АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3703/18
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Татариновой И.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области в лице администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2017 по делу № А47-10140/2017 и постановление по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Оренбургской области в лице министерства образования по Оренбургской области (далее – министерство образования) о взыскании убытков в сумме 1 309 054 руб. 36 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов по Оренбургской области (далее – министерство финансов), министерство образования и науки Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2017 (судья Калитанова Т.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (судьи Хоронеко М.Н., Забутырина Л.В., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, расходы, понесенные за оплату освещения должны быть взысканы с министерства образования, поскольку оно не исполнило обязанности по возмещению указанной компенсации, возложенные на него законом.
В отзывах на кассационную жалобу министерство образования и министерство финансов просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что педагогические работники в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области обращались с исковыми заявлениями в мировой суд о взыскании расходов, понесенных за оплату освещения.
Согласно вступившим в законную силу судебным решениям мировых судей в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области по искам педагогических работников к Отделу образования администрации взыскана задолженность по оплате потребленной электроэнергии в интересах граждан за период с 01.01.2014 по 01.01.2017 в общей сумме 1 309 0541 руб. 36 коп.
Указанные решения суда исполнены истцом в полном объеме.
Полагая взысканную сумму убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. По мнению истца, данные убытки должны быть взысканы с Оренбургской области в лице министерства образования.В качестве правового основания администрация указала статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно,
органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по
указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обязанность по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01.01.2005 мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, законодатель частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» делегировал субъектам Российской Федерации.
В целях осуществления данного правового регулирования в Оренбургской области принят и действует Закон Оренбургской области от 29.12.2007 № 1834/378-1У-03 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области № 1834/378-1У-03).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Оренбургской области № 1834/378-1У-03 компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
Возмещение производится Министерством образования Оренбургской области в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области.
Согласно пунктам 2 и 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 14.02.2008 № 55-п «О порядке
возмещения местным бюджетам фактически произведенных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Оренбургской области, бесплатного жилья с отоплением и освещением», возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Оренбургской области, производится бюджетам муниципальных районов и городских округов в форме иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Руководствуясь указанными положениями суд апелляционной инстанций сделал правомерный вывод о том, что в рассматриваемом случае Оренбургская область установила меры социальной поддержки педагогическим работникам, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Оренбургская область в лице соответствующих органов в период с 2014 по 2016 годы обязательства, установленные Законом Оренбургской области № 1834/378-1У-03, исполняла, денежные средства в объеме, предусмотренном указанным законом, выделяла и передавала, что администрацией не оспаривалось.
Доказательств, подтверждающих недостаточность денежных средств у муниципального образования для возмещения компенсации, также как и доказательств соблюдения порядка получения средств областного бюджета в 2014-2016 годах для дополнительного финансирования в целях восполнения недостатка собственных средств, истцом в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований администрации о взыскании убытков в сумме 1 309 054 руб. 36 коп.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной
статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2017 по делу
№ А47-10140/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области в лице Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Э. Рябова
Судьи И.А. Татаринова
З.Г. Семенова