НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 18.11.2020 № Ф09-6769/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6769/20

Екатеринбург

18 ноября 2020 г.

Дело № А71-3884/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В. ,

судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения  - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (ИНН: 1831078833, ОГРН: 1021801153010)  на решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2020 по делу № А71-3884/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное )  к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 55»   (ИНН: 1835063450, ОГРН: 1051802202770) о  взыскании убытков.

         Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда, фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55» (далее - МБДОУ «Детский сад № 55», Учреждение, ответчик) 52121 руб. 18 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконной выплаты страховой пенсии работникам Коньшиной Татьяне Михайловне, Лощеновой Инне Рифатовне, Муллахметовой Валентине Ивановне за период с января 2018 года по апрель 2019 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Коньшина Т.М., Лощенова И.Р., Муллахметова В.И.

        Решением суда первой инстанции от 30.06.2020  в удовлетворении заявленных требований отказано.

        Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                     от  27.08.2020  решение суда первой инстанции оставлено в силе.

        В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность выводов судов, так как несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета явилось результатом виновных действий ответчика.

       МБДОУ «Детский сад № 55»в представленном отзыве  просит судебные акты  оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

       Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам. 

        Как следует из материалов дела, Коньшина Т.М., Лощенова И.Р., Муллахметова В.И. являются работающим у ответчика пенсионерами.

Ответчик не представил в фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И. за январь 2018 года, в результате чего в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), последние учтены истцом в системе персонифицированного учета как неработающие пенсионеры.

В порядке ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) истцом вынесены решения о выплате страховой пенсии Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И. с учетом индексации с январь 2018 года в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.

18.03.2019 истцом от ответчика в электронном виде получены дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2018 года, уточнено, что Коньшина Т.М., Лощенова И.Р., Муллахметова В.И. являлись работающим у ответчика пенсионерами в январе 2018 года.

В связи с непредставлением ответчиком достоверной информации о работающих пенсионерах и представлении информации за январь 2018 года только в марте 2019 года, по мнению истца, из средств фонда излишне выплачены суммы страховой пенсии Коньшиной Т.М. в размере 23 788 руб. 25 коп., Лощеновой И.Р. в размере 20 334 руб. 24 коп., Муллахметовой В.И. в размере 16 558 руб. 74 коп. за период с 1 января 2018 года по 30 апреля 2019 года.

Поскольку в добровольном порядке ответчиком данная сумма не возмещена, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм индексаций размера пенсий из обстоятельств дела не усматривается, соответственно оснований для возложения на ответчика обязательств по возмещению истцу убытков вследствие излишне выплаченной суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не имеется.

Выводы судов являются законными и обоснованными в силу следующего.

Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закона № 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с пп. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно п. 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В случаях, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ (п. 88 Правил).

При этом в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п. 88 Правил, без удержания за прошлое время (п. 90 Правил).

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ (п. 88 Правил).

Согласно п. 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Из обстоятельств дела усматривается, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп) за январь 2018 года ответчик представил с нарушением срока - 18.03.2019.

Истцом за период с 1 января 2018 года по 30 апреля 2019 года произведена индексация пенсии застрахованным лицам - пенсионерам Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И.

Между тем, страхователем были своевременно представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М за период с февраля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2019 года, в которых содержались сведения обо всех работниках ответчика, в том числе о Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И.

Содержание отчетности страхователя по представленным формам СЗВ-М за период с февраля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2019 года объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И. в январе 2018 года.

Управление Пенсионного фонда не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц (отчетность по форме СЗВ-М за период с февраля по декабрь 2018 года и с января по апрель 2019 года), никакую дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М.

Кроме того, на момент принятия решения о выплате пенсии (с учетом индексации) фонд располагал сведениями о застрахованных лицах - пенсионерах Коньшиной Т.М., Лощеновой И.Р., Муллахметовой В.И. как фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности, основания для индексации получаемой пенсии отсутствовали.

Истец, имея достаточные основания считать, что трудовая деятельность застрахованных лиц - пенсионеров в 2018 году являлась непрерывной, не обладал основаниями для индексации получаемой пенсии с 01.01.2018.

Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения убытков, фондом в данном случае не доказана.

Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 № 309-ЭС19-23722, от 17.01.2020 № 301-ЭС19-25559.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2020 по делу № А71-3884/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Д.В. Жаворонков

Судьи                                                                                    Н.Н. Суханова  

                                                                                              Е.О. Черкезов