НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 13.03.2024 № А50-4526/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-933/24

Екатеринбург

13 марта 2024 г.

Дело № А50-4526/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С. В.,

судей Татариновой И. А., Тороповой М. В.

при ведении протокола помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2023 по делу
№ А50-4526/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением вебконференц-связи прибыл представитель:

Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Потемкина Ю.Н. (доверенность от 14.09.2023 № 44).

В здании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» – Попов В.Е. (доверенность
от 04.07.2023).

Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к муниципальному унитарному предприятию Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» (далее – ответчик, предприятие «Чайковский водоканал») о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 1 331 336 руб. 07 коп. (с учетом принятого уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2023 исковое заявление удовлетворено, с предприятия «Чайковский водоканал» в пользу управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 1 331 336 руб. 07 коп.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.11.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприятие «Чайковский водоканал» просит указанные судебные акты отменить, отправить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что правовая оценка действиям управления по истребованию пояснений через два года после получения декларации и подтверждения управлением приёма декларации не дана, являются ли эти действия повторной проверкой или возобновлённой первоначальной проверкой или действиями за пределами срока проверки, не имеющими правового значения, не установлено. Так, в 9-месячный срок со дня подачи деклараций, в случае выявления ошибок и противоречий, у предприятия должны были быть истребованы пояснения и документы, чего сделано не было, и напротив, письмом от 23.11.2020 признано, что декларация была принята.

Предприятие «Чайковский водоканал» также отмечает, что в материалах дела имеется письмо самого же управления от 09.04.2021
№ ГЧ-03-4055, которое опровергает все пояснения истца, подтверждая и то, что декларация в бумажном виде рассматривалась, и то, что все необходимые расчёты были представлены, а также то, что электронные декларации с разными номерами идентичны.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятие «Чайковский водоканал» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).

Предприятие самостоятельно рассчитало плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, которая составила
1 634 322 руб. 14 коп.

В течение 2019 года им перечислена в бюджет плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (по КБК 048 1 12 0101001 6000 120) в сумме 41 427 руб. 06 коп.
и плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
(КБК 048 1 12 0103001 6000 120) в сумме 294 940 руб. 98 коп. Задолженность составила 1 331 336 руб. 07 коп.

Неисполнение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил исходя из того, что в установленные сроки платежи в бюджет не перечислены. Суд также указал, что поскольку в распоряжении Росприроднадзора имелись две декларации – от 27.02.2020 (на бумажном носителе) и от 06.03.2020
(в электронном виде), Управлением, с учётом положений приказа № 3, правомерно принята к рассмотрению декларация от 06.03.2020, поступившая в электронном виде через личный кабинет, ошибок при проверке которой не выявлено, то есть основания для истребования пояснений, а так же составления акта проведения контроля за исчислением платы, у Управления отсутствовали.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов; пункт 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных данной статьей, и суммирования полученных величин.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В пункте 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее
10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 09.01.2017
№ 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (далее – Приказ
№ 3) декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 4 Приказа № 3, декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В настоящее время электронным сервисом является личный кабинет природопользователя (https://lk.rp№.gov.ru/) (далее – ЛК).

Пунктом 5 Приказа № 3 установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 Приказа № 3.

Исходя из пункта 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ срок внесения платы за НВОС за 2019 год – не позднее 01.03.2020.

Из материалов дела усматривается, что декларация о плате за HBOC за 2019 год предприятия «Чайковский водоканал» поступила в Управление на бумажном носителе 27.02.2020. Указанная декларация принята Управлением к рассмотрению 27.02.2020, о чем свидетельствует печать, проставленная на бумажном экземпляре.

Декларация о плате за HBOC за 2019 год также поступила в ЛК
от 06.03.2020, подписанная электронно-цифровой подписью.

Согласно пункту 4 Приказа № 3, декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В настоящее время электронным сервисом является личный кабинет природопользователя (https://lk.rp№.gov.ru/) (далее - ЛК).

Пунктом 5 Приказа № 3 установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 Приказа № 3.

Согласно пункту 10 Приказа № 255 декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии). Декларация о плате имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Судами принято во внимание, что в нарушение пунктов 4, 5, Приказа № 3 декларация, направленная на бумажном носителе, была представлена без копии на электронном носителе, сформированной путем использования ЛК, а также плата за отчетный период составила более 25 000 руб.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в распоряжении Управления имелись две декларации – от 27.02.2020 (на бумажном носителе) и от 06.03.2020
(в электронном виде), Управлением, с учетом положений Приказа № 3, правомерно принята к рассмотрению декларация от 06.03.2020, поступившая в электронном виде через личный кабинет.

Таким образом, правовые основания для принятия к учету декларации, предоставленной на бумажном носителе при наличии декларации, представленной в соответствии с пунктом 5 Правил Приказа № 3 у Управления Росприроднадзора отсутствовали.

Доводы предприятия «Чайковский водоканал» о нарушении процедуры взыскания платы за НВОС правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанции с учетом вышеизложенного.

Суды верно указали, что предприятию «Чайковский водоканал» необходимо было предоставить декларацию о плате за НВОС в ЛК с электронно-цифровой подписью, либо на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Управлением согласована декларация о плате за НВОС за 2019 год, представленная в ЛК 06.03.2020, в которой отсутствовали сведения о расходах на выполнение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в сумме 1 431 130 руб. 18 коп., о чем предприятие «Чайковский водоканал» извещено письмом от 23.11.2020 № ГЧ-03-13615. Итоговая сумма начислений по плате за НВОС за 2019 год по принятой декларации в ЛК составила 1 634 322 руб. 04 коп.

Возражения на письмо Управления от 23.11.2020 № ГЧ-03-13615
от предприятия «Чайковский водоканал» не поступали.

Делая вывод о том, что основания для истребования пояснений, а также составления акта проведения контроля за исчислением платы у Управления отсутствовали, суды верно исходили из того, что в соответствии с пунктом 40 Постановления № 255, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

Доводы заявителя жалобы о том, что у предприятия
«Чайковский водоканал» должны были быть истребованы пояснения и документы, чего сделано не было, обоснованно отклонены судами поскольку ошибок при проверке декларации от 06.03.2020 Управлением не выявлено.

Из материалов дела усматривается, что управлением в адрес предприятия «Чайковский водоканал» направлено требование о погашении задолженности по плате за HBOC письмом от 09.02.2021 № ГЧ-07-1369.

Довод ответчика о том, что при расчёте платы подлежат учёту расходы на выполнение мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в сумме 1 431 130 руб. 18 коп., обоснованно отклонены судами ввиду следующего.

В пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7 установлено, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, 27.08.2018 Управлением утверждён план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утверждённых нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы по выпуску № 1 сточных вод в р. Кама на 346,0 км. от устья для предприятия «Водоканал» г. Чайковский на период с 3 кв. 2018 года по 2 кв. 2023 года.

Как указывает ответчик, согласно указанному плану предприятие «Чайковский Водоканал» осуществило мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Размер расходов в сумме 1 431 130 руб. 18 коп. определен обществом исходя из локального сметного расчёта № 5-06-2019.

В подтверждение несения расходов предприятием представлены: локально-сметный расчёт № 5-06-2019, ведомость состава работ, счета-фактуры, платежные поручения на общую сумму 453 944 руб. 20 коп.

По мнению ответчика, указанные документы свидетельствуют о проведении работ в контактных резервуарах №№ 1,2,3, аэротенке № 2, первичных отстойниках №№ 1,2,3.

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 16.3 Закона
№ 7 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях настоящей статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 настоящего Федерального закона и включенных в план 6 мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

Согласно пункту 26 Правил № 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

При этом, как обоснованно указывает истец, сведения, содержащиеся в вышеперечисленных документах, свидетельствуют о затратах предприятия «Чайковский водоканал», понесенных в связи с эксплуатацией и ремонтом используемых им сооружений и оборудования. Кроме того, представленные документы невозможно соотнести с перечнем необходимых для проведения мероприятий работ, поскольку невозможно соотнести количество приобретённых и израсходованных именно в связи с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду материалов.

Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, установив, что предприятие «Чайковский водоканал» не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности взыскания задолженности по плате за НВОС за 2019 год в сумме 1 331 336 руб. 07 коп. Суды, проверив расчет управления и признав его верным, соответствующим действующему законодательству, удовлетворили иск в полном объеме.

Отклоняя доводы предприятия «Чайковский водоканал», суды верно исходили из того, что все указанные обстоятельства ответчиком не исключают обязанность предприятия соблюдать установленные требования и сроки по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фактические обстоятельства дела судами установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.

Иные доводы заявителя, изложенные, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, фактически направлены на переоценку доказательств и основанных на них выводов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2023 по делу
№ А50-4526/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа «Чайковский водоканал» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.В. Лазарев

Судьи И.А. Татаринова

М.В. Торопова