Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9003/21
Екатеринбург
14 декабря 2021 г.
Дело № А34-5388/2021
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В. рассмотрел кассационную жалобу Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.06.2021 по делу
№ А34-5388/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ), без извещения сторон.
До судебного заседания от управления поступило ходатайство о вызове лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. Суд кассационной инстанции, рассмотрев названное ходатайство, с учетом положений части 5.1
статьи 211 АПК РФ, не усмотрел оснований, указанных в части 2
статьи 288.2 АПК РФ для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Общество с ограниченной ответственностью «Гранд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.03.2021 № 2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.06.2021 заявленные требования удовлетворены, постановление управления
от 19.03.2021 № 2 отменено и признано незаконным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что административным органом не допущены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), поскольку в рассматриваемом случае непосредственное обнаружение административного правонарушения осуществлено должностным лицом в целях реализации Федерального закона
от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее –
Закон № 184-ФЗ), соответственно действия по обнаружению данных, указывающих на событие правонарушения, и по возбуждению дела совершены административным органом правомерно, в порядке, предусмотренном
КоАП РФ; считает, что в данном случае выносить приказ о проведении проверки и составлять акт проверки не требовалось.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о том, что протокол об административном правонарушении составлен без непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения является ошибочным и противоречит материалам дела.
В дополнении к кассационной жалобе, административный орган, ссылаясь на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 № 302-КГ17-13396, отмечает, что проведение проверок не является единственной формой государственного контроля (надзора).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, обжалуемые судебные акты – без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что в управление поступило обращение
ООО «Башнефть - Розница» от 28.12.2020 № 32/20 содержащее информацию о несоответствии топлива дизельного ЕВРО, летнего, сорта С, экологического класса К5 по ГОСТ 32511-2013, реализуемого на АЗС-107, принадлежащей заявителю по адресу: Курганская область, автодорога Р-254 Иртыш 266 км требованиям ТР ТС 013/2011 в отношении экологического класса К5 по
пункту 4.4 статьи 4, Приложению № 3 в части несоответствия контролируемых показателей «Массовая доля серы», «Температура вспышки», к обращению приложен кассовый чек от 01.12.2020 на сумму 180 рублей на ДТ-Л К5, фототаблица.
Административным органом по результатам рассмотрения обращения, а также полученной информации, в рамках предварительной проверки в соответствии с пунктом 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, сделан вывод, что заявителем допущено нарушение требований пункта 3.2, пункта 3.3 статьи 3, пункта 4.13 статьи 4, пункта 6.1 статьи 6, пункта 2 Приложения 1
Р ТС 013/2011, а именно в приложенном к обращению кассовом чеке
от 01.12.2020 № 00003 в обозначении марки дизельного топлива отсутствуют дефис между 2 и 3 группами знаков; в кассовых чеках отражается и в местах доступных для потребителей, на здании АЗС, размещается недостоверная информация о марке реализуемого дизельного топлива при обращении топлива на рынке дизельное топливо реализуется без документа о качестве (паспорт), без подтверждения соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
В отношении заявителя в присутствии законного представителя составлен протокол от 24.02.2021 № 2Ю об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ. Постановлением
от 19.03.2021 № 2 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере
50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции отменил и признал незаконным оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку административным органом не соблюдены требования Закона № 294-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 утвержден ТР ТС 013/2011.
Объектами ТР ТС 013/2011 являются, в том числе, автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо.
Пунктами 3.2, 3.3 ТР ТС 013/2011 установлено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
Пунктом 2 Приложения 1 предусмотрено, что обозначение дизельного топлива включает группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
Согласно пункту 4.13. каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом). Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
В соответствии с пунктом 6.1 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС. Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза. Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
Так, административным органом по результатам рассмотрения обращения ООО «Башнефть - Розница» установлено, что в приложенном к обращению кассовом чеке от 01.12.2020 № 00003 в обозначении марки дизельного топлива отсутствует дефис между 2 и 3 группами знаков; в кассовых чеках отражается и в местах доступных для потребителей, на здании АЗС, размещаются недостоверная информация о марке реализуемого дизельного топлива; при обращении топлива на рынке дизельное топливо реализуется без документа о качестве (паспорт), без подтверждения соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия; в кассовом чеке от 19.01.2021 № 00002 представленном заявителем, в обозначении марки дизельного топлива отсутствует дефис между 2 и 3 группами знаков.
Вместе с тем, судами установлено, что административным органом существенно нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, а именно положения Закона № 294-ФЗ, Административного регламента, утвержденного Приказом Минпромторга России от 01.08.2017
№ 2514.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона № 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пунктов 6, 7 Административного регламента исполнения федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, утвержденного Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 № 2514 должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) при реализации прав, указанных в пункте 6, обязаны, в числе прочего, соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (подпункт 6 пункта 7); проводить проверку на основании приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением (подпункт 7 пункта 7).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются
Законом № 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 294-ФЗ указанным Федеральным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);
В силу части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ отношения в сфере технического регулирования не относятся к отношениям, к которым не применяются положения Закона № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
Частью 3.3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ установлено, что при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10
Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
В силу части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 10 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Частью 4 статьи 10 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 11 Закона № 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
(часть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ).
Судами установлено, что в нарушение указанных положений административным органом приказ (распоряжение) о назначении проверки не выносился и все производные от этого приказа (распоряжения) мероприятия не осуществлялись.
Статьей 20 Закона № 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Материалами дела подтверждается, что указанные нормы
Закона № 294-ФЗ в настоящем случае административным органом соблюдены не были.
При таких обстоятельствах, учитывая, что результаты проведенной в отношении заявителя проверки получены с грубым нарушением требований закона, следовательно, составленный на этих результатах протокол об административном правонарушении не может являться допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении и основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Судами верно отмечено, что административному органу, получившему обращение ООО «Башнефть-Розница», в целях проверки обоснованности и подтверждения изложенной в нем информации о реализуемом топливе и его несоответствии документам на него, необходимо было осуществить непосредственную проверку, о чем вынести приказ (распоряжение) о проведении проверки, непосредственно зафиксировать и изучить документы, в том числе размещенные на здании АЗС № 107 паспорта, о чем составить акт проверки с фото или видеофиксацией, осуществить отбор проб и образцов для соотнесения фактически реализуемого топлива с документами, представленными на него, чего управлением сделано не было.
Административным органом по установлению получателей дизельного топлива по паспорту № 10179 направлены запросы только ООО «Этиламин» и ООО ТД «Энергия - Байт», а не всем 39 получателям дизельного топлива по паспорту № 10179, которые указаны в письме ПАО «АНК «Башнефть» «Башнефть - Уфанефтехим».
Также судами учтено и то обстоятельство, что от заявителя в адрес административного органа поступило письмо от 04.03.2021 № 8, товарная накладная от 23.11.2020 (исправление от 20.02.2021), заявка - спецификация
от 20.02.2021, в котором заявитель сообщил о направлении документов на поставленное 23.11.2020 топливо, взамен ранее представленных, также сообщил, что замена документов была произведена поставщиком
(ООО «Уралнефтепром»), так как ранее выставленные документы на поставку от 23.11.2020 содержали ошибку (в части класса топлива), что не опровергнуто административным органом в нарушение положений Закона № 294-ФЗ.
В нарушении части 1 статьи 28.1 КоАП РФ управлением составлен протокол об административном правонарушении без непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, то есть событие административного правонарушения не выявлялось и не фиксировалось в установленном законом порядке.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности общества, управлением не доказаны.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к верному выводу о признании оспариваемого постановления управления о привлечении к административной ответственности незаконным.
Доводы кассационной жалобы являются позицией управления по делу, приводились им в арбитражных судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные по настоящему делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия.
Аргументы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на правовые позиции, сформулированные в определении Верховного Суда Российской Федерации, заявлены без учета фактических обстоятельств данного дела и подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного, заявленные требования общества удовлетворены судами правомерно.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289, 291.1 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.06.2021 по делу
№ А34-5388/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья Ю.В. Вдовин