ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3764/14
Екатеринбург
19 июня 2014 г.
Дело № А76-10517/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Трехгорном Челябинской области (далее – пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2013 по делу № А76-10517/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 110» (далее - общеобразовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к пенсионному фонду о признании недействительным решения от 22.05.2013 № 4 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением суда от 11.09.2013 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-13301/2012.
Определением суда от 17.12.2013 производство по делу № А76-10517/2013 возобновлено.
Решением суда от 24.12.2013 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены частично: решение от 22.05.2013 № 4 в части привлечения к ответственности, в виде взыскания штрафов, в общей сумме в размере 478 768 руб. 54 коп. признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С пенсионного фонда в пользу общеобразовательного учреждения взысканы судебные расходы в сумме 4 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Тимохин О.Б., Иванов Н.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить обжалуемые судебные в части признания недействительным решения пенсионного фонда о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 478 768 руб. 54 коп. Пенсионный фонд ссылается на то, что в ходе выездной проверки установлено, что общеобразовательное учреждение не включило в облагаемую базу страховыми взносами денежные поощрения о награждении ко дню города. Пенсионный фонд также указывает, что суды приняли во внимание такие смягчающие обстоятельства как совершение правонарушения впервые, учреждение является бюджетным, отсутствие умысла в действиях, социально-значимый характер деятельности учреждения, без доказательств, подтверждающих смягчающие обстоятельства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общеобразовательного учреждения выездной проверки по вопросам полноты и правильности исчисления, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период 2010-2012 годы, оформленной актом от 15.04.2013 № 4, пенсионным фондом вынесено решение от 22.05.2013 № 4 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 488 768 руб. 54 коп., также общеобразовательному учреждению предложено уплатить страховые взносы в сумме 2 443 842 руб. 68 коп. и пени в сумме 332 189 руб. 20 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя частично заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение от 22.05.2013 № 4 в части привлечения к ответственности, в виде взыскания штрафов, в общей сумме в размере 478 768 руб. 54 коп. признано недействительным, поскольку премии (за многолетний и добросовестный труд, профессиональное отношение к должностным обязанностям, высокие достижения в обучении и воспитании, профессиональное отношение к своим обязанностям) назначены и выплачены за выполнение определенных трудовых функций.
Суды, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, посчитали возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 10 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о том, что ежемесячные социальные выплаты и разовые премии связаны непосредственно с трудовыми отношениями между общеобразовательным учреждением и его работниками, эти выплаты носят стимулирующий характер, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Данные выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, организаций и индивидуальных предпринимателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Ранее действовавшая редакция названной нормы относила к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, при этом в данной статье премии не поименованы.
Вместе с тем по смыслу ст. 9 в совокупности со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, как правильно отметил апелляционный суд, Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве заработной платы (дохода работника) определяет не только выплаты, непосредственно связанные с результатом трудовой деятельности работника, но и стимулирующие, поощрительные и компенсационные выплаты.
Из материалов дела следует, что общеобразовательное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 15.11.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области, основной государственный регистрационный номер 1027400662893.
Учителю начальных классов ФИО1 и заместителю директора по административно-хозяйственной части ФИО2 на основании постановления Главы города Трехгорного от 21.07.2010 № 66 «О награждении ко дню города» за многолетний и добросовестный труд, профессиональное отношение к своим обязанностям и в связи с празднованием дня города Трехгорного (п. 4 постановления), постановления Главы города Трехгорного от 28.09.2010 № 80 «О награждении педагогических работников» за многолетний и добросовестный труд, высокие достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения и в связи с празднованием дня учителя (п. 2 постановления) выплачены разовые премии каждой в сумме 1 724 руб.
Судами установлено, что указанные ежемесячные социальные выплаты и разовые премии связаны непосредственно с трудовыми отношениями между учреждением и его работниками, эти выплаты носят стимулирующий характер.
Доказательств, подтверждающих, что данные выплаты предназначались для компенсации затрат, понесенных работниками образовательного учреждения, заявителем в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, муниципальная социальная выплата работникам муниципальных образовательных учреждений города Трехгорного, установленная Решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30.11.2010 № 172 подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Судами установлено, что при принятии решения органом контроля за уплатой страховых взносов обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, учтены не были.
При этом санкции при наличии смягчающих ответственность обстоятельств могут быть уменьшены судом до такого размера, который суд посчитает допустимым в конкретной ситуации.
В силу ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
В данном случае суды учли в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность общеобразовательного учреждения: факт совершения правонарушения впервые; является муниципальным бюджетным учреждением; социально-значимый характер деятельности учреждения, занимается воспитанием и обучением детей, отсутствие умысла в совершении правонарушения.
С учетом изложенного суды, руководствуясь конституционными принципами соразмерности наказания совершенному деянию, правомерно посчитали возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 10 000 руб.
Доводы пенсионного фонда, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, по существу указанные доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.12.2013 по делу № А76-10517/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Трехгорном Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи Е.А. Поротникова
В.А. Лукьянов