Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9732/21
Екатеринбург
21 декабря 2021 г.
Дело № А60-13520/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Коммерческий банк «Агропромкредит» (далее – заявитель, банк, общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2021 по делу № А60-13520/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
банка – ФИО1 (доверенность от 06.09.2021), ФИО2 (доверенность от 06.09.2021),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) – ФИО3 (доверенность от 09.08.2021), ФИО4 (доверенность от 11.01.2021).
Общество обратилось с заявлением к инспекции с требованием о признании недействительным решения от 26.10.2020 № 803 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2019 год в сумме 10 601 218 руб. и начисления пени в сумме 405 533 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2021 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе банк просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменения в пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), вступили в силу с 01.01.2020. Суды не применили положения статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 НК РФ. Кассатор также указывает, что суды при вынесении судебных актов, не применили пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», в котором указано, что в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, налогоплательщик не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако законом не предусмотрено освобождение налогоплательщика, который строительства фактически не ведет, от исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, отмечает, что решением Думы Белоярского городского округа от 29.11.2006 № 96 определено применение ставки 0,3% в отношении земельных участков, используемых по назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит 1473 земельных участка, расположенных в Белоярском районе Свердловской области, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки.
Банк 24.01.2020 направил в адрес инспекции налоговую декларацию по земельному налогу за 2019 год, в которой исчислена общая сумма земельного налога в размере 6 989 793 руб.
Земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости, ставки земельного налога 0,3% и повышающего коэффициента 2.
В период с 24.01.2020 по 24.04.2020 инспекцией проведена камеральная налоговая вышеуказанной декларации, по результатам которой составлен акт от 14.05.2020 № 2003.
По итогам рассмотрения акта проверки, представленных на него возражений, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, возражений на них налоговым органом вынесено решение от 26.10.2020 № 803 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2019 год в сумме 10 601 218 рублей (исходя из ставки 1,5% сумма подлежащего уплате за год налога составила 17 591 011 руб.), а также пени в сумме 405 533,25 рублей.
Решением УФНС России по Свердловской области от 11.02.2021 № 1538/20 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением налогового законодательства, банк обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для применения пониженной ставки земельного налога.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования Белоярского городского округа, установлены решением Думы Белоярского городского округа от 29.11.2006 № 96 «Об установлении на территории Белоярского городского округа земельного налога».
В пункте 2 решения установлены налоговые ставки в процентном отношении к кадастровой стоимости земельных участков в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, используемых по назначению в соответствии с видом разрешенного использования:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Таким образом, применение ставки земельного налога законодательством Российской Федерации о налогах и сборах поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
Согласно совокупному толкованию статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 28.10.2010 № 5743/10, от 15.12.2011 № 12651/11, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр. Таким образом, ставка земельного налога применяется, исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Таким образом, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению.
Как установлено судами, банку на праве собственности принадлежат 1473 земельных участка. Категория земель – «Земли населенных пунктов», разрешенное использование - «Для индивидуальной жилой застройки». Земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2510 общей площадью 1 876 606 кв. м передан банку в счет погашения долга заемщика - ООО «Парк-Инвест» по договору № 03-053/07 о предоставлении кредитной линии. Указанный земельный участок не использовался по целевому назначению (учет осуществлялся на лицевом счете <***> «Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности»). В декабре 2017 года земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:2510 размежеван на 1197 земельных участка.
АО Банк «Агропромкредит» зарегистрировано в качестве юридического лица и является коммерческой организацией. Основным видом деятельности банка является «Прочее денежное посредничество», цель - извлечение прибыли.
На основании пунктов 2.11, 4.1, 5.1 Положения Банка России от 22.12.2014 № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» имущество должников, переданное банку по договорам отступного, залога, учитывается на балансе в составе недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, либо долгосрочных активов, предназначенных для перепродажи.
Как верно указали суды, Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающий перечень документов - источников сведений для определения налоговым органом факта использования земельного участка в предпринимательской деятельности. К таким документированным сведениям, в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляют налоговые органы, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
Из совокупного толкования положений подпункта 3 пункта 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, суды обоснованно заключили, что пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование земельных участков в целях, установленных при его предоставлении.
Как верно указано судами, в целях применения повышенной налоговой ставки (1,5 процента) при исчислении земельного налога инспекции необходимо установить следующие обстоятельства:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, то есть их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425 указывается, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства. Исходя из положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента, определенной абзацем третьим подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, для земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Указанная позиция поддержана в письме Минфина России от 03.04.2018 № 03-05-04-02/23083, согласно которой для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования земельного участка. Исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ в размере, не превышающем 1,5 процента для «прочих земельных участков».
В ходе проверки налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, а именно:
1. Множественность - налогоплательщику на праве собственности принадлежат 1473 земельных участка.
2. В ходе камеральной налоговой проверки установлены признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), наличие фактов реализации и намерения дальнейшей реализации земельных участков, то есть их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В результате осмотра земельных участков, принадлежащих банку (протокол осмотра от 23.07.2020 № 2), налоговым органом установлено, что на осмотренных земельных участках отсутствуют признаки строительных работ, строительная техника, строительные материалы и объекты газо-электроснабжения; на данных земельных участках не ведется подготовительная работа по осуществлению строительства; все земельные участки находятся в заброшенном состоянии, на некоторых из них находится лесной массив; земельные участки не обработаны (не выкорчеваны), что свидетельствует о невозможности проведения строительных работ.
В ходе мероприятий налогового контроля инспекцией также установлены факты реализации земельных участков (земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501020:7144 реализован физическому лицу ФИО5 (договор купли-продажи от 27.09.2019); 66:06:4501020:365 (договор купли-продажи № 17 от 14.10.2013) ФИО6; 66:06:4501020:337 (договор купли-продажи № 18 от 14.10.2013) ФИО7; 66:06:4501020:432 (29.10.2013), покупатель ФИО8; 66:06:4501020:424 (02.08.2013), покупатель ФИО9; 66:06:4501020:430 (11.07.2013), покупатель ФИО10; 66:06:4501020:333 (26.12.2013), покупатель ФИО11; 66:06:4501020:355 (31.07.2014), покупатель ФИО12; 66:06:4501020:421 (18.12.2013), покупатель ФИО13, 66:06:4501020:423 (18.12.2013), покупатель ФИО14).
Множественная реализация земельных участков, направленная на систематическое получение дохода, неиспользование земельных участков по назначению соответствуют установленным гражданским законодательством признакам предпринимательской деятельности, в связи с чем суд округа находит верным вывод судов о неправомерности применения обществом в отношении данных земельных участков ставки 0,3%.
Инспекцией установлено и материалами проверки подтверждается, что спорные земельные участки фактически не использовались заявителем в соответствии с их целевым назначением; целью приобретения и формирования данных участков является их дальнейшая реализация и извлечение прибыли.
В рассматриваемой ситуации осуществление банком действий по межеванию земельных участков, привлечению инвесторов с целью подготовки земельных участков к жилой застройке обусловлены не личными целями, а улучшением привлекательности земельных участков как объекта сделок для потенциальных покупателей, а также увеличения рыночной цены за счет создания определенной инфраструктуры.
Таким образом, заявитель ни в ходе проверки, ни при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не подтвердил факт использования земельных участков по целевому назначению. Условия, необходимые для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, не исполнены, доказательства обоснованности применения ставки в размере 0,3% к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2019 год заявителем не представлены.
Апелляционный суд, отклоняя доводы налогоплательщика, обратил внимание на то, что внесение Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ изменений в части дополнения абзаца третьего после слов «приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства» словами в скобке «за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности» (вступивших в силу только с 01.01.2020) лишь уточнило правильность применения судами указанной нормы НК РФ.
Ссылка банка на пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» также обоснованно отклонена, поскольку заявитель в рассматриваемом случае не является ни застройщиком, ни заказчиком объекта индивидуального жилищного строительства.
Ввиду изложенного, суд округа находит выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правильными.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2021 по делу № А60-13520/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества Коммерческий банк «Агропромкредит» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Д.В. Жаворонков
Е.А. Кравцова