Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5478/23
Екатеринбург
21 сентября 2023 г.
Дело № А60-70605/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее – фонд, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2023 по делу № А60-70605/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Полюс-1» (далее – общество, работодатель, ответчик) – Яшкова М.В. (паспорт, доверенность от18.10.2022 № 61).
Фон, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу о взыскании излишне выплаченной страховой пенсии по старости в сумме 67 769 руб. 05 коп.
Решением суда от 31.03.2023 (судья и Зверева И.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 (судьи Герасименко Т.С., Трефилова Е.М., Якушев В.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит названные судебные акты отменить, иск удовлетворить.
Фонд не согласен с выводами судов о том, что у него имелись сведения, подтверждающие осуществление застрахованным лицом трудовой деятельности в июле 2020 года; утверждает об отсутствии возможности уточнить факт работы указанного лица, получающего пенсию по старости, на момент принятия решения об индексации пенсии, поскольку соответствующие сведения по форме СЗВ-ТД и СЗВ-Стаж работодатель своевременно не предоставил.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Мораш Андрей Георгиевич (далее – Мораш А.Г., застрахованное лицо) является застрахованным лицом и получателем пенсии по старости, осуществлявшим в 2020 году трудовую деятельность в обществе.
В связи с несвоевременным предоставлением обществом сведений по форме СЗВ-М с типом «исходная» за период июль 2020 года, фонд пришел к выводу о том, что трудовая деятельность Мораша А.Г. в обществе прекращена, в связи с чем вынес решение от 10.09.2020, на основании которого с 01.07.2020 по 30.11.2021 осуществлял Морашу А.Г выплату страховой пенсии по старости в повышенном размере.
Установив факт излишней выплаты указанному лицу пенсии по старости в размере 67 769 руб. 05 коп. и отразив данный факт в протоколе от 23.11.2020, полагая, что причиной необоснованного расходования средств фонда послужило виновное бездействие общества, которое не представило сведения о трудовой деятельности Мораша А.Г. в установленный срок, фонд направил работодателю соответствующую претензию с предложением возместить причиненный ущерб в добровольном порядке.
Поскольку общество отказалось от удовлетворения претензии, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о недоказанности вины общества и причинно-следственной связи между его неправомерными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, представляющим собой излишнее расходование средств фонда.
Выводы судов являются правильными, обоснованными и соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Указанными положениями Закона № 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с произошедшим техническим сбоем в отправке электронных сообщений по телекоммуникационным каналам связи общество представило фонду сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении Мораша А.Г., лишь в октябре 2021 года после того, как выявило ошибку, тем самым нарушив установленный срок.
Вместе с тем, на момент принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации (10.09.2020) фонд располагал информацией о том, что Мораш А.Г. продолжает трудовую деятельность в обществе, поскольку сведения за все последующие периоды (2020-2021 гг.) в том числе в отношении указанного застрахованного лица были поданы ответчиком своевременно и поступили в распоряжение истца уже 05.09.2020. Кроме того, из сведений СЗВ-СТАЖ, поданных ответчиком 19.02.2021 по итогам 2020 года следует, что Мораш А.Г. работал на протяжении всего отчетного периода.
Соответственно имея достаточные основания полагать, что трудовая деятельность застрахованного лица в 2020 году являлась непрерывной, фонд, тем не менее, не воспользовался указанными сведениями, тем самым необоснованно назначил и выплачивал ему повышенную пенсию с 01.07.2020 по 30.11.2021.
Поскольку законом предусмотрена обязанность фонда ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерам трудовой деятельности при принятии решения об индексации пенсии, суды пришли к верному выводу о том, что причиной излишнего расходования средств фонда послужили не виновное бездействия ответчика, а неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы истца, опровергающего фактическую возможность произвести проверку факта осуществления Морашем А.Г. трудовой деятельности в 2020 году, противоречат обстоятельствам дела.
Доводы истца сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, в связи с этим на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2023 по делу № А60-70605/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Д.В. Жаворонков
Е.А. Кравцова