Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6040/21
Екатеринбург
16 сентября 2021 г. | Дело № А71-7667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – Министерство сельского хозяйства, ответчик, заявитель жалобы 1), Министерства финансов Удмуртской Республики (далее – Министерство финансов, третье лицо, заявитель жалобы 2) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021 по делу № А71-7667/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива «Коммунар» (далее - СПК «Коммунар», истец) – Терентьева Ю.В. (доверенность от 01.06.2021
№ 118).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом
о времени и месте судебного разбирательства, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От СПК «Коммунар» поступил отзыв на кассационную жалобу
с приложением документа о направлении копии отзыва лицам, участвующим
в деле. Отзыв с приложенными документами приобщен к материалам дела
на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СПК «Коммунар» обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства 4 563 631 руб. 69 коп. в качестве убытков за счет казны Удмуртской Республики.
Исковые требования изложены с учетом принятого судом уточнения
их размера в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021
исковые требования СПК «Коммунар» удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, истец - Министерство сельского хозяйства и третье лицо - Министерство финансов обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении иска.
Правовые позиции заявителей жалоб по настоящему делу совпадают.
Так, заявители настаивают на том, что на момент обращения СПК «Коммунар» за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники (07.06.2019, 02.08.2019, 16.07.2019) Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 (далее – Положение о предоставлении субсидии № 120, Положение), действовало в редакции от 16.07.2018, поэтому производить расчет предоставляемой субсидии следовало исходя из Положения в редакции от 16.07.2018, а не в редакции от 15.05.2017, уже утратившей силу. Выводы судов о том, что для расчета предоставляемой субсидии следует производить исходя из Положения в редакции от 15.05.2017, действовавшей на момент приобретения СПК «Коммунар» сельскохозяйственной спецтехники, является неправомерным. Намерение СПК «Коммунар» получить субсидию в размере
4 563 631 руб. 69 коп. материалами дела не подтверждено.
Заявители жалоб обращают внимание на то, что субсидии, предусмотренные вышеуказанным Положением, не носят обязательного характера, являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, СПК «Коммунар» не относится
к категории хозяйствующих субъектов, предоставление субсидий которым
в обязательном порядке предусмотрено законом. В этой связи заявители указывают на недоказанность возникновения на стороне СПК «Коммунар» убытков: недополучение субсидии нельзя рассматривать в качестве убытков, поскольку это обстоятельство не является результатом экономической деятельности юридического лица, компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода.
Ссылаясь на нормы бюджетного законодательства, заявители жалоб указывают, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидии № 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на соответствующий год, в этой связи Министерство сельского хозяйства не вправе было распределять субсидии
в 2018 г. исходя из объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики в 2017 г. Полагают, что ссылка судов на судебные акты по делу № А71-18688/2018 является несостоятельной, поскольку судебные акты по указанному делу приняты с учетом иных установленных судами обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того, отмечают, что определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 истолковано судами неверно.
Более того, Министерство финансов обращает внимание на многочисленные исковые производства о взыскании субсидий 2017-2018 годов по различным видам государственной поддержки сельского хозяйства, удовлетворение которых влечет дополнительные расходы бюджета Удмуртской Республики. Указывает, что исполнение судебных актов в случае их удовлетворения будет производиться на основании статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований на текущий финансовый год, что приведет к уменьшению ассигнований на предоставление мер поддержки сельхозтоваропроизводителей, запланированных на текущий финансовый год.
В отзыве на кассационную жалобу СПК «Коммунар» просит оставить обжалуемые решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая их законными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с государственной программой Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения (здесь и далее, если
не указано иное, – в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185) оно определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года (далее – субсидия на технику).
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 № 76-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятым Государственным Советом Удмуртской Республики 13.12.2017
№ 85-VI, были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий
на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, в сумме 191 000 000 руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Минсельхоза Удмуртской Республики в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии № 120.
Абзацем 1 пункта 1 Положения (в редакции от 15.05.2017) предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пунктам 4,10 Положения субсидии на технику предоставляются
на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники
(в том числе тракторов сельскохозяйственных мощностью от 150 лошадиных сил и выше – подпункт 7 пункта 10) при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются,
в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку
(в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения также предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
Согласно пункту 13 Положения (в редакции от 15.05.2017) субсидия
на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного
в пункте 13.1 Положения.
Как следует из материалов дела, СПК «Коммунар», рассчитывая
на получение субсидии, приобрел технику на общую сумму
15 791 712 руб. 76 коп.
Истцом в дело представлен договор купли-продажи от 25.07.2017 № 788 на приобретение бороны дисковой тяжелой БДТ-5-36Ф «Вепрь» в количестве
1 шт. стоимостью 2 330 000 руб. Платежным поручением от 12.09.2017 № 1113 произведена оплата за указанную технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 18.08.2017 № 255, актом приема-передачи товара от 18.08.2017, актом о приеме-передаче объекта основных средств от 23.08.2017 № 0К00-000176. Согласно паспорту 11-252-00.00.000ПС производителем бороны дисковой тяжелой БДТ-5-36Ф «Вепрь» зав. № 369 является закрытое акционерное общество «ПК «Ярославич», дата выпуска – август 2017, техника введена в эксплуатацию 23.08.2017.
Истцом в дело представлен договор купли-продажи от 04.09.2017
№ 1070-ПСХТ-12 на приобретение кормоуборочного комбайна РСМ-100 «ДОН-680М» в комплектации с агрегатом измельчающим с металлодетектором к комбайну, кондиционером, отопителем, жатка роторная ЖР-4000
в количестве 1 шт. общей стоимостью 3 855 933 руб. 20 коп., жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 557 868 руб. 60 коп., платформыподборщика МСМ 100.72.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 306 637 руб. 16 коп. Платежными поручениями от 30.08.2017 № 862,
от 07.06.2018 № 590, от 07.06.2018 № 589, от 28.04.2018 № 452, от 04.04.2018
№ 320, от 21.02.2018 № 168, от 29.12.2017 № 187, от 12.09.2017 № 1114 произведена оплата за технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 16.04.2019
№ ИП-0038839, актом приема-передачи от 16.04.2018, актом о приеме-передаче объекта основных средств от 16.04.2018 № 0К00-000100. Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 208337 производителем кормоуборочного комбайна РСМ-100 «ДОН-680М» зав. № R0DON680008734 является общество с ограниченной ответственностью «КЗ «Ростсельмаш», год производства –2017, комбайн передан истцу 16.04.2018.
Истцом в дело представлен договор купли-продажи от 30.11.2017
№ 1415-П/СХТ-12 на приобретение зерноуборочного комбайна РСМ-142 «ACROS-550» с навешенным измельчителем-разбрасывателем, воздушным компрессором, SL, безбитерной наклонной камерой, единым гидроразъемом,
в комплектации: агрегат молотильный к комбайну РСМ-142 «ACROS-550»
с навешенным измельчителем-разбрасывателем, воздушным компрессором, SL, безбитерной наклонной камерой, единым гидроразъемом в количестве 1 шт., жатка РСМ081.27.7,0м унифицированная Ш, ЕГР в количестве 1 шт. общей стоимостью 7 246 273 руб. 80 коп.Платежными поручениями от 29.12.2017
№ 188, от 04.09.2018 № 925, от 03.09.2018 № 924 произведена оплата
за технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 25.07.2018 № ИП0050618, актом приема-передачи от 25.07.2018, актом о приеме-передаче объекта основных средств от 25.07.2018 № 0К00-000123. Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 209007 производителем зерноуборочного комбайна РСМ-142 «ACROS-550» зав. № R0ACR550019999 является общество с ограниченной ответственностью «КЗ «Ростсельмаш», год производства – 2017, комбайн передан истцу 25.07.2018.
Истцом в дело представлен договор купли-продажи от 22.06.2017 № 300 на приобретение культиватора КМН-5,6 (без подкормки) с транспортным устройством в количестве 1 шт. общей стоимостью 150 000 руб. Платежным поручением от 06.07.2017 № 814 произведена оплата за технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 22.06.2017 № 149, актом о приеме-передаче объекта основных средств от 22.06.2017 № К0000000092. Согласно паспорту КМН 00.00.ПС производителем культиватора КМН-5,6 зав. № 14 является общество с ограниченной ответственностью «Крым Агротехкомплект», дата выпуска – 01.02.2017, дата отгрузки техники – 03.03.2017, техника введена в эксплуатацию - 22.06.2017.
Истцом в дело представлен договор поставки от 16.05.2017 № 75
на приобретение охладителя молока закрытого типа ОМЗТ-12000 в количестве 1 шт. общей стоимостью 1 345 000 руб. Платежными поручениями
от 06.07.2017 № 809, от 22.05.2017 № 623, от 19.09.2017 № 1144 произведена оплата за технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 04.07.2017 № 98, актом приема-передачи от 04.07.2017, актом о приеме-передаче объекта основных средств от 04.07.2017 № 0К00-000126. Согласно паспорту ОМЗТ 12000 производителем охладителя молока закрытого типа ОМЗТ-12000 зав. №10357 является общество с ограниченной ответственностью «ТСК Танкострой», дата выпуска – 04.07.2017, дата продажи техники – 04.07.2017, сертификат соответствия № ТС RU C-RU.AЗ01.В.02694 серия RU № 0416265.
Истцом с обществом с ограниченной ответственностью Фирма «Интерпартнер» заключены договоры от 25.07.2018 № 171.1- С/СХТ-14,
от 16.04.2018 № 171-С/СХТ-14 на гарантийное обслуживание вышеуказанной техники.
Истец полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 15.07.2017 № 185, согласно которой заявители при обращении за субсидией в 2019 году могли получить ее на технику приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году), подал в Министерство заявки о возмещение части затрат на приобретение техники от 07.06.2019, от 02.08.2019,
от 16.07.2019.
На момент обращения истца с данной заявкой Положение о предоставлении субсидии № 120 действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, подпунктом 1 пункта 6 которого предусмотрено, что субсидия на технику предоставляется заявителю, если: договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии
Министерство сельского хозяйства, рассмотрев заявки СП «Коммунар», приняло решения об отказе в предоставлении субсидии, ссылаясь на подпункт 1 пункта 6, пункт 26 Положения в редакции от 16.07.2018 и на то обстоятельство, что техника приобретена и оплачена истцом в 2017 году, для предоставления субсидии договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования должны быть заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего года; техника и оборудование должны быть оплачены в полном объеме в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Обращаясь в арбитражный суд за взысканием убытков в размере непредоставленной субсидии, истец указал на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291 вступило в законную силу с 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение о субсидии изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018. Истец приобрел сельскохозяйственную технику в 2017 году и в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией имел право обратиться за субсидией как в 2018, так и в 2019 году.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК «Коммунар» в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отказ Министерства сельского хозяйства
в предоставлении субсидии истцу в полной сумме 4 563 631 руб. 69 коп.является неправомерным, поскольку покупка сельскохозяйственной техники осуществлялась в 2017 году, в связи с чем к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе
в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии
№ 120 в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики
от 15.05.2017 № 185 указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются
на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются,
в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку
(в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 % за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были
в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска)
и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия предоставляется тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 % понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения (в частности, на тракторы сельскохозяйственные мощностью двигателя более
300 лошадиных сил в размере не более 2 500 000 руб.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018
№ 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса».
Согласно пункту 6 Положения в редакции от 16.07.2018 субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 10 Положения в редакции от 16.07.2018 субсидия
на технику предоставляется в размере 20 % понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является в числе прочего числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент обращения истца с заявкой о получении субсидии действовало Положение в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило нарушение подпункта 1 пункта 6 Положения о субсидии в редакции
от 16.07.2018, согласно которому субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи техники заключены, а приобретенная техника оплачена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Ранее действовавшая редакция Положения о субсидии предусматривала, что субсидия предоставляется на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
СПК «Коммунар», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, обратился в Министерство за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 году технику – в 2019 году.
Подавая в 2019 году заявки на получение субсидии СПК «Коммунар» исходил из условий пункта 6 Положения (в редакции от 15.05.2017).
Министерство сельского хозяйства отказало СПК «Коммунар»
в предоставлении субсидии на основании подпункта 2 пункта 26 Положения
в связи с несоответствием документов требованиям подпункта 1 пункта 6 Положения (в редакции от 16.07.2018).
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018
по делу № 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положения в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя указанное решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства
в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения в редакции от 16.07.2018,
в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291,
не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо
не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения
в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13), суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.
В этом случае порядок обращения истца за субсидией является соблюденным.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу
о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения в форме убытков (неправомерности действий ответчика и наличия у истца убытков в результате таких действий ответчика), в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы жалобы о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежат отклонению. Предоставление субсидии в соответствии
с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ
в исполнении которого является недопустимым.
Иные доводы, изложенные заявителями в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021 по делу
№ А71-7667/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерства финансов Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Суспицина
Судьи В.А. Купреенков
С.В. Лазарев