НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 11.07.2018 № Ф09-3703/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-3703/18

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Татариновой И.А., Семеновой З.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального  образования Пономаревский район Оренбургской области в лице  администрации муниципального образования Пономаревский район  Оренбургской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда  Оренбургской области от 22.12.2017 по делу № А47-10140/2017 и  постановление по тому же делу. 

 Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное  заседание не явились. 

Администрация обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с  исковым заявлением к Оренбургской области в лице министерства образования  по Оренбургской области (далее – министерство образования) о взыскании  убытков в сумме 1 309 054 руб. 36 коп. 

 На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечены министерство финансов Российской Федерации,  министерство финансов по Оренбургской области (далее – министерство  финансов), министерство образования и науки Российской Федерации. 

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2017 (судья  Калитанова Т.В.) в удовлетворении исковых требований отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 12.03.2018 (судьи Хоронеко М.Н., Забутырина Л.В., Румянцев А.А.) решение  суда оставлено без изменения. 


В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты  отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального  права. По мнению заявителя, расходы, понесенные за оплату освещения  должны быть взысканы с министерства образования, поскольку оно не  исполнило обязанности по возмещению указанной компенсации, возложенные  на него законом. 

В отзывах на кассационную жалобу министерство образования и  министерство финансов просят оставить обжалуемые судебные акты без  изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной  инстанции не находит оснований для их отмены. 

При рассмотрении спора судами установлено, что педагогические  работники в административно-территориальных границах всего  Пономаревского района Оренбургской области обращались с исковыми  заявлениями в мировой суд о взыскании расходов, понесенных за оплату  освещения. 

Согласно вступившим в законную силу судебным решениям мировых  судей в административно-территориальных границах всего Пономаревского  района Оренбургской области по искам педагогических работников к Отделу  образования администрации взыскана задолженность по оплате потребленной  электроэнергии в интересах граждан за период с 01.01.2014 по 01.01.2017 в  общей сумме 1 309 0541 руб. 36 коп. 

Указанные решения суда исполнены истцом в полном объеме.

Полагая взысканную сумму убытками, администрация обратилась в  арбитражный суд с настоящим иском. По мнению истца, данные убытки  должны быть взысканы с Оренбургской области в лице министерства  образования.В качестве правового основания администрация указала статьи 15,  16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и  апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего. 

В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита  граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. 

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в  соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В  случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76  Конституции Российской Федерации). 

По смыслу приведенных конституционных положений социальная  функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на  Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, 


органы обоих уровней государственной власти призваны совместно  обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. 

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по  предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты,  предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по  вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая  принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. 

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации  возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных  нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов  Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти  субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 86 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования  возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам  местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными  законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения  муниципальным образованием (от имени муниципального образования)  договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2); принятия  муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного  самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.  3). 

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в  абзаце 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными  правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с  федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации),  исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской  Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном  статьей 140 настоящего Кодекса. 

В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О  некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного  кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении  публично-правового образования, за счет казны которого подлежат  удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым  после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным  ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения  статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции,  действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ,  разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по  вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы  финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по 


указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным  обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих  льгот. 

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические  работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах,  рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление  компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.  Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением  указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам  федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются  Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных  ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам  образовательных организаций субъектов Российской Федерации,  муниципальных образовательных организаций устанавливаются  законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет  бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. 

Обязанность по принятию нормативных правовых актов, регулирующих  порядок предоставления с 01.01.2005 мер социальной поддержки  педагогических работников, проживающих и работающих в сельской  местности, законодатель частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делегировал субъектам  Российской Федерации. 

В целях осуществления данного правового регулирования в  Оренбургской области принят и действует Закон Оренбургской области от  29.12.2007 № 1834/378-1У-03 «О размере, условиях и порядке возмещения  расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и  освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в  сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты  Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области   № 1834/378-1У-03). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Оренбургской области   № 1834/378-1У-03 компенсации подлежат расходы на оплату жилых  помещений, отопления и освещения педагогических работников  муниципальных и государственных областных образовательных организаций,  работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих  поселках (поселках городского типа). 

Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими  работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской  местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей  специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там. 

Возмещение производится Министерством образования Оренбургской  области в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области. 

Согласно пунктам 2 и 7 Положения, утвержденного постановлением  Правительства Оренбургской области от 14.02.2008 № 55-п «О порядке 


возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов,  связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и  проживающим в сельской местности Оренбургской области, бесплатного жилья  с отоплением и освещением», возмещение расходов, связанных с  предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений,  отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и  государственных областных образовательных организаций, работающим и  проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках  городского типа) Оренбургской области, производится бюджетам  муниципальных районов и городских округов в форме иных межбюджетных  трансфертов из областного бюджета. 

Руководствуясь указанными положениями суд апелляционной инстанций  сделал правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае Оренбургская  область установила меры социальной поддержки педагогическим работникам,  соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению мер  социальной поддержки. 

Вместе с тем из материалов дела следует, что Оренбургская область в  лице соответствующих органов в период с 2014 по 2016 годы обязательства,  установленные Законом Оренбургской области   № 1834/378-1У-03, исполняла, денежные средства в объеме, предусмотренном  указанным законом, выделяла и передавала, что администрацией не  оспаривалось. 

Доказательств, подтверждающих недостаточность денежных средств у  муниципального образования для возмещения компенсации, также как и  доказательств соблюдения порядка получения средств областного бюджета в  2014-2016 годах для дополнительного финансирования в целях восполнения  недостатка собственных средств, истцом в материалы дела не представлено  (статья 65 АПК РФ). 

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении  исковых требований администрации о взыскании убытков в сумме  1 309 054 руб. 36 коп. 

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе подлежат  отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в  мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном  толковании норм материального права, с учетом установленных по делу  обстоятельств, кроме того, указанные доводы по существу направлены на  переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не  относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286  АПК РФ). 

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства  исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ,  им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ. 

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и  устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами  нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной 


статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также  в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016   № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149. 

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих  отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной  инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не  установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2017 по делу 

 № А47-10140/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 12.03.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу муниципального образования Пономаревский район  Оренбургской области в лице Администрации муниципального образования  Пономаревский район Оренбургской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий С.Э. Рябова

Судьи И.А. Татаринова

 З.Г. Семенова