Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8045/23
Екатеринбург
15 декабря 2023 г.
Дело № А34-9290/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу №А34-9290/2022 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях) обратилось в Арбитражный суд Курганской области заявлением к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - Департамент охраны окружающей среды) о признании недействительным распоряжения Департамента охраны окружающей среды от 19.11.2021 № 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента охраны окружающей среды от 27.06.2022 № 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 (с учетом уточнения предмета заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее – Департамент имущественных и земельных отношений), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра), акционерное общество "Глядянский лесхоз" (далее - общество "Глядянский лесхоз"), ФИО1, Государственное бюджетное учреждение "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее - ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости"), публично - правовая компания "Роскадастр" в лице филиала по Курганской области (далее - ППК "Роскадастр").
Решением суда от 21.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным распоряжение Департамента охраны окружающей среды от 19.11.2021 N 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в редакции распоряжения Департамента охраны окружающей среды от 27.06.2022 N 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории". Из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768, площадью 44 459 кв. м, местоположение: Курганская область, Звериноговский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель утверждает, что площадь спорного земельного участка определена уполномоченным учреждением в строгом соответствии с действующим законодательством и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря «Чайка». Истец в обоснование довода о неверно определенной площади спорного земельного участка не представил ни одного доказательства, указывающего на неточность в определении данной площади, не представил свой вариант верного определения такой площади. Департамент имущественных и земельных отношений отмечает также, что у суда апелляционной инстанции была возможность самостоятельно запросить необходимую выписку в соответствующем федеральном органе в целях всестороннего и объективного рассмотрения дела. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что комплекс объектов, который ранее являлся детским оздоровительным лагерем «Чайка», в настоящее время сдается в аренду ООО «Санаторно-Курортное объединение», объект сдан для любого использования, не запрещенного законодательством и указанная цель не устанавливает обязанность арендатора использовать данные объекты исключительно с целью использования лесов. Таким образом, для выяснения вопроса, связанного с фактическим использованием комплекса объектов, суду апелляционной инстанции следовало привлечь к участию в деле арендатора.
Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.04.2022 № КУВИ-001/2022-49121903 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым номером 45:05:000000:351, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, площадью 180 555 471 кв. м, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства (приложение № 4 к заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр").
Департамент имущественных и земельных отношений обращался в Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагающей выдел из указанного лесного участка иного вновь образуемого участка.
Письмом от 09.11.2021 № 74-БЛ/15345 Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях сообщило Департаменту имущественных и земельных отношений, что согласно письму Департамента охраны окружающей среды от 29.07.2021 N 09-06-07387/21 образуемый земельный участок расположен в границах Глядянского лесничества, Звериноголовского участковое лесничества, Прорывинского мастерского участок, квартале 39 выделах 4, 5, 6, 14, и является лесным участком; полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департаментом охраны окружающей среды 19.11.2021 вынесено распоряжение № 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь 44 459 кв. м; 2. категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; 3. вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации); 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14 .
Согласно данному распоряжению из земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351 образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768, категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации).
Письмом от 14.04.2022 № 74-БЛ/5259 Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях обратилось к Департаменту охраны окружающей среды с просьбой предоставить нормативное обоснование о смене категории и вида разрешенного использования участка земель лесного фонда, а также о полномочиях Департамента охраны окружающей среды по его принятию к рассматриваемым правоотношениям, принимая во внимание, что перевод земель лесного фонда в земли иной категории относится к компетенции Правительства Российской Федерации (приложение № 3 к заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр").
Полагая, что в вышеуказанном правовом акте была допущена техническая ошибка, а именно, неверно указаны категория земель, а также вид разрешенного использования, в целях устранения данной технической ошибки, в ходе судебного разбирательства Департаментом охраны окружающей среды издано распоряжение от 27.06.2022 № 491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области № 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 45:05:00000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь - 44459 кв. м; 2. категория земель - земли лесного фонда; 3. вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности; 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14".
Не согласившись с изданием Департаментом охраны окружающей среды указанного распоряжения от 19.11.2021 N 1125-р в редакции распоряжения Департамента охраны окружающей среды от 27.06.2022 №491-р "О внесении изменения в распоряжение Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области № 1125-р от 19.11.2021 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые Управлением Росимущества в Челябинской и Курганской областях распоряжения Департамента охраны окружающей среды не противоречат действующему законодательству, приняты в соответствии с требованиями статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее – (далее - Закон № 201-ФЗ), пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Суд также пришел к выводу о том, что само по себе формирование земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 не нарушает права Российской Федерации, поскольку право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлен в статье 11.10 ЗК РФ.
На основании пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (пункт 15 статьи 11.10 ЗК РФ).
На основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Департаментом охраны окружающей среды вынесено распоряжение от 19.11.2021 № 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным видом использования - для ведения лесного хозяйства, сохраняемого в измененных границах: 1. площадь 44 459 кв. м; 2. категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; 3. вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации); 4. описание местоположения земельного участка: Россия, Курганская область, Звериноголовский район, Глядянское лесничество, Звериноголовское участковое лесничество, Прорывинский мастерский участок, квартал 39 выделы 4, 5, 6, 14.
Согласно данному распоряжению из земельного (лесного) участка с кадастровым номером 45:05:000000:351 образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768, категория земель - земли особо охраняемой территорий и объектов; вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом № 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон № 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ) в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 4 Закона от 29.07.2017 № 280 предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 указанной статьи.
Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О).
Положениями Закона № 280-ФЗ установлена административная процедура устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров.
Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН, границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом, договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Частью 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ, если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В пункте 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Таким образом, предоставление земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН до 01.01.2016 и назначение которого не связано с использованием лесов, возможно через образование такого участка по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена распоряжением Департамента охраны окружающей среды от 19.11.2021 № 1125-р на основании части 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ, был образован земельный участок с кадастровым номером 45:05:010902:768 ввиду того, что на нем расположены объекты недвижимого имущества детского оздоровительного лагеря "Чайка", право собственности на которые за Курганской областью было зарегистрировано до 01.01.2016.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.03.2022 № КУВИ-001/022-40716963 на земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768 расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 45:05:011201:509, 45:05:011201:484, 45:09:000000:1157, 45:05:011201:495, 45:05:011201:460, 45:05:011201:477, 45:05:011201:478, 45:05:011201:511, 45:05:011201:496, 45:05:011201:520, 45:05:011201:512, 45:05:011201:485, 45:05:011201:486, 45:05:011201:467, 45:05:011201:487, 45:05:011201:946, 45:05:011201:513, 45:05:011201:469, 45:05:011201:459, 45:05:011201:521, 45:05:011201:480, 45:05:011201:479, 45:05:011201:470, 45:05:011201:466, 45:05:011201:468, 45:05:011201:458, 45:05:011201:473.
Право собственности на указанные объекты недвижимости, за исключением объекта с кадастровым номером 45:05:011201:470, зарегистрировано за Курганской областью до 01.01.2016.
Право собственности Курганской области на объект с кадастровым номером 45:05:011201:470 документально не подтверждено. Несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции представить в материалы дела соответствующие документы, доказательства, подтверждающие право собственности Курганской области на объект с кадастровым номером 45:05:011201:470, а также регистрацию на него права в ЕГРН до 01.01.2016, Департаментом охраны окружающей и Департаментом имущественных и земельных отношений в дело представлены не были.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что недоказанность принадлежности Курганской области на праве собственности всех объектов недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768, а также недоказанность регистрации на все из них права собственности в ЕГРН до 01.01.2016, является первым основанием для невозможности применения к рассматриваемым отношениям порядка предоставления земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ.
По смыслу части 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ образование лесного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории возможно только, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
Вместе с тем, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, образующие инфраструктуру детского оздоровительного лагеря "Чайка".
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть, в том числе для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 41 ЛК РФ использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статьи 41 ЛК РФ).
Согласно пункту 3 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что само по себе нахождение на землях лесного фонда инфраструктуры детского оздоровительного лагеря "Чайка" не свидетельствует о том, что использование такой инфраструктуры (объектов недвижимого имущества) не связано с использованием лесов. Иное из материалов дела не следует.
Департаментом охраны окружающей среды по запросу апелляционного суда не были представлены сведения о том, что использование земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 и расположенного на нем недвижимого имущества не сопряжено с использованием лесов, которые находятся на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о невозможности применения к рассматриваемым отношениям порядка предоставления земельного участка лесного фонда под расположенным на нем объектом недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ.
Кроме того, в силу пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Из письма Администрации Звериноголовского муниципального округа суд первой инстанции установил, что предельных (максимальных) размеров земельного участка не установлено.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 № 13535/10, от 03.04.2012 № 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 указано, что при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 45:05:010902:768 площадью 44 459 кв. м расположены объекты недвижимого имущества общей площадью 1 856 кв. м, то есть их площадь почти в 24 раза меньше площади сформированного под ними земельного участка.
Суд первой инстанции указал, что площадь образованного земельного участка была определена в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка".
Указанный вывод суда первой инстанции признан судом апелляционной инстанции не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из письма ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 21.09.2022 N 45-25/3719, при определении площади формируемого земельного участка принималось фактическое использование земельного участка, объекты искусственного и природного происхождения, указывающие на сложившиеся с течением времени границы земельного участка.
Однако суд апелляционной инстанции установил, что из материалов дела, в частности из межевого плана земельного участка от 25.11.2021, не следует, что площадь образованного земельного участка была определена в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ и является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка".
Доказательства того, что площадь образованного земельного участка не превышает площадь, занятую объектами недвижимого имущества и необходимую для их использования, что площадь в 44 459 кв. м действительно является исторически сложившейся территорией детского оздоровительного лагеря "Чайка" (результаты обмеров, обоснование площади, необходимой для использования объектов недвижимости, исторические справки, планы (карты) территории детского оздоровительного лагеря "Чайка"), в материалы дела не представлялись.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности того, что площадь образованного земельного участка не превышает площадь, занятую объектами недвижимого имущества и необходимую для их использования.
Следовательно, у Департамента охраны окружающей среды отсутствовали фактические и правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для формирования земельного участка лесного фонда под расположенными на нем объектами недвижимости на основании части 1 статьи 4.7 Закона № 201-ФЗ по правилам пункта 7 статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Однако, несмотря на то, что исходный лесной участок с кадастровым номером 45:05:000000:351 относился к категории земель - земли лесного фонда, имел вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, Департаментом охраны окружающей среды вынесено распоряжение 19.11.2021 № 1125-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", что является нарушением пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что факт того, что в дальнейшем Департамент охраны окружающей среды посчитал указанное технической ошибкой и издал распоряжение от 27.06.2022 № 491-р, вопреки выводам суда первой инстанции, не устранило допущенного нарушения, поскольку сведения относительно распоряжения от 27.06.2022 № 491-р, а также измененные сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768 в ЕГРН Департаментом охраны окружающей среды внесены не были.
Департамент охраны окружающей среды 01.07.2022, 11.07.2022 обратился в Управление Росреестра по Курганской области с заявлениями о регистрации распоряжения № 491 с целью устранения последствий, сложившихся в результате допущения технической ошибки при издании правового акта в части изменения категории земель и вида разрешенного использования.
Управление Росреестра по Курганской области 08.07.2022 уведомило Департамент охраны окружающей среды о приостановлении государственного кадастрового учета до 10.10.2022, рекомендовано предоставить в орган регистрации межевой план, содержащий необходимые сведения с целью исправления реестровой ошибки - категория земель и вид разрешенного использования.
Также в материалы дела было представлено письмо Управления Росреестра по Курганской области от 24.10.2022, в котором указано о необходимости предоставления межевого плана для внесения изменений в ЕГРН в части изменения категории земель в соответствии с данными исходного земельного участка.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН содержатся неверные сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 45:05:010902:768, при этом Департамент охраны окружающей среды, по сути, самоустранился от приведения в соответствие сведений о данном земельном участке в ЕГРН.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенными требованиями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным распоряжение Департамента охраны окружающей среды от 19.11.2021 № 1125-р в редакции распоряжения Департамента охраны окружающей среды от 27.06.2022 № 491-р.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления. Кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда апелляционной инстанции, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу №А34-9290/2022 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.С. Полуяктов
Судьи И.А. Краснобаева
А.А. Столяров