НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 19.01.2022 № А60-18083/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10163/21

Екатеринбург

19 января 2022 г.

Дело № А60-18083/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е.А. рассмотрел кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2021 по делу № А60-18083/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 по указанному делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.

Общество с ограниченной ответственностью «РУ.ЧКА» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство, административный орган, заявитель) о назначении административного наказания от 06.04.2020 № 43 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2021, принятым в порядке упрощенного производства, требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требования общества. Административный орган настаивает на том, что при привлечении общества к ответственности им соблюдены все требования, установленные КоАП РФ, совершены необходимые и достаточные действия для извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Податель жалобы указывает на то, что протокол отправки извещения о необходимости явки на составление протокола по делу об административном правонарушении содержит «дату отправки», «дату получения на сервер» и «дату получения адресатом». Формулировка «дата получения на сервер» обозначает, что извещение поступило обществу, получено им по адресу электронной почты, в «электронный почтовый ящик». «Дата получения адресатом» обозначает дату и время прочтения обществом содержания письма. Таки образом, заявитель полагает, что данный способ извещения является надлежащим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в ходе мероприятия при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (наблюдения) установлен факт непредставления обществом в установленный срок декларации по форме № 11, 12 за 4 квартал 2020.

Административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований статьи 14, абзаца 13 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления 11.03.2021 в отношении общества протокола об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ и принятия постановления от 06.04.2021 № 43 о привлечении общества «РУ.ЧКА» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.13 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в сумме 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 06.04.2021 № 43, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее – Правила), которыми определен порядок представления деклараций.

Пунктом 11 Правил установлено, что организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 8 (по форме № 12 в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198, и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, до момента утверждения обновленного формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1719).

Согласно пункту 18 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями № 7 и № 8 к Правилам (по формам № 11 и № 12), представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации. При представлении указанных деклараций в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее – ФС РАР). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение ФС РАР.

Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил).

С учетом изложенного,декларации по форме № 11 и № 12 за 4 квартал 2020 года должны были быть представлены обществом до 20 января 2021 года.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество «РУ.ЧКА» зарегистрировано 08.11.2016 на территории Свердловской области, имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в обособленном подразделении – баре, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Культуры, дом 32).

На официальном сайте ФС РАР в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://fsrar.ru) имеется сервис для оказания электронных услуг участникам алкогольного рынка, в том числе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на своей территории, «личный кабинет».

Судами из сведений, полученных в разделе «Принятые декларации» в «личном кабинете», установлено, что обществом декларация по форме № 11 за 4 квартал 2020 года не представлена.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что административным органом доказано в действиях общества события правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.13 КоАП РФ.

Судами также установлена вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.13 КоАП РФ.

Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.13КоАП РФ.

Вместе с тем, руководствуясь положениями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, статьи 28.2 КоАП РФ, судами выявлено существенное нарушение заинтересованным лицом процедуры привлечения общества к административной ответственности, а именно непредставление административным органом доказательств надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Несоблюдение данных требований является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также прав, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Судами при исследовании вопроса об уведомлении законного представителя общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, установлено, что извещение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении было получено обществом 12.03.2021, тогда как составление протокола назначено на 11.03.2021.

Из материалов дела следует, что на момент составления протокола Министерство располагало фактом направления обществу 02.03.2021 электронного письма с текстом извещения о необходимости явки на составление 11.03.2021 протокола по части 1 статьи 15.13 КоАП РФ, однако на день составления протокола не располагало доказательствами его вручения (в данном случае - прочтения электронного сообщения) указанному лицу. Доставка извещения была произведена на сервер, используемый обществом, что, в отсутствии доказательств прочтения получателем электронного письма, не свидетельствует о надлежащем извещении.

Таким образом, правильно применив названные выше нормы права, оценив в совокупности все обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, суды установили, что допущенное Министерством нарушение при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества, является существенным, в связи с этим влечет невозможность привлечения лица к административной ответственности и обоснованно удовлетворили требования общества «РУ.ЧКА» о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2020 № 43 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.13 КоАП РФ.

Вопреки доводам заявителя, изложенным в кассационной жалобе, направление извещения электронной почтой автоматически не означает надлежащего извещения лица, поскольку факт получения такого извещения должен носить бесспорный характер. Из отчета о доставке должно явственно следовать, что адресат получил направленное ему сообщение.

Доводы Министерства не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 65, 67, 68, 71 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2021 по делу № А60-18083/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Е.А. Поротникова