Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6950/21
Екатеринбург
14 марта 2022 г.
Дело № А60-58340/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 по делу
№ А60-58340/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции – ФИО1 (доверенность от 07.08.2017), ФИО2 (доверенности от 10.01.2022);
Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области - ФИО2 (доверенности от 10.01.2022);
Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия «Горэнерго-НТ» (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) – ФИО3 (доверенность от 10.01.2022).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 11.06.2020 № 4/13 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме
1 470 285 руб., а также решения от 11.06.2020 № 1714/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС за 2 квартал 2019 г. в сумме 304 286 руб. и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 470 285 руб.
за 2 квартал 2019 г.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021 заявленные требований удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе инспекция указывает на то, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права. Считает, что предприятие не доказало, что совершало все необходимые и достаточные мероприятия по уменьшению потерь тепловой энергии и теплоносителя. Заявителем не представлена структура нераспределенных (сверхнормативных) потерь, не установлены и документально не подтверждены причины возникновения данных потерь, отсутствует возможность достоверно определить объем потерь энергии приобретенной для осуществления деятельности Заявителя с целью возмещения НДС. Суды обеих инстанций, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставили без надлежащей оценки указанный довод налогового органа.
Общество с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. Обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной предприятием уточненной (№ 2) декларации по НДС за 2 квартал 2019 г. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав налоговых вычетов НДС в сумме 1 776 320 руб., который предъявлен по счету-фактуре акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (далее - АО «НПК «Уралвагонзавод»).
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 13.11.2019 № 5469/13 и приняты решения от 11.06.2020 № 1714/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 11.06.2020 № 4/13 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Решением инспекции от 11.06.2020 № 1714/13 заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 306 035 руб., пени в сумме
35 098 руб. 78 коп. Налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 7650,88 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снижен в 8 раз).
Решением от 11.06.2020 № 4/13 обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 472 034 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области принято решение от 24.08.2020 № 713/2020, которым заявителю в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись частично с решениями инспекции (в части доначисления вышеуказанной суммы НДС, пени, штрафа и отказа в возмещении
1 470 285 руб. налога), НТ МУП «Горэнерго-НТ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда поддержаны апелляционной инстанцией, являются правильными, соответствуют обстоятельства дела и нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Таким образом, условиями принятия к вычету НДС являются: предъявление суммы НДС покупателю поставщиком, наличие соответствующего счета-фактуры; приобретение налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС; принятие налогоплательщиком к учету товаров (работ, услуг).
Из материалов дела следует, что НТ МУП «Горэнерго-НТ» осуществляет деятельность по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии); на основании постановления администрации города Нижний Тагил от 31.05.2019 предприятию от НТМУП «Горэнерго» (ИНН <***>, признано банкротом, прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 15.12.2020) передано в хозяйственное ведение имущество, необходимое для осуществления функций единой теплоснабжающей организации на территории Дзержинского района города Нижний Тагил.
Между НТ МУП «Горэнерго-НТ» (покупатель) и АО «НПК «Уралвагонзавод» (поставщик) 31.05.2019 заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя № 341сб/840, по условиями которого поставщик обязался поставлять покупателю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для целей теплоснабжения и ГВС потребителей в согласованном объеме и надлежащего качества до границы раздела балансовой принадлежности, а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Плановый объем поставки теплоэнергии в горячей воде на 2019 год - 635 630,09 Гкал, теплоносителя для нужд ГВС - 3 477 490,20 куб. м. Цена договора - 592 548 383,94 руб., в том числе НДС 20%.
В рамках указанного договора поставщиком в адрес покупателя выставлен счет-фактура от 28.06.2019 № 4000056399 (и составлен акт оказанных услуг
от этой же даты) на теплоноситель объемом 523 087,20 куб. м и тепловую энергию 48 117,28 Гкал - общей стоимостью 45 162 498,93 руб., в том числе НДС - 7 527 083,15 руб.
Исследовав представленный предприятием баланс отпуска теплоносителя и тепловой энергии, налоговый орган пришел к выводу, что приобретение предприятием 26 775,058 куб. м и 12171,598 Гкал теплоносителя (теплоэнергии) из вышеуказанных объемов не было связано с осуществлением операций, облагаемых НДС (стр. 6-7 решения инспекции), в связи с чем применение налогового вычета по этим операциям неправомерно. С учетом применяемых цен на теплоноситель и теплоэнергию налоговый орган определил, что при отсутствии документального подтверждения потерь в размере 26 775,058 куб. м и 12171,598 Гкал (на общую сумму
10 657 920,23 руб.) у предприятия отсутствует право на применение налогового вычета в сумме 1 776 320 руб. (расчет на стр. 8 решения инспекции).
Признавая выводы налогового органа неправомерными, суды обоснованно исходили из того, что фактически спорные объемы теплоносителя (теплоэнергии) представляют собой сверхнормативные потери тепловой энергии, затраты на которые предприятие вынуждено нести в связи с осуществляемой им деятельностью по теплоснабжению населения и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 539, пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Закон о теплоснабжении).
В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Частью 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, выделено два вида потерь тепловой энергии:
фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, подлежащие компенсации собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с обязательным использованием регулируемых тарифов;
нормативные (технологические) потери, являющиеся составной частью фактических потерь, но которые в размере нормативов, утверждаемых уполномоченным государственным органом, учитываются при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения, а, следовательно, оплачиваются потребителем и компенсируются теплосетевым или теплоснабжающим организациям за счет тарифа.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии до конечных потребителей часть энергии теряется, не доходя до конечных потребителей, поэтому она не оплачивается этими потребителями теплоснабжающей организации.
В отношении количества тепловой энергии, поступившей в сеть сетевой организации и не дошедшей до потребителей (фактические потери), у сетевой организации возникает обязанность перед теплоснабжающей организацией по оплате стоимости такой тепловой энергии.
Согласно п. 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов: расходов на эксплуатацию тепловых сетей; расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
Пунктом 61.2 Методических указаний предусмотрено, что в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.
Расходы на компенсацию указанных в п. 61.2 Методических указаний потерь и затрат ресурсов определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями) (п. 61.3 Методических указаний).
В письме от 18.02.2005 № СН-570/14 «О разъяснениях к Методическим указаниям» Федеральная служба по тарифам, как орган, утвердивший Методические указания, в рамках своей компетенции указала, что плата за услуги по передаче тепловой энергии представляет собой сумму платежей за содержание тепловых сетей и за потери тепловой энергии.
При этом принимается во внимание то обстоятельство, что регулируемая организация осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и одновременно по ее продаже потребителям. В данном случае нормативные технологические потери тепловой энергии указанной организации включаются в состав необходимой валовой выручки этой организации. Размер фактических потерь представляет собой разность между количеством тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть теплосетевой организации, и отпущенной потребителям.
Установив, что заявитель, являющийся теплоснабжающей организацией, покупал у АО «НПК «Уралвагонзавод» тепловую энергию в целях компенсации технологических потерь, возникающих в процессе ее транспортировки и потребления (сверхнормативного), суды сделали правильный вывод о том, что налогоплательщик (в отношении количества энергии, не дошедшей до потребителей (и/или не подлежащей оплате) выступает по отношению к поставщикам энергии в качестве потребителя, приобретающего теплоэнергию по регулируемым тарифам (ценам) для осуществления операций, облагаемых НДС - оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В данном случае происходит передача на возмездной основе права собственности на теплоэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, как на необходимую составную часть материальных затрат для осуществления заявителем деятельности по передаче тепловой энергии, что является объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ, поэтому налогоплательщик обоснованно воспользовался правом на вычет по НДС.
Доводы налогового органа об учете им в составе налоговых вычетов предприятия всех необходимых, экономически обусловленных потерь, не соответствуют обстоятельствам дела. Фактически инспекцией полностью не принят к вычету налог со стоимости объемов теплоносителя (теплоэнергии), указанных предприятием в своих балансах в строке «нераспределение» (стр. 6 решения). Между тем в ходе налоговой проверки предприятие представило необходимые пояснения и документы, подтверждающие, что данные объемы также связаны с осуществляемой им деятельностью по теплоснабжению населения, в том числе в связи с имеющимися фактами бездоговорного потребления тепловой энергии.
Оспаривая экономическую обоснованность таких потерь, налоговый орган не доказывает, что предприятие имеет возможность без них осуществлять свою деятельность, однако не предпринимает для этого разумных мер. Убедительных фактических данных в подтверждение своего вывода о непринятии налогоплательщиком необходимых мер для уменьшения потерь тепловой энергии налоговым органом не приведено.
Правовая позиция судов первой и апелляционной инстанций согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, приведенными им в Определении от 29.07.2015 по делу № 303-КГ15-1752).
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 по делу
№ А60-58340/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи О.Л. Гавриленко
Е.А. Кравцова