделках, совершенных со спорным земельным участком.

Помимо изложенного, по мнению заявителя, является ошибочный вывод судов о том, что Российская Федерация в лице муниципального образования «Чебаркульский городской округ» своим волеизъявлением продала земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции принял во внимание следующее.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности ответчика на объект, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество «Еловая горка» с 07.03.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:38:0101003:4 площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, 5-ый километр автодороги Миасс-Чебаркуль, база отдыха «Энергетик», категория земель - земли населенных пунктов, назначение - для оздоровительных целей.

Согласно свидетельству о праве собственности на земельный участок право собственности приобретено ответчиком по акту приема-передачи недвижимого имущества в уставный капитал от 23.01.2012.

Земельный участок получен ответчиком в собственность от открытого акционерного общества «Планета озер», которое являлось правообладателем указанного земельного участка с 03.12.2007 на основании заявки на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, находившиеся в собственности, и постановления главы муниципального образования «Чебаркульский городской округ» от 01.10.2007 № 981 «О разрешении на выкуп земельного участка из земель МО «Чебаркульский городской округ», расположенного по адресу Челябинская область, г. Чебаркуль, 5-1 км автодороги Чебаркуль-Миасс.

На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 74:36:0000000:11479 - нежилое четырехэтажное здание - база отдыха площадью 935,8 кв. м.

Указанный выше объект недвижимости - нежилое четырехэтажное здание получен ответчиком от общества «Планета озер» по акту приема-передачи имущества в уставный капитал от 23.01.2012.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права
от 30.06.2016 на основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2016 о повороте исполнения решения Арбитражного Челябинской области от 19.06.2007 по делу № А76-738/2007 и статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда площадью 23 660 000 кв. м (группа лесов 1 категории защитности - леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы, леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов), адрес (местоположение) - Россия, Челябинская область,
г. Чебаркуль, Чебаркульский опытный лесхоз, Чебаркульское лесничество, кварталы № 42-61, 63-64, 66).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский городской округ ОГУ «Чебаркульское лесничество» Бишкильское участковое лесничество, кварталы 42 ч (выделы 1-37, часть 39) 43 ч (выделы 1-22, 24, 25), 44 ч (выделы 1-6)..., площадью 21 543 240 кв. м, земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.02.2010, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из сведений об основных характеристиках объектах недвижимости по состоянию на 14.05.2021.

Из представленной истцом информации суды выявили, что межевание земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:11960 не проведено, в связи с чем участок нельзя точно отобразить на карте.

Управление полагает, что земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4, принадлежащий ответчику на праве собственности, находится в квартале 42Ч часть выдела 40 часть выдела 64 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества согласно материалам лесоустройства 1996 г. и является частью лесного участка в выделе 40 квартала 42, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что подтверждено копиями планшетов № 6 Чебаркульского лесничества лесоустройство 1996 г., № 9 Чебаркульского лесничества Бишкильского участкового лесничества кварталы 155, 42-ч-45 Ч лесоустройство 2016 г.,
а потому зарегистрированное право собственности общества «Еловая горка» нарушает право собственности Российской Федерации на этот участок.

Полагая, что признание права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 отсутствующим, погашение соответствующей записи восстановит право Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, управление обратилось в арбитражный суд.

При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что характеристики и идентифицирующие признаки земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, и лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, не совпадают, и к выводу о недоказанности истцом того обстоятельства, что право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за разными лицами. Суд признал, что наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи от 12.03.2012 о праве собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 площадью 1400 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, 5-ый километр автодороги Миасс-Чебаркуль, база отдыха «Энергетик», не нарушает каких-либо прав истца (Российской Федерации) в отношении находящихся в федеральной собственности лесных участков, в том числе лесного участка площадью 23 660 000 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией на основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2016 по делу № А76-738/2007, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Чебаркуль, Чебаркульский опытный лесхоз, Чебаркульское лесничество, кварталы № 42-61-63-64,66, суд заключил, что истцом избран ненадлежащий способ защиты. Также суд отклонил доводы истца о нарушении ответчиком прав Российской Федерации на лесной участок со ссылкой на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2009 по делу
№ А76-738/2007, суд пришел к выводу об отсутствии относимости обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, к земельному участку, принадлежащему ответчику на праве собственности, суд отметил, что предыдущие собственники объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, к участию в рассмотрении данного дела не привлекались, право собственности ответчика на земельный участок возникло только в
2012 г. Суд также указал, что для реализации прав Российской Федерации на указанный в данном деле участок лесного фонда каких-либо препятствий с даты вступления в законную силу судебного акта по названному делу не имелось, в том числе отсутствовали какие-либо препятствия в совершении необходимых действий по регистрации права собственности Российской Федерации, проведения необходимых межевых, кадастровых работ в целях определения границ лесного участка (участков) в установленном порядке, также отсутствовали какие-либо препятствия для установления границ лесного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, поставленного на кадастровый учет и находящегося в собственности Российской Федерации с 2010 г. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд заключил, что, поскольку право Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано 30.06.2016 на основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2016 по делу
№ А76-738/2007, с указанной даты истец, действуя с должной степенью разумности и осмотрительности, должен был иметь и имел реальную возможность узнать о нарушении прав собственника. Также суд пришел к выводу о том, что общество «Планета озер» стало собственником земельного участка с кадастровым номером 74:38:0101003:4 в результате выкупа данного участка на основании волеизъявления Российской Федерации в лице муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (постановление главы муниципального образования от 01.10.2007). Кроме того, приняв во внимание, что ответчик приобрел право собственности на земельный участок в 2012 г., земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 г. и является ранее учтенным, вид разрешенного использования - для оздоровительных целей, сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:11960 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, границы земель лесного фонда определяются по материалам лесоустройства, суд счел возможным применение к спорной ситуации положений Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона № 280-ФЗ. На основании изложенного суд отказал истцу в удовлетворении заявленных управлением требований.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оставил решение суда первой инстанции в силе.

Между тем суды не учли следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.

К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.

Согласно статье 8 Лесного кодекса, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из положений статьи 71 Лесного кодекса, а также пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесных участков, таксацию лесов.

В соответствии со статьей 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 68.1, 68.2 названного Кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании ст. 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.

Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса).

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса).

До 01.01.2021 действовал Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 № 194.

Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень).

В соответствии с частью 2.2.2 Перечня основанием для внесения документированной информации в Акты, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (далее - Акты) являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе об установлении границ лесничеств (лесопарков), а также определении их границ.

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ) определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п. 3 ст. 4.1).

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201?ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Нормами действующего лесного законодательства срок действия лесоустроительной документации и последствия его истечения не предусмотрены.

Таким образом, разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда, то есть представленная истцом лесоустроительная документация является подтверждением наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 74:38:0000000:11960 как ранее учтенный участок лесного фонда.

Положениями статей 81-84 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.

В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов относятся использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Исходя из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно пункту 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем в силу положений пункта 8 статьи 24, подпункта 2 пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ).

В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.

Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 № 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 № 423-О).

Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Из изложенного следует, что положения Федерального закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ в редакции Федерального закона
№ 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.

Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.

Суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить следующее.

Как следует из материалов дела, в качестве основания заявленных требований управление ссылалось на то обстоятельство, что спорный земельный участок является частью лесного участка, расположенного в квартале 42 Ч часть выдела 40, часть выдела 64 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, земельный участок является федеральной собственностью и принадлежит Российской Федерации в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела суды применили положения Федерального закона № 280-ФЗ после заключения об отсутствии наложения земельных/лесных участков, на которые одновременно претендуют как истец, так и ответчик.

Однако отсутствие такого наложения исключает возможность применения положений Федерального закона № 280-ФЗ.

Вместе с тем установление обстоятельств наложения/отсутствия наложения земельных участков и обстоятельств правомерности распоряжения Администрацией муниципального образования «Чебаркульский городской округ» спорным земельным участком как принадлежащим муниципальному образованию является значимым для правильного рассмотрения настоящего дела.

При обращении в суд заявитель указал на регистрацию права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда кварталы
№ 42-61, 63-64, 66 площадью 23 660 000 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Челябинская область, г. Чебаркуль, Чебаркульский опытный лесхоз, Чебаркульское лесничество. Заявитель также отметил, что земельный участок с кадастровым номером 74:38:0101003:4 по имеющимся у ЧОБ «Чебаркульское лесничество» документам, является частью лесного участка – в квартале 42Ч часть выдела 40, часть выдела 64 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, то есть частью земельного участка с кадастровым номером 74:38:0000000:11960.

Для установления значимых для рассмотрения дела обстоятельств суду необходимо было исследовать представленные управлением документы, а именно: лесоустроительные материалы по лесному участку с кадастровым номером 74:38:0000000:11960, информация о лесном участке (выписка из ГЛР), таксационное описание, копия абриса (схема расположения лесного участка) в квартале 424 часть выделов 40, 64 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, копия планшета № 6 Чебаркульского лесничества, лесоустройство 1996 г., копия планшета № 9 Чебаркульского лесничества Бишкильского участкового лесничества, кварталы 155, 42Ч-45Ч, лесоустройству 2016 г., копия акта на передачу лесов, подписанного между Чебаркульским опытным лесхозом и Златоустовскими электрическими сетями АООТ энергетики и электрификации «Челябэнерго» о передаче Чебаркульскому опытному лесхозу земельного участка площадью 0,14 га, находящегося, согласно материалам прежнего лесоустройства 1996 г., в квартале 42 выдел 40 Бишкильского участкового лесничества, заключение Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 02.04.2021, копия договора
от 20.01.1997 на долгосрочное пользование (аренду) участком лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, сроком действия по 31.12.2002, заключенного между Чебаркульским опытным лесхозом и Златоустовскими электрическими сетями АООТ энергетики и электрификации «Челябэнерго».

Представленные управлением документы судами не исследованы.

Следует отметить, что по смыслу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Согласно частям 1 и 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.

Таким образом, в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела, суд вправе назначить проведение по делу судебной экспертизы (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанная возможность судом первой инстанции не использована.

Кроме того, как отмечено ранее, необходимо было установить обоснованность включения в границы муниципального образования спорного земельного участка для разрешения связанного с указанным обстоятельством вопроса о законности приобретения ответчиком спорного участка.

Судами не принят во внимание исторически последовательный правовой и фактический анализ обстоятельств формирования границ муниципального образования, произведенный судом апелляционной инстанции при принятии постановления от 22.07.009 по делу № А76-738/207, при этом не произведен и собственный анализ указанных обстоятельств.

Суд кассационной инстанции отмечает, что вопрос о приватизации спорного земельного участка разрешался в 2007 г., суды заключили, что выкуп спорного участка совершен на основании волеизъявления Российской Федерации в лице муниципального образования, однако судами не учтено, что полномочиями по предоставлению лесных участков в собственность иных лиц органы местного самоуправления не наделены, в связи с чем приведенный вывод судов не основан на нормах закона.

При таких обстоятельствах, поскольку указанные недостатки не могут быть устранены судом кассационной инстанции и требуют нового рассмотрения спора по существу, учитывая, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела в соответствии с подлежащими применению нормами материального права в полном объеме не установлены, а судом апелляционной инстанции не выполнены требования, изложенные в статье 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не устранены противоречия в доводах и возражениях участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, всесторонне исследовать представленные доказательства, суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются стороны по настоящему делу в обоснование своих возражений, с учетом требований, установленных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности, и принять законный и обоснованный судебный акт, исходя из норм действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2021 по делу № А76-49774/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи А.С. Полуяктов

И.А. Краснобаева