пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9212/23
Екатеринбург
20 февраля 2024 г.
Дело № А60-21415/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ТИЗОЛ» (далее – общество, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2023 по делу № А60-21415/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 24.01.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15.02.2024.
В возобновленном после отложении судебном заседании приняли участие представители:
общества – Сергеев С.В. (доверенность от 25.10.2023, паспорт, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области – Самарина Е.Н. (доверенность от 29.12.2022, служебное удостоверение), Чадова А.О. (доверенность от 08.12.2023, служебное удостоверение).
До начала судебного заседания общество завило ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне заинтересованного лица, в связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области.
Представители инспекции не возражали против удовлетворения ходатайства и замене стороны по спору.
Изучив представленные налоговым органом доказательства и руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия полагает возможным произвести процессуальную замену заинтересованного лица по делу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.12.2022 № 2190 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Делу присвоен номер А60-21415/2023.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 указанное дело объединено в одно производство с делами №№ А60-21416/2023, А60-21476/2023, А60-21478/2023, А60- 21488/2023, А60-21491/2023, А60-21496/2023, А60-21497/2023, А60-21760/2023, возбужденным по заявлениям общества к инспекции о признании недействительными аналогичных по существу решений от 24.11.2022 № 1990, от 02.12.2022 № 2114, от 24.11.2022 № 1988, от 07.12.2022 № 2129, от 02.12.2022 № 2117, от 02.12.2022 № 2115, от 24.11.2022 № 1989, от 02.12.2022 № 2116, вынесенных в отношении иных налоговых периодов. Объединенному делу присвоен номер А60-21415/20231.
Решением суда от 28.07.2023 (судья Чукавина Т.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 (судьи Васильева Е.В., Герасименко Т.С., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налогоплательщик, выражая несогласие с вышеназванными судебными актами, полагая, что при их вынесении суды неправильно применили нормы материального права и пришли к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению налогоплательщика, инспекция и суды необоснованно отнесли добываемый обществом базальт к неметаллическому горнорудному сырью, несмотря на то, что данное полезное ископаемое в подпункте 7 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) прямо не поименовано, более того уже включено в другую группу – неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 названной статьи).
Обоснованность своих доводов подтверждает ссылкой на изменения, внесенные в лицензию 20.02.2018, в соответствии с которыми преобладающим полезным ископаемым в пределах предоставленного обществу участка признан именно базальт, являющийся согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод строительным камнем.
Общество полагает, что изменение классификации базальта на горнорудное неметаллическое сырье не может производиться в зависимости исключительно от химических свойств и способов дальнейшего использования полезного ископаемого.
Также считает неверным понимание судами положений пункта 6 статьи 342, подпункта 2 пункта 3 статьи 342.8 НК РФ, определяющих порядок применения рентного коэффициента. Полагает, что вопрос отнесения базальта к общераспространенным полезным ископаемых не имеет значения для рассматриваемого спора.
Кроме того, ссылается на непоследовательность действий налогового органа, который с начала разработки обществом спорного месторождения (с 2011 года) соглашался с правомерностью определения обществом вида добываемого им полезного ископаемого как неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, и только начиная с 2022 года изменил свою позицию, отнеся базальт к неметаллическому горнорудному сырью.
В дополнениях к кассационной жалобе общество поддерживает ранее изложенные доводы, делая акцент на том, что техническим проектом разработки месторождения предусмотрено наличие щебня в результате осуществления операций по добыче, дроблению и измельчению строительного камня (базальта), поэтому вид полезного ископаемого определяется обществом по завершении указанных операций.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, ноябрь, 2021 года; по результатам проверок составлены соответствующие акты и вынесены обжалуемые решения: от 02.12.2022 № 2190, от 24.11.2022 № 1990, от 02.12.2022 № 2190, от 02.12.2022 № 2114, от 24.11.2022 № 1988, от 07.12.2022 № 2129, от 02.12.2022 № 2117, от 02.12.2022 № 2115, от 24.11.2022 № 1989, от 02.12.2022 № 2116.
Данными решениями обществу доначислены недоимки по НДПИ в общей сумме составляющие 3 551 563 руб., начислены соответствующие пени и штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области решения инспекции утверждены.
Основанием для доначисления спорных сумм НДПИ послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом ставки 5,5%, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, и рентного коэффициента КРЕНТА равного 1 в отношении базальта, добываемого им на Новотуринском месторождении.
Полагая, что решения инспекции в указанной части не соответствуют положениям Кодекса, нарушают права и интересы заявителя, последний обратился с рассматриваемыми заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды при разрешении вопроса о том, каким образом следует классифицировать добытое обществом полезное ископаемое в целях определения размера ставки НДПИ и величины «рентного» коэффициента, основываясь на документах самого налогоплательщика и государственных органов уполномоченных за контролем в сфере недропользования, пришли к выводу о том, что добываемый заявителем базальт являются горнорудным неметаллическим сырьем, поскольку исходя из своих особых химических свойств предназначен к использованию в качестве сырья для производства супертонкого штапельного волокна.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых - по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок - признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр. При этом правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.
Налоговая база по НДПИ в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 338 Кодекса определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего пункта.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Кодекса, а налоговая база - отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 Кодекса (пункты 3, 4 статьи 338).
Согласно статье 337 НК РФ в целях применения главы 26 НК РФ полезные ископаемые именуются добытыми полезными ископаемыми. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 337 и пункта 7 статьи 339 НК РФ определено, что добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ одним из видов добытого полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 5,5% при добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатитнефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии: солей природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод; нефелинов, бокситов.
В соответствии с пунктом 6 пункта 2 статьи 342 НК РФ для горнорудного неметаллического сырья установлена налоговая ставка в размере 6,0 %.
С 01.01.2021 налогообложение НДПИ добытых полезных ископаемых производится с применением рентного коэффициента КРЕНТА (статья 342.8 НК РФ).
В отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 - 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 статьи 342 НК РФ, коэффициент КРЕНТА устанавливается в размере 3,5.
В отношении, налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ для неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии и для общераспространенных полезных ископаемых рентный коэффициент КРЕНТА принимается равным 1 (подпункт 2 пункта 3 статьи 342.8 НК РФ).
Оспаривая решения инспекции в части доначисления НДПИ по базальтам, добываемым на Новотуринском месторождении, налогоплательщик утверждал о том, что исходя из своего наименования, классификации и геолого-минералогических характеристик данное полезное ископаемое является строительным камнем, т.е. неметаллическим сырьем, используемым в основном в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ), в связи с чем подлежит налогообложению по ставке равной 5,5% (подпункт 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ), с применением коэффициент КРЕНТА равного 1.
Вместе с тем, судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании лицензий СВЕ 03056 ТЭ, выданной Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному органу (Уралнедра), общество осуществляет разведку и добычу «базальтов (для производства супертонкого волокна)» на Новотуринском месторождении.
Согласно пунктам 1.7, 2.7, 3.1 протокола заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 27.07.1995 базальтовые породы месторождения оценены как соответствующие требованиям ТУ 88 УССР 023.007-91 «Сырье из горных пород для производства штапельных супертонких волокон» (далее - ТУ 88 УССР 023.007-91) . Запасы базальтов по состоянию на 01.01.1995 утверждены в качестве сырья для производства супертонкого штапельного волокна в количестве 1829 тыс.м3.
В соответствии с Приказом МПР РФ от 11 декабря 2006 года № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются по результатам геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения (пункт 2).
Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки на основе определенных в установленном порядке требований к качеству полезных ископаемых и технических условий. При этом определяются содержания основных и попутных ценных, токсичных и вредных компонентов, формы их нахождения и особенности распределения в продуктах обогащения и переработки (пункт 4).
Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых (балансовые, забалансовые) производится на основании технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В рамках оценки должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований законодательства Российской Федерации (пункт 8).
Следовательно, при подсчете запасов определяется качественный состав полезного ископаемого. Кроме того, при подсчете запасов предусматриваются эффективные способы разработки месторождений, необходимые для определения технологической схемы и технологии разработки месторождения в разрабатываемой проектной документации.
Разработанный в соответствии с данными документами «Технический проект отработки Новотуринского месторождения» предусматривает добычу обществом базальтов до горизонта +185м».
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяются технология добычи полезного ископаемого и метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении НДПИ.
В соответствии с разделом 1.2 технического проекта, основным критерием оценки пригодности добываемых обществом пород для производства базальтового волокна является их химический состав, который отвечает требованиям ТУ 88 УССР 023.007-91. По модулю кислотности базальты относятся к марке «А» согласно ГОСТ 18866-81 «Щебень из доменного шлака для производства минеральной ваты. Технические условия» (с 1 января 1995 года заменен на ГОСТ 18866-93 с тем же наименованием) и могут использоваться при производстве минеральной ваты.
Проектная документация предусматривает лишь один вариант обработки базальтов – открытый способ для производства базальтового волокна.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе сведения, содержащиеся в лицензии на пользование недрами, техническом проекте, и принимая во внимание результаты оценки запасов полезных ископаемых, утвержденные протоколом заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 27.07.1995, суды пришли к правомерному выводу о том, что обществом добывается не просто базальт, отнесенный согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 к виду полезного ископаемого «Камень для строительства», а базальт, который в силу его исключительных геолого-химических характеристик и свойств, является сырьем для изготовления супертонкого волокна, т.е. качественно более ценный вид полезного ископаемого и относится к горнорудному неметаллическому сырью (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ).
Физико-механические характеристики базальта, оцененные исходя из показателей плотности, пористости, водопоглощения и прочности при сжатии, указанные в техническом проекте, суды признали вторичными, не влияющими на оценку первоначальных химических свойств и не исключающими оценку запасов базальта исходя из качественных характеристик и его пригодности для производства минеральной ваты и волокон.
Соответствие базальта коду 141118 «Камень для строительства» Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 суды также сочли не отменяющим приоритетных уникальных характеристик данной породы, позволяющих использовать её более полно, эффективно и комплексно, нежели только в строительной индустрии. Присвоение того или иного кода добываемому полезному ископаемому служит его идентификации, но не может определять область его исключительного применения.
По тем же причинам суды признали невозможным отнесение базальта к общераспространенным полезным ископаемым; с правомерностью данного вывода заявитель кассационной жалобы не спорит.
При таких обстоятельствах, полностью исключив допустимость применения подпункта 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, суды не имели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Признав невозможным классифицировать спорный базальт в качестве строительного камня, суды обоснованно руководствовались при определении размера НДПИ расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, исходя из охвата процессом добычи грохочения и дробления базальта на щебень определенных фракций, но при этом учитывая, что сам по себе такой щебень как строительный камень обществом не реализуется, а используется для изготовления теплоизоляционных материалов (минераловатной продукции).
Определение налоговой базы по НДПИ на основании расчетной стоимости базальта, раздробленного на фракции, не ущемляет прав налогоплательщика и отвечает принципам, установленным статьями 336 и 337 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в частности о непоследовательном, по мнению налогоплательщика, поведении налогового органа, изменившего свою позицию относительно классификации добываемого обществом полезного ископаемого в худшую для него сторону после введения рентного коэффициента, суд округа во внимание не принимает, считая, что невыявление налогового правонарушения в предыдущих налоговых периодах не лишает инспекцию права обнаружить его в последующих периодах и не освобождает налогоплательщика от ответственности за совершение такового.
Кодекс не ограничивает возможности налогового органа по выявлению в ходе проводимых им проверок обстоятельств, связанных с нарушениями при исчислении налога, даже если предыдущие проверки (камеральные или выездные) такого нарушения не установили.
В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, пришли к постановке обоснованного вывода о правомерности оспариваемых решений налогового органа. Оснований не согласиться с установленными ими обстоятельствами и выводами суд округа не находит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку при подаче кассационной жалобы обществом уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2023 по делу № А60-21415/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «ТИЗОЛ» – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «ТИЗОЛ» из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.11.2023 № 8652.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Е.А. Кравцова
Н.Н. Суханова