НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 09.08.2022 № А60-43557/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4457/22

Екатеринбург

15 августа 2022 г.

Дело № А60-43557/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Плетневой В.В.,

судей Тихоновского Ф.И., Кудиновой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Белоноговым П.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем веб-конференции кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская жилищно – коммунальная служба» далее (предприятие «Шалинская ЖКС», должник) Красиловой Марии Викторовны на определение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2022 по делу
№ А60-43557/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по тому же делу.

В судебном заседаниипосредством системы веб-конференции принял участие представитель Администрации Шалинского городского округа - Сюкосев А.В. (доверенность от 10.01.2022 № 02).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2021 должник - предприятие «Шалинская ЖКС» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Красилова Мария Викторовна.

Конкурсный управляющий Красилова М.В. 18.10.2021 обратилась в суд с заявлением об обязании Администрации Шалинского городского округа принять социально значимое имущество должника в муниципальную собственность, взыскании с Администрации Шалинского городского округа компенсации в размере 55 471 000 руб.

Администрация Шалинского городского округа 22.11.2021 обратилась в суд с заявлением об исключении из конкурсной массы имущества должника, относящегося к объектам водоснабжения/водоотведения и теплоснабжения.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2022 в отдельное производство выделен обособленный спор по заявлению конкурсного управляющего должника Красиловой М.В. о взыскании с Администрации Шалинского городского округа компенсации за возврат объектов водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность, принят отказ Администрации Шалинского городского округа от заявления об исключении имущества из конкурсной массы должника, производство по обособленному спору в этой части прекращено, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника Красиловой М.В. об обязании Администрации Шалинского городского округа принять объекты теплоснабжения предприятия «Шалинская ЖКС» в муниципальную собственность отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 05.05.2022 определение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба конкурсного управляющего - без удовлетворения.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку имущество, относящееся к объектам водоснабжения/водоотведения, теплоснабжения является единым технологическим комплексом, изъятым из оборота; объекты водо- и теплоснабжения фактически единовременно переданы во владение и пользование новой обслуживающей организации на территории Шалинского городского округа и продолжают функционировать как единый имущественный комплекс. Конкурсный управляющий указывает, что объекты водо-, теплоснабжения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятия «Шалинская ЖКС», необходимо рассматривать как единый имущественный комплекс, поскольку функция гарантирующего поставщика по подаче воды и водоотведению, по поставке тепловой энергии состоит в непрерывном технологическом процессе по водоподготовке, подаче воды потребителю и водоотведение, по поставке тепловой энергии и постоянному устранению аварийных ситуаций для поддержания названного непрерывного процесса, следовательно, данный технологический процесс может быть обеспечен только единой постоянно функционирующей системой (комплексом) инженерного оборудования, сооружений, зданий. Конкурсный управляющий полагает, что объекты теплоснабжения в силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) не подлежат реализации на торгах.

Администрация Шалинского городского округа в отзыве на кассационную жалобу в отношении изложенных доводов возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд округа оснований для их отмены не усматривает.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора от 22.07.2009 № 5 и актов приема-передачи к нему Администрация Шалинского городского округа Свердловской области закрепила имущество, включенное в конкурсную массу должника, за предприятием «Шалинское ЖКС» на праве хозяйственного ведения.

Постановлением Администрации Шалинского городского округа
от 12.07.2017 № 467 предприятие «Шалинская ЖКС» (и его правопредшественники) наделено статусом единой теплоснабжающей организации для централизованных систем теплоснабжения на территориях Шалинской Вогульской, Саргинской, Шамарской поселковых администраций, Рощинской, Платоновской, Горной сельских администраций.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2018 принято к производству заявление о признании предприятия «Шалинская ЖКС» несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.01.2021 в отношении должника - предприятия «Шалинская ЖКС» введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утверждена Бармина Дарья Алексеевна.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2021 должник - предприятие «Шалинская ЖКС» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Красилова М.В.

Согласно инвентарной описи от 27.07.2021, опубликованной на ЕФРСБ 27.07.2021 (сообщение № 7059071) в ведении предприятия «Шалинская ЖКС» находится ряд объектов коммунальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, теплоснабжения, водоотведения, необходимых для жизнеобеспечения граждан, отнесенных к социально значимым объектам.

Конкурсным управляющим должника Красиловой М.В. 28.07.2021 в адрес Администрации Шалинского городского округа направлено предложение о принятии социально значимого имущества должника с приложенными актами приема-передачи социально значимого имущества должника, с целью учреждения на территории Шалинского городского округа нового муниципального унитарного предприятия, передачи ему данного имущества и проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону. Ответ от Администрации Шалинского городского округа в адрес конкурсного управляющего не поступал.

Конкурсным управляющим 05.10.2021 повторно направлены в адрес Администрации Шалинского городского округа акты-приема передачи социально значимого имущества должника.

По акту приема-передачи от 29.11.2021 объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения переданы в муниципальную собственность.

Полагая, что социально значимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия «Шалинская ЖКС» и предназначенное для обеспечения теплоснабжения Шалинского городского округа, подлежат передачи в муниципальную собственность, конкурсный управляющий обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В силу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

При этом пунктом 2 указанной статьи из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота.

Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона
от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), согласно которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

В свою очередь, в силу пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве отчуждение объектов коммунальной инфраструктуры – теплоснабжения происходит в особом порядке - в форме конкурса - с возложением на покупателя обязанности надлежащим образом содержать и использовать названные объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законодательством Российской Федерации обязательства.

При этом гарантиями сохранения режима целевого использования объектов коммунальной инфраструктуры являются закрепленная в пунктах 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность покупателя заключить с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, и предусмотренные пунктом 4.2 статьи 132 этого Закона последствия нарушения данного соглашения в виде расторжения в судебном порядке договора купли - продажи по иску органа местного самоуправления и передачи объектов в собственность муниципального образования с выплатой им денежной компенсации покупателю.

Приведенное правовое регулирование обусловлено необходимостью обеспечения жизненных потребностей населения в коммунальных услугах, поэтому сама по себе социальная значимость имущества не является основанием для принятия его в муниципальную собственность.

В силу статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

В данном случае, приняв во внимание положения законодательства о банкротстве, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, сложившуюся судебную практику, согласно которым объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к объектам водо-, тепло-, энергоснабжения и водоотведения, имеют разную судьбу в процедуре банкротства - объекты холодного водоснабжения и водоотведения не включаются в конкурсную массу, возвращаются собственнику имущества, которым за них выплачивается справедливая компенсация, а объекты горячего водоснабжения и теплоснабжения включаются в конкурсную массу, и реализуются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и только в случае невозможности их реализации могут быть переданы в муниципальную собственность с определением компенсации; учитывая, что в отношении спорного имущества торги не проводились, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае требования заявлены конкурсным управляющим преждевременно, оснований для их удовлетворения не имеется.

При этом апелляционным судом обоснованно отклонены доводы конкурсного управляющего о том, что объекты водо- и теплоснабжения представляют собой единый имущественный комплекс, поскольку соответствующих доказательств в материалы дела не представлено, передача объектов водоснабжения тому же лицу, которое на основании договора аренды с должником использует объекты теплоснабжения, о том, что имущество представляет собой единый имущественный комплекс не свидетельствует.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

Приведенные в кассационной жалобе ссылки на положения
части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, судом округа не принимаются как основанные на неверном толковании закона, в соответствии которым передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) случаев передачи прав на такие объекты (части 1, 2 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении), тогда как в соответствии с Законом о банкротстве отчуждение объектов коммунальной инфраструктуры – теплоснабжения происходит в соответствии с требованиями статей 110, 131, 132 Закона о банкротстве.

Иного правового регулирования Закон о теплоснабжении вопреки доводам жалобы не содержит.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2022 по делу № А60-43557/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская жилищно – коммунальная служба» Красиловой Марии Викторовны – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.В. Плетнева

Судьи Ф.И. Тихоновский

Ю.В. Кудинова