НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 18.10.2022 № А60-55881/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6833/22

Екатеринбург

20 октября 2022 г.

Дело № А60-55881/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Васильченко Н.С.,

судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу страховой медицинской компании «Астрамед-МС» (акционерное общество) (далее – общество СМК «Астрамед-МС», страховая компания, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2022 по делу
№ А60-55881/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. В.В. Тетюхина» (далее – общество «УКЛРЦ», Реабилитационный центр, истец) – Юсупова М.О. (доверенность
от 01.07.2022), Изотова Е.В. (доверенность от 01.01.2022 № 3);

общества СМК «Астрамед-МС» – Яйлаханян И.Н. (доверенность
от 10.03.2020 № 2).

Общество «УКЛРЦ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу СМК «Астрамед-МС» о взыскании неустойки по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.04.2016 № 04/1756 (далее – договор от 27.04.2016 № 04/1756) за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 в сумме 725 420 руб. 14 коп.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – ТФОМС СО, третье лицо).

Решением суда от 07.04.2022 исковые требования удовлетворены:
с ответчика в пользу истца взысканы неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств по договору от 27.04.2016 № 04/1756 за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 в сумме 725 420 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче иска, в сумме 17 508 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.07.2022 решение суда отменено в части; принят отказ Реабилитационного центра от иска на сумму 79 526 руб., производство по делу в данной части прекращено; с ответчика в пользу истца взысканы неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств по договору от 27.04.2016 № 04/1756 за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 в сумме 645 894 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче иска, в сумме 15 918 руб.

Общество СМК «Астрамед-МС» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

Заявитель жалобы указывает, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) не предоставляет право страховой медицинской организации производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу без выделения объемов, либо сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, а медицинской организации – требовать производства такой оплаты от страховой медицинской организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021
№ 310-ЭС21-24397).

Общество СМК «Астрамед-МС» отмечает, что суды при рассмотрении спора не применили закон, подлежащий применению, – статьи 14, 37–39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС).

Как указывает ответчик, заключенным между сторонами договором не предусмотрен порядок оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленного объема. Доказательств того, что истец направлял в адрес ответчика возражения или предложения относительно условий заключения договора, в материалы дела не представлено, договор не оспорен, в установленном порядке недействительным не признан. Объем предоставления медицинской помощи является существенным условием договора и не может быть изменен в одностороннем порядке.

Заявитель жалобы также обращает внимание суда на отсутствие вины общества СМК «Астрамед-МС» при нарушении сроков оплаты.

ТФОМС СО представил отзыв на кассационную жалобу, в котором поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу общество «УКЛРЦ» просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом «УКЛРЦ» (организация) и обществом «Астрамед-МС» (страховая медицинская организация, СМО) заключен договор от 27.04.2016 № 04-1756, по условиям пункта 1 которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Права и обязанности сторон определены в разделе 2 данного договора.

На основании пункта 3.1 указанного договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.

Пунктом 4.1 договора установлено, что страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение № 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов до 29-го числа каждого месяца включительно.

Согласно пункту 5.2 договора организация обязуется бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7.1 договора страховая медицинская организация несет ответственность за неоплату, неполную или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по договору, в виде уплаты организацией за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от не перечисленных сумм за каждый день просрочки.

Как следует из материалов дела, обществом «УКЛРЦ» в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Регламента взаимодействия участников ОМС по учету и оплате медицинской помощи в системе ОМС Свердловской области за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2020 года сформированы реестры, включающие все случаи оказания медицинской помощи, завершенные в этих отчетных месяцах.

Загрузка реестров обществом «УКЛРЦ» в полном объеме не произведена, поскольку ответчиком в автоматическом режиме системы ИАС А60 «Реестры счетов» технически установлены ограничения по количеству случаев оказанной медицинской помощи обществом «УКЛРЦ».

Обществом «УКЛРЦ» в установленные сроки (раздел II Регламента мониторинга и контроля объемов медицинской помощи и финансовых средств, установленных решением Комиссии по разработке Территориальной программы ОМС) направлена в Министерство здравоохранения Свердловской области, ТФОМС Свердловской области, страховые организации заявка на изменение объемов медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, на поквартальное перераспределение в рамках годового объема и на изменение годового Плана от 09.11.2020 № ИСХ-1133/У.

В обоснование заявки от 09.11.2020 № ИСХ-1133/У общество «УКЛРЦ», в частности, по обоснованию оказания высокотехнологичной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилям: гинекология, урология были указаны следующие причины: в связи со снижением плановой госпитализации, обусловленной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением COVID-19, а также наличием очереди пациентов, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), просим рассмотреть возможность перераспределения годового объема медицинской помощи в круглосуточном стационаре без изменения объема финансирования, выделенного обществу «УКЛРЦ» на 2020 год, в рамках исполнения территориальной программы ОМС. Истец предлагал увеличить объем ВМП за счет снижения распределенного объема специализированной медицинской помощи по приложенной таблице.

Предварительное одобрение со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области и ТФОМС СО перераспределения выделенных объемов медицинской помощи обществу «УКЛРЦ» на 2020 год со специализированной медицинской помощи на ВМП без изменения годового объема финансирования было получено обществом «УКЛРЦ» 08.10.2020 на совместном совещании, проведенном под председательством заместителя Губернатора Свердловской области по вопросам деятельности общества «УКЛРЦ».

Согласно протоколу от 27.11.2020 № 14 заседания комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Свердловской области заявка общества «УКЛРЦ» от 09.11.2020 № ИСХ-1133/У оставлена без удовлетворения.

Данные обстоятельства были указаны истцом в претензии от 22.03.2021
№ ИСХ-0231/У, направленной в адрес ответчика.

В ответ на досудебную претензию общество «Астрамед-МС» направило ответ от 26.04.2021 № 04/371, в котором указало следующее: «обмен документами между участниками ОМС происходит в электронном виде. Счет и реестр счетов на указанную сумму 5 972 211 руб. 00 коп. в СМК «Астрамед» (АО) не предоставлен».

С адрес СМО 12.05.2021 были направлены также первичные документы для подписания и оплаты оказанной обществом «УКЛРЦ» медицинской помощи застрахованным в системе ОМС гражданам (получены 13.05.2021 по электронной почте, 13.05.2021 в порядке электронного документооборота, 17.05.2021 курьерской доставкой): детализация счета от 26.04.2021 № 11043,
№ 11042 на 2 л. в 1 экз.; реестры за ноябрь, декабрь 2020 года на 2 л. в 1 экз.; счета-фактуры от 29.11.2020 № 381, от 30.12.2020 № 422 на 2 л. в 2 экз.; акты от 29.11.2020 № 381, от 30.12.2020 № 419 на 2 л. в 2 экз.; счета на оплату
от 12.05.2021 № 10, 11 на 2 л. в 1 экз.; акт от 30.12.2020 № 419 на объем оказанной медицинской помощи на сумму 5 879 255 руб. подписан СМО без замечаний.

В адрес общества «Астрамед-МС» 28.07.2021 повторно направлена досудебная претензия № ИСХ-0642/У о взыскании суммы основного долга и договорных пеней за просрочку исполнения обязательств по оплате оказанной медицинской помощи.

Задолженность в части взыскания суммы основного долга по договору погашена в полном объеме, однако требования в части взыскания неустойки оставлены ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что страховая компания своевременно не оплатила задолженность за оказанные медицинские услуги.

Суд апелляционной инстанции в связи с принятием заявленного истцом отказа от части исковых требований отменил решение суда и прекратил производство по делу в части взыскания неустойки в сумме 79 526 руб.

В остальной части апелляционный суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору от 27.04.2016 № 04/1756 за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 в сумме 645 894 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Заявитель жалобы не согласен с выводами судов в части взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 645 894 руб.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Законом об ОМС.

Частью 7 статьи 14 Закона об ОМС предусмотрено, что деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС).

На основании части 1 статьи 39 Закона об ОМС для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.

Во исполнение названного договора медицинские организации оказывают застрахованным лицам медицинскую помощь тех видов, которые установлены базовой и территориальной программами обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.

В силу пункта 8 статьи 3, статьи 35 Закона об ОМС базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона об ОМС). При этом территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (часть 7 статьи 36 Закона об ОМС).

Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Закона об ОМС).

Страховая медицинская организация производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 15, часть 6 статьи 39 Закона об ОМС), в частности, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Указанные меры позволяют реализовать право застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи (статья 37 Закона об ОМС).

Исходя из части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, что представляет собой гарантию своевременного оказания бесплатной медицинской помощи; возможность оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и превышения распределенного объема предоставления медицинской помощи.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (статья 1 Закона об ОМС).

На основании части 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Из положений пункта 1 статьи 38, пункта 2 статьи 39 Закона об ОМС не следует, что фактическое оказание медицинской помощи сверх установленного в договоре со страховой организацией объема освобождает страховую медицинскую организацию от исполнения обязательств по оплате оказанной медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования и перечнем территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Медицинские организации не должны нести негативные последствия за недостатки планирования программы обязательного медицинского страхования или прогнозирования заболеваемости населения, а также за несвоевременность корректировки объемов медицинской помощи, которая возможна на основании пунктов 121, 139 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н.

В силу пункта 9 статьи 38 Закона об ОМС основаниями для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормированного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации являются: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.

Оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой, учитывающий в том числе количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей; показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц; права пациента на выбор медицинской организации и врача (подпункты 1, 2, 8 пункта 123 Правил ОМС).

Предъявляя иск о взыскании задолженности к страховым медицинским организациям и территориальному фонду обязательного медицинского страхования, медицинская организация должна доказать факт оказания медицинских услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация и территориальный фонд обязательного медицинского страхования его опровергнуть (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 № 308-ЭС18-8218, 20.03.2019
№ 307-ЭС18-18880, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, при отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу обязательного медицинского страхования, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор
от 27.04.2016 № 04-1756, заявку от 09.11.2020 № ИСХ-1133/У, протокол
от 27.11.2020 № 14, претензии, принимая во внимание, что в данном случае страховая компания отказала в оплате оказанных обществом «УКЛРЦ» медицинских услуг только по тому основанию, что эти услуги оказаны истцом с превышением объемов предоставления медицинской помощи, утвержденных решением Комиссии, при этом ответчик не оспорил фактический объем и стоимость оказанных медицинских услуг и их оказание в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также учитывая отсутствие доказательств нарушения обществом «УКЛРЦ» требований, предъявляемых к предоставлению медицинских услуг и того, что оказанные услуги не покрываются страховым обеспечением по обязательному медицинскому страхованию, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчик является субъектом, который обязан оплачивать медицинские услуги, оказанные застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Как установил суд апелляционной инстанции, ответчиком до даты обращения с иском в суд произведена оплата суммы основного долга в добровольном порядке.

Суд апелляционной инстанции указал, что согласно положениям пункта 4.1 договора ответчик принял на себя обязательство оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных денежных средств на расчетный счет медицинской организации на основании предъявленных счетов и реестров счетов, до 29-го числа каждого месяца включительно.

Действующее законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданам бесплатной медицинской помощи в зависимость
от запланированного общего объема таких услуг.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», отсутствие денежных средств у субъекта, финансируемого за счет бюджетных средств, не освобождает его от ответственности за нарушение обязательства по договору.

Суд апелляционной инстанции установил, что оплата оказанных истцом медицинских услуг была произведена ответчиком с нарушением сроков оплаты, в связи с чем в соответствии с положениями части 7 статьи 39 Закона об ОМС и пунктом 7.1 договора обществом «УКЛРЦ» начислена неустойка за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в сумме 645 894 руб.

Как указал суд апелляционной инстанции, причиной неуплаты долга явилось виновное поведение ответчика в части неисполнения зависящих исключительно от него, регламентированных Законом об ОМС и договором действий, следовательно, предусмотренная ответственность за неполную оплату медицинской помощи, оказанной по настоящему договору, в виде уплаты обществом СМК «Астрамед-МС» за счет собственных средств пени подлежит взысканию.

Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 330, статьей 331, пункта 4 статьи 421, пунктом 7.1 договора, правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации
от 15.08.2016 № 305-ЭС16-4576, от 15.10.2018 № 305-ЭС18-10447, пункте 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), проверив и признав верным произведенный истцом расчет, суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика неустойку за период с 01.01.2021 по 30.08.2021 в сумме 645 894 руб.

Как отметил суд апелляционной инстанции, истцом в расчете неустойки приняты во внимание сроки исполнения претензий истца об оплате оказанной медицинской помощи.

Доказательств неверного исчисления неустойки ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения размера неустойки судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку при расчете неустойки учитывается 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Отклоняя довод ответчика о невозможности оплатить услуги, оказанные истцом сверх установленных объемов медицинской помощи, подлежащей оплате в рамках территориальной программы ОМС на 2020 год, суд отметил, что федеральное законодательство не ставит в зависимость возможность оказания медицинским учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС. Таким образом, оказание истцом медицинских услуг сверх установленного объема является страховым случаем и подлежит оплате в заявленном объеме.

Довод ответчика об отсутствии у него обязанности уплачивать неустойку, поскольку денежные средства в его адрес для оплаты дополнительных объемов медицинской помощи не перечислялись, отклонен судом апелляционной инстанции, так как ответчик не имел права отказывать в выплате денежных средств за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу № А60-55881/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу страховой медицинской компании «Астрамед-МС» (акционерное общество) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.С. Васильченко

Судьи О.В. Абознова

А.А. Гайдук