НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 17.02.2022 № Ф09-128/22

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-128/22

Екатеринбург

18 февраля 2022 г.

Дело № А60-13218/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Гавриленко О.Л. , Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи «Уральский институт кардиологии» (далее – заявитель, учреждение здравоохранения, институт) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу № А60-13218/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 11.11.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

института – Жильцов М.А. (доверенность от 06.08.2021, диплом).

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – фонд, ТФОМС Свердловской области) - Бессонова Л.О. (доверенность от 02.12.2019, диплом).

Учреждение здравоохранения обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными,  изложенных в письме от 03.03.2021 № 24-04-02/802, требований ТФОМС Свердловской области возвратить в бюджет на расчетный счет фонда средства в сумме 2 062 862 руб. и уплатить штраф в размере 206 286, 20 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 требования заявителя удовлетворены частично. Признано недействительным требование фонда о возврате в бюджет фонда на расчетный счет фонда средств в размере 133 200 руб. и уплате штрафа в размере, превышающем сумму 192 966 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 11.11.2021 решение суда оставлено без изменения.

            Кассатор просит названные судебные акты отменить в части отказа в признании  недействительным требование восстановить 1 929 662 руб. на счет ТФОМС Свердловской области, а также уплатить штраф в размере 10% от указанной суммы и принять новое решение об удовлетворении требования заявителя в полном объеме, ссылаясь на неприменение  закона, подлежащего применению, неправильное толкование закона, а также  несоответствие выводов судов фактическим    обстоятельствам и материалам дела. Доводы заявителя аналогичны, изложенным в апелляционной жалобе,  и сводятся к несогласию с выводом проверяющего органа и судов о нецелевом расходовании учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

  Фонд представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник вследствие предъявления ТФОМС Свердловской области Учреждению здравоохранения требования возвратить в бюджет на расчетный счет фонда средства в сумме 2 062 862 руб. и уплатить штраф в размере 206 286, 20 руб.

Не согласившись с указанным, заявитель обратился в арбитражный суд.

При рассмотрении спора,  суд первой инстанции с учетом корректировки фондом заявленной  суммы до 1 929 662 руб. (исключена сумма 133 200 руб.) и  соответствующего размера штрафа (до 192 966 руб. 20 коп.), признал требования фонда обоснованными и правомерными и удовлетворил требования ТФОМС Свердловской области в соответствующей части.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Поскольку заявителем судебные акты обжалуются только в части требования восстановить 1 929 662 руб. на счет фонда, а также уплатить штраф в размере 10% от указанной суммы, законность решения и постановления проверяется судом округа в пределах доводов кассационной жалобы.

Федеральным законом  от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС.

Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с указанным законом для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (части 1 статьи13 Закона № 326-ФЗ).

На основании пункта 2 части 7 статьи 34 данного закона  территориальный фонд аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС.

Согласно части 11 статьи 40 рассматриваемого закона  Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями.

Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном Приказом Федерального фонда ОМС № 73 от 16.04.2012 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС» (далее - Приказ ФФОМС от 16.04.2012 № 73).

В соответствии с пунктом 23.3. Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями (Приложение № 2 к Приказу ФФОМС от 16.04.2012 № 73) (далее - Положение) при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Частью 9 статьи 39 настоящего закона предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в ходе проведения проверки операций с основными средствами фондом  выявлено, что по журналу операций № 2-7 Ж/О по банковскому счету «ОМС» за сентябрь 2019 г., за ноябрь 2019 г., журналу операций № 4-7 расчетов с поставщиками и подрядчиками за сентябрь 2019 г., октябрь 2019 г., декабрь 2019 г. в качестве основных средств на баланс заявителя поставлены объекты стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу на общую сумму 1 761 762 руб. 00 коп., а именно:

1) Кондиционер среднетемпературный Polair SM 337 SF, мощность 4,35 кВТ, стоимостью 142 629 руб. 30 коп., инвентарный номер 710134-0368, структурное подразделение - патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3480, контракт на поставку товаров № 177 от 08.08.2019 на общую сумму 563 828 руб. 08 коп.,

2) Кондиционер среднетемпературный Polair SM342 SF, мощность 4.82 кВТ. стоимостью 159 929 руб. 30 коп., инвентарный номер 710134-0369, структурное подразделение - патологоанатомическое отделение, номер инвентарной карточки 3-3481, контракт и поставщик тот же,

3) Система контроля доступа, стоимостью 148 581 руб. 40 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: блок питания 12, замок электромагнитный 12, кнопка выход 12, считыватель 12, щит электромонтажный 15, контроллер доступа 12, брелок 50, кабеля и трубы), инвентарный номер 710134-0370, структурное подразделение - инженерно-техническая группа, номер инвентарной карточки 3-3483, договор на поставку товаров для системы контроля и управления доступом № РТ-13 МАТ от 02.09.2019 на общую сумму 148 581 руб. 40 коп. Согласно указанному договору товар поставлен одной партией, в комплектности, установленной производителем для данной модели и типа оборудования, поставленное спорное оборудование выполняет свое функциональное назначение в полном объеме. Проверяющими отмечено, что  заявителем приобретались не различные наборы запасных частей для комплектации системы контроля стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу, а основное средство - система контроля, отдельные части которой, перечисленные выше, использовать по отдельности без цели, для которой они приобретались, невозможно. Поставленное оборудование скомплектовано в один основной объект «Система контроля доступа» и принят к учету с балансовой стоимостью 148 581 руб. 40 коп. с одним инвентарным номером. Кроме того, монтаж системы контроля в сумме 126 510 руб. осуществлен  за счет средств ОМС.

4) Система видеонаблюдения в количестве 1 шт., стоимостью 297 632 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: видеорегистратор, видеокамера 16, жесткий диск, телевизор Led Dexp., кронштейн, коммутатор 15), инвентарный номер 710134-0338, структурное подразделение - инженерно-техническая группа, номер инвентарной карточки 3-3436, согласно договору на поставку товаров для системы периметрального видеонаблюдения № РТ-12 МАТ от 02.09.2019 на общую сумму 297 632 руб., товар поставлен одной партией, в комплектности, установленной производителем для данной модели и типа оборудования, поставленное спорное оборудование выполняет свое функциональное назначение в полном объеме. Установлено, что заявителем приобреталось основное средство - система видеонаблюдения, отдельные части которой, перечисленные выше, использовать по  отдельности без цели, для которой они приобретались, невозможно. Поставленное оборудование скомплектовано заявителем в один основной объект «Система видеонаблюдения», который принят к учету с балансовой стоимостью 297 632 руб. с одним инвентарным номером.

5) Тележки внутрикорпусные для перевозки больных в количестве 2 штук, на общую сумму 355 442 руб. 00 коп., приняты к учету как основной объект с балансовой стоимостью 177 721 руб. 00 коп. каждая, с присвоением отдельного инвентарного номера.

6) Набор медицинской мебели «Виталия», стоимостью 148 856 руб. 00 коп. (наименование признаков, характеризующих объект: тумба-мойка с 2 чашами, тумба напольная с 2 полками, тумба напольная с 3 выкатными ящиками - 2 шт., шкаф медицинский для инвентаря рядом стоящий), инвентарный номер 710136-0353, структурное подразделение - лаборатория детоксикации и плазмафереза, номер инвентарной карточки 3-3778, контракт на поставку товаров от 02.12.2019 № 251 на общую сумму 148 856 руб. 00 коп. В спецификации к контракту указана цена за набор мебели за единицу менее 100 000 руб., однако товар  скомплектован в один основной объект «Набор мебели Виталия», который принят к учету с балансовой стоимостью 148 856 руб. 00 коп. с одним инвентарным номером.

7) Набор медицинской мебели «Виталия», стоимостью 126 300 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей), инвентарный номер 710136-0354, структурное подразделение - инфарктный блок 2, номер инвентарной карточки 3-3779, контракт от 11.11.2019 № 237 на общую сумму 759 937 руб. В спецификации указана цена за набор за единицу менее 100 000 руб., однако товар скомплектован в один основной объект «Набор мебели Виталия», который принят к учету с балансовой стоимостью 126 300 руб. с одним инвентарным номером.

8) Набор медицинской мебели «Виталия», стоимостью 130 024 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей), инвентарный номер 710136-0355, структурное подразделение - инфарктный блок 2, номер инвентарной карточки 3-3780, контракт от 11.11.2019 № 237 на общую сумму 759 937 руб. 00 коп. В спецификации указана цена за набор за единицу менее 100 000 руб., однако товар скомплектован в один основной объект «Набор мебели Виталия», который принят к учету с балансовой стоимостью 130 024 руб. с одним инвентарным номером.

9) Набор медицинской мебели Виталия, стоимостью 125 535 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей),инвентарный номер 710136-0356, структурное подразделение - инфарктный блок 3, номер инвентарной карточки 3-3781, контракт от 11.11.2019 № 237 на общую сумму 759 937 руб. 00 коп. В спецификации указана цена за набор за единицу менее 100 000 руб., однако мебель скомплектована в один основной объект «Набор мебели Виталия», который принят к учету с балансовой стоимостью 125 535 руб. с одним инвентарным номером.

10) Набор медицинской мебели Виталия, стоимостью 126 833 руб. (наименование признаков, характеризующих объект: медицинская мебель в составе: 4 тумбы, одна мойка под одной столешницей), инвентарный номер 710136-0357, структурное подразделение - инфарктный блок 3, номер инвентарной карточки 3-3782, контракт на поставку товаров № 237 от 11.11.2019 на общую сумму 759 937 руб. 00 коп. В спецификации указана цена за набор за единицу менее 100 000 руб., однако мебель скомплектована в один основной объект «Набор мебели Виталия», который принят к учету с балансовой стоимостью 126 833 руб. с одним инвентарным номером.

Учитывая изложенное, фонд пришел к правильному выводу, что приобретение вышеперечисленных объектов основных средств по частям осуществлялось заявителем с целью его оплаты за счет средств ОМС.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 15, части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39, пункта 1 части 1 статьи 20, части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н, суды обоснованно поддержали позицию фонда, признав ошибочными доводы заявителя о целевом расходовании средств, поскольку расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС.

При этом суды верно отметили, что законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит понятий «лимит тарифа на обязательное медицинское страхование» или «лимит бюджетного обязательства», в связи с чем заявитель не имел правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.

Данный вывод содержится в частности в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 № 301-КГ17-9179.

Согласно пункту 5 части 2 статьи20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждены соответственно  Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 и от 10.12.2018 № 1056 (далее - Программа на 2018 год, Программа на 2019-2020 годы).

Разделом IV указанных Программ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются в соответствии со статьей 30 Закона № 326-ФЗ тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом ОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закона № 323-ФЗ), профессиональными союзами медицинских работников или их объединений (ассоциаций), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

На основе указанных программ Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 № 1006-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Территориальная программа на 2018 год), а Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 959-ПП была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Территориальная программа на 2019 2020 годы).

Пунктом 19 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 20 главы 4 Территориальной программы на 2019-2020 годы определено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Свердловской области, Территориальным фондом ОМС Свердловской области, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Закона № 323-ФЗ, профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в порядке, установленном Законом № 326-ФЗ и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил ОМС (действовал до 27.05.2019) и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил ОМС» (действует с 28.05.2019) (далее - Комиссия).

Тарифное соглашение по ОМС на территории Свердловской области на 2018 год заключено 20.12.2017, на 2019 год – 28.12.2018 на 2020 год – 28.12.2019 (далее - Тарифное соглашение на соответствующий год).

Пунктом 6.1. Тарифного соглашения на 2018, 2019 год и пунктом 10.2 Тарифного соглашения на 2020 год определено, что структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с требованием части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ (с последующими изменениями) и включает следующие расходы: на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.

Пунктом 6.1.6. Тарифного соглашения на 2019 год предусмотрено «Увеличение стоимости основных средств» (статья 310) - расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением расходов на капитальное строительство, проектно-сметной документации для его проведения).

Согласно части 6 статьи14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

Средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат (части 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определено, что бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Расходование средств ОМС является строго целевым, осуществляется в соответствии с условиями Территориальной программы ОМС и расходами, включенными в структуру тарифа.

Положения Закона № 326-ФЗ, Программы и Территориальной программы на 2019 год, а также Тарифного соглашения на 2019 год не предусматривают включение в структуру тарифа по ОМС расходов медицинских организаций по приобретению основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) свыше ста тысяч рублей за единицу.

Согласно пункту 45 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция) единицей учета основных средств является инвентарный объект.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее - инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс. В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), т.е. включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов) (абзацы 2, 4 пункта 46 Инструкции).

 Учитывая изложенное, установив, что в нарушение приведенных требований средства ОМС использованы заявителем на оплату договоров и контрактов на приобретение основных средств (оборудование) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу и сроком использования более 12 месяцев, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным требования в части возврата в бюджет ТФОМС средств, использованных не по целевому назначению в сумме 1 761 762 руб. 00 коп. с уплатой штрафа в размере 10% от указанной суммы.

По второму эпизоду вмененных заявителю проверяющими нарушений, установлено, что учреждением здравоохранения в связи с отсутствием необходимого диагностического оборудования для проведения инструментальных исследований в 2018 - 2020 годах заключены контракты на услуги по проведению 3-х мерной компьютерной томографии (далее - также - КТ) с ООО «Клиника сердца» (Реестр заключенных контрактов за проверяемый период в Приложении № 36 к Акту).

При сопоставлении реестров пациентов, которым ГБУЗ СО «Уральский институт кардиологии» за счет средств ОМС оплачены услуги 3-х мерной КТ внутренних органов, проводимых ООО «Клиника сердца» в 2018-2020, с реестрами счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020, установлены пациенты (34 чел.), не включенные в предъявленные к оплате реестры счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС. Среди данных пациентов выявлены пациенты, получившие медицинскую помощь по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС), и пациенты, не застрахованные по ОМС.

Ранее в отзыве и в требовании фонд указывал, что стоимость оплаченных за счет средств ОМС услуг 3-х мерной КТ внутренних органов 34 пациентов, не включенных в предъявленные к оплате реестры счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020 годы, составила 301 100 руб. (стр. 30-31 Акта, Приложение № 38 к Акту). Так, Фонд пришел к выводу, что заявитель документально не подтвердил, что расходы на оплату КТ-исследований 34 пациентам за счет средств ОМС связаны с оказанием им бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программой ОМС.

Тарифы на оплату медицинской помощи в системе ОМС - система ставок, определяющих размер оплаты за единицу объема медицинской помощи (обращение, законченный случай лечения, посещение, комплексное посещение, вызов скорой медицинской помощи, услуга), на основе подушевого норматива финансирования на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц, и состав компенсируемых расходов медицинской организации по оказанию медицинской помощи, предусмотренной Территориальной программой ОМС (раздел 3 «Основные понятия и термины» Тарифного соглашения на 2018 год, раздел 1 «Предмет тарифного соглашения» Тарифного соглашения на 2019 год, раздел 3 «Основные термины и понятия» Тарифного соглашения на 2020 год).

Абзацем вторым пунктом 6.1. Тарифных соглашений на 2018 и 2019 годы установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по Программе ОМС.

Пунктом 10.1. Тарифного соглашения на 2020 год установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с предоставлением бесплатной медицинской помощи по видам, включенным в Программу ОМС, в соответствии со структурой тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ.

Пунктом 23 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 24 главы 4 Территориальной программы на 2019 - 2020 годы установлено, что объем медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, устанавливается и распределяется по медицинским организациям и страховым медицинским организациям Комиссией и размещается на официальном сайте ТФОМС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Тарифными соглашениями на 2018-2020 годы (далее - также ТС 2018, ТС 2019, ТС 2020) определено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, производится в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи, в пределах объемов медицинской помощи, установленных решением Комиссии по условиям ее оказания и распределенных между медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, с учетом результатов контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи (пункт 4.6. ТС 2018, ТС 2019, пункт 4.7. ТС 2020).

Срок лечения в стационаре определяется от даты поступления до дня выписки из стационара (день госпитализации и день выписки считается одним днем) (пункт 5.3.7. ТС 2018, ТС 2019, пункт 7.7. ТС 2020).

Случай лечения в стационаре включает совокупную стоимость медицинских услуг, оказанных пациенту в период его нахождения в стационаре, в том числе при оказании специализированной медицинской помощи в профильном отделении (отделениях) по стоимости КСГ, при оказании пациенту ВМП по нормативам стоимости ВМП, при оказании услуг по перечню и тарифам, установленным настоящим Тарифным соглашением (пункт 5.3.9. ТС 2018, ТС 2019, пункт 7.9. ТС 2020).

В тарифы по ОМС не включаются расходы медицинской помощи по видам, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Свердловской области за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (пункт 6.2. ТС 2018, ТС 2019, пунтк 10.8. ТС 2020).

Использование медицинскими организациями средств ОМС на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в Программу ОМС, на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым (пункт 6.3. ТС 2018, ТС 2019, пункт 10.10. ТС 2020).

С учетом изложенного, суды  правильно указали, что структура тарифов по ОМС не предусматривает расходование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Пунктом 23 главы 3 Территориальной программы на 2018 год и пунктом 24 главы 4 Территориальной программы на 2019 - 2020 годы установлено, что объем медицинской помощи, предоставляемой за счет средств ОМС, устанавливается и распределяется по медицинским организациям и страховым медицинским организациям Комиссией и размещается на официальном сайте ТФОМС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела Комиссия в период с 2018 по 2020 годы не устанавливала и не распределяла Заявителю объемы по диагностическому исследованию - «компьютерная томография» при оказании амбулаторной медицинской помощи.

Таким образом, учитывая, что исследования КТ проводились спорным пациентам не в период их нахождения в стационаре, а фактически до их госпитализации в Учреждение, Заявитель не вправе был использовать средства ОМС для оплаты стоимости данных исследований (пункт 5.3.9., 6.1, 6.3 ТС 2018, ТС 2019, пункт 7.9., 10.1, пункт 10.10. ТС 2020).

Далее, проверив размер оплаченных заявителем расходов услуг по 3-х мерной КТ внутренних органов, приняв во внимание результат сопоставления сторонами реестров пациентов, которым Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи «Уральский институт кардиологии» за счет средств ОМС оплачены услуги 3-х мерной компьютерной томографии внутренних органов, проводимых ООО «Клиника сердца» в 2018-2020 годах, с реестрами счетов за оказанную медицинскую помощь по ОМС за 2018-2020 годы, контрактами (включая акты приемки оказанных услуг, счета и платежные поручения на оплату, акты сверки расчетов между Заявителем и ООО «Клиника сердца»), суд первой инстанции частично согласился с позицией заявителя. Решение суда в данной части заинтересованным лицом не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении оставшейся части требований, суды исходил из того, что оплата за счет средств ОМС спорных 9 КТ-исследований, проведенных пациентам (период лечения позже даты акта за КТ-услуги), осуществлялась заявителем на основании актов о приемке оказанных услуг, подписанных им и ООО «Клиника сердца», но фактически до госпитализации данных пациентов в Учреждение для оказания медицинской помощи в рамках Программы ОМС, поэтому Заявитель не вправе был использовать средства ОМС для оплаты стоимости данных исследований (пункт 5.3.9., 6.1., 6.3 ТС 2018, ТС 2019, пункт 7.9., пункт 10.10. ТС 2020).

Так как оплата Заявителем услуг 18 КТ-исследований на общую сумму 167 900 руб. 00 коп.: 6 КТ-исследований на сумму 60 200 руб. 00 коп. - физическое лицо не застраховано в системе ОМС, случай оказания медицинской помощи не внесен в реестры ОМС; 3 КТ-исследования на общую сумму 35 200 руб. 00 коп. - медицинская помощь оказана пациенту по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), случай оказания медицинской помощи не внесен в реестры ОМС; 9 КТ-исследований на сумму 72 500 руб. 00 коп. - случай оказания медицинской помощи внесен в реестры ОМС, но период лечения позже даты акта приемки оказанных услуг за КТ-услуги - не связана с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

С учетом изложенного суды обоснованно расценили действия заявителя по второму нарушению как использование средств ОМС не по целевому назначению.

    Доказательств, позволяющих сделать иные выводы, институтом  в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

             Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что суды двух инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 170, 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства, правильно установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку, верно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

               Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами нижестоящих инстанций  материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2021 по делу                 № А60-13218/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 11.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи «Уральский институт кардиологии» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                Н.Н. Суханова

Судьи                                                                             О.Л. Гавриленко

                                                                              Е.А. Кравцова