Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-958/15
Екатеринбург
13 марта 2015 г. | Дело № А07-21236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н. ,
судей Жаворонкова Д. В. , Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее – Управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 по делу № А07-21236/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча"(далее - ООО "Башнефть-Добыча", Общество) - Антипин А.В. (доверенность от 29.12.2014 № БНД/15-СД/260), Понуровский А.А. (доверенность от 02.02.2015 № БНД/15-СД/303), Лихачев А.Л. (доверенность от 25.12.2014 № БНД/15-СД/81), Медовщикова Е.О. (доверенность от 01.02.2015 № БНД/15-СД/302);
открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО АНК "Башнефть") - Антипин А.В. (доверенность от 16.12.2014 № ДОВ/8/577/14), Медовщикова Е.О. (доверенность от 02.03.2015 № ДОВ/8/099/15).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ООО "Башнефть-Добыча задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года, связанной со сжиганием и/или рассеиванием попутного нефтяного газа (далее - ПНГ), в размере 67 738 677 руб. (согласно уточненным требованиям)
Определением суда от 23.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО АНК "Башнефть".
Решением суда от 16.09.2014 (судья Крылова И.Н.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Управление считает, что не является уполномоченным органом на проведение зачета, ссылаясь на Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, приказ Росприроднадзора от 27.06.2011 N 455, Положение об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148. Заявитель указывает, что для зачета понесенных затрат необходимо именно решение уполномоченного органа, этим органом является непосредственно Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, но не ее территориальные органы. Сведения о фактически понесенных затратах на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, то есть их обоснованность, должны быть согласованы Министерством энергетики Российской Федерации. Полагает, что Общество пытается выдать свои текущие расходы на эксплуатацию за понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа. Таким образом, в нарушение установленного порядка принятия решения о зачете (об уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом показателя покрытия затрат по использованию ПНГ ООО "Башнефть-Добыча" незаконно освободил себя от уплаты соответствующих платежей в полном объеме.
От ООО "Башнефть-Добыча" и ОАО АНК "Башнефть" поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они против удовлетворения жалобы возражают, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Башнефть-Добыча", действуя в соответствии с Положением об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 (далее - постановление N 1148) использовало предоставленное ему право на применение показателя покрытия затрат при расчете и исчислении платежей за выбросы загрязняющих веществ при сжигании и/или рассеивании ПНГ и представило Управлению расчет платы за 1 квартал 2013 года с учетом этого показателя, а также уведомление-заявку о зачете затрат с приложением сведений о фактически понесенных в 1 квартале 2013 года затратах по реализации проектов по полезному использованию ПНГ, что подтверждается письмом N 8086-01/0260 от 08.07.2013.
Управление в ответ на обращение ООО "Башнефть-Добыча" о зачете в письме N 04-07/5341 от 02.09.2013 указало на то, что по причине отсутствия утвержденного порядка и условий представления сведений о фактических затратах и учета таких затрат оснований для зачета затрат не имеется.
Руководствуясь выводом о том, что у Общества отсутствуют основания для зачета затрат, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с него платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года, связанной со сжиганием и/или рассеиванием ПНГ, в размере 67 738 677 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из недоказанности наличия у ООО "Башнефть-Добыча" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным (часть 1); формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами (часть 2); к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 3); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, плательщиками сборов за вредное воздействие на окружающую природную среду признаются природопользователи, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку (абзац 3 пункт 5).
В пункте 3.1 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П также указано, что вопрос о надлежащем плательщике сборов за негативное воздействие на окружающую среду может быть решен и в рамках договорных отношений.
Таким образом, Общество, осуществляя деятельность по добыче углеводородного сырья, которая оказывает непосредственное воздействие на окружающую природную среду, является природопользователем, на которого возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее также - НВОС).
Согласно ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Корректировка платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом проводимых природоохранных мероприятий представляет собой реализацию данного метода экономического регулирования.
В Определении от 10.12.2002 N 284-О Конституционный суд Российской Федерации пояснил, что экологические платежи, по сути, носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Из приведенных положений следует, что назначение платы за негативное воздействие на окружающую среду заключается в компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате хозяйственной деятельность природопользователя. Выполнение природоохранных мероприятий приводит к компенсации указанного вреда иным способом, не связанным с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В Республике Башкортостан ОАО АНК "Башнефть" на основании соответствующих лицензий в пользование предоставлен ряд участков недр для разведки и добычи углеводородного сырья. Непосредственную добычу на данных участках осуществляет ООО "Башнефть-Добыча" на основании договора об оказании услуг N БНФ/у/8/108/13/ПТД// БНД/у/8/06/13/ДНГ от 29.12.2012.
Согласно условиям указанного договора на оказание операторских услуг по добыче полезных ископаемым, заключенного между ООО "Башнефть-Добыча" и ОАО АНК "Башнефть", с учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением N 1 от 31.01.2013, Общество оказывает, в том числе, услуги по разработке, эксплуатации, консервации и расконсервации лицензионных участков (месторождений), полученных ОАО АНК "Башнефть" в соответствии с законодательством Российской Федерации о недропользовании (п. 1.1.1. Договора), осуществляет добычу полезных ископаемых на этих лицензионных участках (месторождениях) (подп. 1 п. 1.1.3. Договора), список которых определяется ежемесячно на основании дополнительных соглашений (п. 2.1. Договора).
В соответствии с п. 3.7. Договора ООО "Башнефть-Добыча" выполняет обязанности по охране окружающей среды, в том числе в части уплаты платежей за НВОС от сжигания ПНГ (подп. 3, 9 п. 3.7. Договора с учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением N 1 от 31.01.2013).
Таким образом, в данном случае в силу особенностей взаимоотношений ОАО АНК "Башнефть" (головная компания, владелец лицензий на пользование недрами, собственник объектов и оборудования) и ООО "Башнефть-Добыча" (дочернее общество, плательщик платы, оператор по добыче углеводородного сырья) плату за НВОС вносит ООО "Башнефть-Добыча", в то время как природоохранные мероприятия проводит ОАО АНК "Башнефть".
Исходя из компенсационного характера платы за НВОС, затраты головной организации на природоохранные мероприятия могут быть использованы для расчета показателя покрытия затрат и соответствующего уменьшения экологического сбора, уплачиваемого ООО "Башнефть-Добыча".
При схеме пользования недрами - ООО "Башнефть-Добыча" - плательщик платы за НВОС, ОАО АНК "Башнефть" - несет расходы на полезное использование ПНГ, основная цель сокращения показателя сжигания ПНГ может быть достигнут через агрегированный метод расчета и возможность учета при расчете показателя покрытия затрат расходов как самого плательщика платы, так и затраты лица, находящегося с ним (плательщиком) в одной группе пользователей недр.
Определяющим при этом является то, что затраты должны быть направлены на полезное использование ПНГ на спорном месторождении.
В п. 2 постановления N 1148 установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр, предоставленных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке в пользование, исчисляется в соответствии с пунктами 2 - 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, с учетом особенностей, предусмотренных Положением, утвержденным названным постановлением.
В силу пункта 8 указанного Положения фактически понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа учитываются пользователем недр - плательщиком платы за выбросы при определении показателя покрытия затрат. К затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, в том числе затраты на долевое участие в совместных проектах с юридическими лицами, осуществляющими переработку попутного нефтяного газа.
Показатель покрытия затрат определяется самостоятельно пользователем недр - плательщиком платы за выбросы и учитывается при расчете и исчислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого платежного периода. Для принятия решения о зачете (об уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом показателя покрытия затрат пользователь недр - плательщик платы за выбросы представляет сведения о фактических затратах на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (пункт 9 Положения).
В соответствии с пунктом 11 Положения интегральный показатель сжигания рассчитывается с применением:
метода агрегирования - в отношении пользователей недр, входящих в одну группу лиц, и аффилированных лиц пользователей недр, входящих в одну группу лиц (далее - группа пользователей недр);
метода дифференциации - в отношении пользователя недр по всей совокупности участков недр, предоставленных ему в соответствии с лицензиями на пользование недрами.
Суды установили, что ОАО АНК "Башнефть" с 2011 года при пользовании недрами реализует проекты по полезному использованию ПНГ в рамках Целевой газовой программы по повышению уровня использования ПНГ в ГК "Башнефть" на 2011-2013 годы".
Эта программа согласована, в том числе, Управлением (согласование на титульной странице программы), а также представлена в Минэнерго России, что подтверждается копией сопроводительного письма.
О наличии газовой программы ОАО АНК "Башнефть" указывается в Государственной программе Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 512-р.
Учитывая изложенное, а также то, что 100% долей участия в уставном капитале ООО "Башнефть-Добыча" владеет ОАО АНК "Башнефть" и, следовательно, они являются группой лиц, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество при исчислении платы за НВОС по ПНГ правомерно использует метод агрегирования при расчете интегрального показателя сжигания.
Суды установили, что представленный Обществом расчет платы за 1 квартал 2013 года с учетом указанного метода и уведомление-заявку о зачете затрат с приложением сведений о фактически понесенных в 1 квартале 2013 года затратах по реализации проектов по полезному использованию ПНГ Управление по существу не проверяло, а отклонило, указав, что по причине отсутствия утвержденного порядка и условий представления сведений о фактических затратах и учета таких затрат оснований для зачета затрат не имеется, кроме того, ссылалось на отсутствие у него полномочий на проведение зачета.
Между тем судами правомерно отмечено следующее.
Реализация права на применение показателя затрат при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании/или рассеивании ПНГ постановлением N 1148, иными нормативными правовыми актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия утвержденного порядка и условий представления сведений о фактически понесенных затратах по реализации проектов по полезному использованию ПНГ.
Законодательством не установлено в качестве основания для не принятия решения о зачете (уточнении) платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации отсутствие какого-либо порядка и/или условий представления необходимых сведений.
Следовательно, до вступления в силу Инструктивно-методических указаний Управление должно было руководствоваться нормами постановления Правительства N 1148, имеющего прямое действие.
Данной позиции придерживалось Минприроды России в письме от 11.02.2014 N 09-47/2512.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Положения, утвержденного постановлением N 1148, для принятия решения о зачете (об уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом показателя покрытия затрат плательщик платы за выбросы представляет сведения о фактических затратах на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета наделен полномочиями принимать решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 N 455 утверждено Положение об Управлении, которое осуществляет функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Башкортостан.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что Управление - территориальный орган Росприроднадзора, наделенное функциями администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Башкортостан, наделено полномочиями принимать решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принимать решение о зачете фактических затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ в счет оплаты платежей за НВОС при представлении данному органу расчета платы за НВОС, произведенного с учетом показателя покрытия затрат и сведений о наличии фактических затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.
Исходя из этого, учитывая, что по существу обращение ответчика от 08.07.2013 о зачете Управление не рассматривало, суды правомерно признали неподтвержденным факт наличия у ООО "Башнефть-Добыча" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года.
Довод заявителя о том, что Общество пытается выдать свои текущие расходы на эксплуатацию за понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ, опровергается заключением проведенной в ходе рассмотрения дела судебной экспертизы.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным ими по делу фактическим обстоятельствам, оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 по делу № А07-21236/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Н. Токмакова
Судьи Д.В. Жаворонков
Е.О. Черкезов