Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1796/17
Екатеринбург
24 октября 2017 г. | Дело № А47-10455/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Лимонова И.В., Сидоровой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Головач Т.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее – учреждение «ОСК Центрального военного округа») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 по делу
№ А47-10455/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражногоапелляционного суда от 05.07.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
учреждения «ОСК Центрального военного округа» – Кожевникова Л.Д. (доверенность от 25.05.2017 № 11/11с);
общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – общество «Оренбург Водоканал») – Ефанова И.К. (доверенность
от 09.01.2017 № 6).
Общество «Оренбург Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к учреждению
«ОСК Центрального военного округа» о взыскании задолженности в сумме
15 164 290 руб. 38 коп.
Решением суда от 24.04.2017 (судья Пархома С.Т.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.07.2017 (судьи Лукьянова М.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение «ОСК Центрального военного округа» просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, акты отбора сточных вод от 27.07.2015
№ 88/07, от 28.10.2015 № 86/10, от 29.07.2015 № 93/07, от 29.10.2015 № 89/10, от 29.10.2015 № 87/10 не являются достоверными и достаточными доказательствами соблюдения истцом процедуры проведения отбора проб при отсутствии доступа к местам отбора проб, поскольку не являются актами, фиксирующими факт несовершения абонентами действий (бездействий) согласно п. 149 постановления Правительства Российской Федерации
от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644).
Учреждение «ОСК Центрального военного округа» указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки его доводу об отсутствии уполномоченных лиц при проведении процедуры отбора проб и составлении соответствующих актов по объектам войсковых частей 45097 и 33860.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Оренбург Водоканал» просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом «Оренбург Водоканал» (исполнитель) и учреждением «ОСК Центрального военного округа» (заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд учреждения «ОСК Центрального военного округа» в 2015 году от 11.09.2015 № 55/к/652 в редакции протокола разногласий от 25.03.2015 и протокола согласования разногласий от 11.09.2015 (далее – контракт от 11.09.2015 № 55/к/652), в соответствии с п. 2.1, 2.2 которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение, обязуется подавать 849 территориальному отделу эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее – получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее – холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
Согласно п. 2.3 данного контракта граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении № 7.
В силу п. 2.4 указанного контракта граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении № 1.
Местами исполнения обязательств по контракту являются точки, расположенные на границе эксплуатационной ответственности.
На основании п. 3.1 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015.
Исполнитель обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем услуг режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения воздействия на работу централизованной системы водоотведения (п. 7.1.16 названного контракта).
В соответствии с п. 7.3.6 данного контракта заказчик обязался производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами.
По условиям п. 7.3.18 контракта заказчик обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории получателей услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
На основании п. 9.1 данного контракта получатель услуг обязан обеспечить доступ исполнителю или по его указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в порядке, предусмотренном разделом 9 контракта.
В силу п. 19.1, 19.2 контакт вступает в силу с момента подписания и распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2015, действует по 31.12.2015.
Соглашением от 07.12.2015 стороны расторгли названный контракт с момента подписания соглашения, указали на распространение договорных обязательств на услуги в период с 01.01.2015 по 30.11.2015, исполнение обязательств по контракту по факту оказанных услуг за период с 01.01.2015 по 30.11.2015 в сумме 16 066 520 руб. 91 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 18% – 2 891 973 руб. 76 коп.
Как указал истец, в рамках контракта от 11.09.2015 № 55/к/652 ответчиком не были оформлены и возвращены приложение № 3 со схемами месторасположения контрольно-канализационных колодцев.
Сторонами 29.04.2016 заключен государственный контракт № 55/к/199 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд учреждения «ОСК Центрального военного округа» в 2015–2016 годах.
Приложением № 3 к контракту сторонами согласованы схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев.
По условиям п. 19.1, 19.2 данный контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свой действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2015; услуги по контракту должны быть оказаны в срок с 01.12.2015 по 30.11.2016.
Как указывает истец, в период действия государственного контракта
от 11.09.2015 № 55/к/652 отборы проб сточных вод производились из канализационных колодцев ответчика, которые в последующем, при подписании государственного контракта от 29.04.2016 № 55/к/199, ответчик согласовал в качестве контрольно-канализационных колодцев, предназначенных для отбора проб согласно Схеме месторасположения контрольно-канализационных колодцев от 29.04.2016, о чем свидетельствуют приложение № 3 к государственному контракту от 29.04.2016 № 55/к/199 «Схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев» и оборотные стороны актов отбора проб.
Истцом 27 и 28 апреля 2015 года, 27-29 июля 2015 года, 27-29 октября 2015 года в присутствии представителя ответчика проведены отборы проб сточных вод из канализационных колодцев по следующим объектам: войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок); ФГКУ «426 Военный госпиталь» (г. Оренбург, пр. Парковый, д. 3); ПКУ (г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 63); войсковая часть 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, д. 1); войсковая часть 39994
(г. Оренбург, ул. Мира, д. 3); войсковая часть 63180 (г. Оренбург, ул. Мира,
д. 3); военный госпиталь – филиал № 3 ФКУ «426 ВГ» МО РФ (г. Оренбург, пр. Госпитальный, д. 3); войсковая часть 33860 (г. Оренбург, ул. Харьковская, д. 2); войсковая часть 44296 (г. Оренбург, ул. Гражданская, д. 32), составлены также акты отбора проб сточных вод и по результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод.
В названных актах указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТа Р 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» и ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод».
Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений, либо содержат отметку о неявке абонента, недопуске к месту отбора проб сточных вод.
На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
В соответствии с п. 23, 24 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее – Распоряжение главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р), условиями государственного контракта от 11.09.2015
№ 55/к/652, актами отбора проб сточных вод, протоколами анализа проб сточных вод истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 13 648 408 руб. 51 коп.
По объекту войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок)
на основании анализа проб сточных вод (акты отбора проб сточных вод от 28.04.2015 № 83/04–84/04, от 28.07.2015 № 77/07–78/07, от 28.10.2015 № 85/10 и протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод от 05.05.2015 № 430-431, от 30.07.2015 № 742–753, № 1097–1098) истцом также установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным п. 113, 114 Правил № 644, в связи с чем истец в соответствии с п. 123 Правил № 644 произвел расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, составившей
1 515 881 руб. 87 коп., и выставил счета-фактуры, которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
Общая сумма задолженности составила 15 164 290 руб. 38 коп.
В целях урегулирования спора истец направил ответчику претензию
от 25.08.2016 № 02/4430 с требованием произвести оплату задолженности в размере 15 164 290 руб. 38 коп. в срок до 05.09.2016, которая осталась без ответа и удовлетворения.
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что требования истца о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованны и документально подтверждены.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения,поддержав сделанные судом первой инстанции выводы.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Требованиями действующего законодательства и условиями спорных договоров предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций взимается с абонентов в соответствии с постановлением органа местного самоуправления, разработанным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», которое наряду с мерами экономического воздействия за ущерб системам канализации устанавливало ответственность за сброс абонентами загрязняющих веществ в окружающую среду через эти системы.
В силу п. 23 Распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы канализации с превышением установленных ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ, установленных владельцами систем канализации населенных пунктов в составе допустимых сбросов (ДС) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается следующим образом:
23.1 При сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, применяемых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, базовых нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного (при нарушении ДК) или лимита (при нарушении ВДК) размещения осадков на один куб.м сточных вод, коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона, пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов. Кроме того, учитывается доля сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты владельцев систем канализации по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в системы канализации, а также объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
23.2 При сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные ДК и (или) ВДК, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношения разности между фактической концентрацией (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрацией (ДК) или (ВДК) по каждому загрязняющему веществу к ДК и (или) ВДК того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым определена сумма, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Согласно п. 24 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ в каждом расчетном периоде ограничивается трехкратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013
№ 644 утверждены № Правила № 644.
В силу подп. «и» п. 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения
(подп. «в», «г» п. 36 Правил № 644).
Абонент в свою очередь имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подп. «б» п. 37 Правил № 644).
Пунктом 114 Правил № 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3.
В соответствии с п. 118 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п. 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Приведенные в приложении № 3 к Правилам № 644 нормативные показатели применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Суд апелляционной инстанции указал, что действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Данная плата не отменяет взимание платежей за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Порядок расчета данной платы (формула расчета) предусмотрен п. 123 Правил № 644.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности акты отбора проб сточных вод и протоколы результатов анализа сточных вод, суды первой и апелляционной инстанций установили факт сброса ответчиком в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения в отобранных пробах, в связи с чем пришли к правильному выводу о доказанности превышения учреждением «ОСК Центрального военного округа» нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации, и требования истца о взыскании с ответчика 15 164 290 руб. 38 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суды указали, что факт сброса сточных вод учреждением «ОСК Центрального военного округа» с превышением содержания загрязняющих веществ подтвержден актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
При этом, судами установлено, что отбор, по результатам которого составлены вышеназванные акты и протоколы, произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТа Р 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» и ПНД Ф 12.15.1-08 «Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод». Акты отбора проб сточных вод при их составлении не оспорены ответчиком по форме, содержанию и полномочиям лиц их подписавших, что свидетельствует о соблюдении истцом порядка отбора указанных проб сточных вод.
Объемы сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, учреждением «ОСК Центрального военного округа» также не оспорены (ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, произведенный истцом, проверен судами обеих инстанций и признан верным.
Доводы учреждения «ОСК Центрального военного округа» об отсутствии полномочий у лиц, подписавших спорные акты, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут подтверждаться не только выданной доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
В случае, если представительство явствует из обстановки, в которой действует представитель, необходимость в проверке полномочий последнего отпадает и риск отсутствия (превышения) представительских полномочий несет лицо, создавшее соответствующую обстановку.
Таким образом, учитывая, что получатели услуг по контракту (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации) – закрытые объекты с особым режимом функционирования, наличие у представителей ответчика доступа к водопроводным, канализационным сетям абонента и сооружениям на них, их участие при отборе проб, суды пришли к верному выводу о том, что полномочия указанных лиц при составлении актов отбора проб явствовали из обстановки, в которой они действовали.
Иные доводы кассационной жалобы, в частности о том, что представленные истцом акты отбора проб не могут быть признанными допустимыми доказательствами, были предметом детального рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на законодательные и нормативные акты.
Переоценка исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба учреждение «ОСК Центрального военного округа» – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражный суд Оренбургской области от 24.04.2017 по делу
№ А47-10455/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.С. Васильченко
Судьи И.В. Лимонов
А.В. Сидорова