Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3559/21
Екатеринбург
09 июня 2021 г.
Дело № А50-22391/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2020 по делу
№ А50-22391/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества «Уралкалий» (далее - общество «Уралкалий», общество, страхователь) – Кочетова В.А. (доверенность
от 20.01.2021);
налогового органа – Плотникова Л.Б. (доверенность от 20.01.2021).
Общество «Уралкалий» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 01.02.2020 № 2451 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе инспекция указывает на ошибочность выводов судов, так как начисление обществу пеней произведено правомерно в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов по дополнительному тарифу, которые с учетом установленных ставок для целей администрирования зачисляются в бюджетную систему по разным кодам бюджетной классификации, и отсутствие сформированной переплаты по пеням.
Обществов представленном отзыве просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Заявителем как плательщикам страховых взносов в Инспекцию представлены расчеты по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2017 года, с отражением к уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1, подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по кодам бюджетной классификации 18210202131061010160 - в размере 253 958 131,11 руб., дополнительный тариф 9 процентов и 18210202132061010160 - в размере
42 420 412,69 руб., дополнительный тариф 6 процентов.
В течение отчетных и расчетного периода 2017 года Общество уплачивало страховые взносы с учетом дополнительного тарифа на выплату страховой части пенсии по ставке 9 процентов.
В связи с проведением перерасчета по дополнительным тарифам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 428 НК РФ, заявителем представлены в налоговый орган уточненные (корректирующие) расчеты по страховым взносам за отчетные и расчетный периоды 2017 года по дополнительному тарифу 9 процентов (КБК 18210202131060010160) к уменьшению на 35 077 831,51 руб., по дополнительному тарифу 6 процентов (КБК 182102021320600010160) к доплате на 14 750 493,62 рубля.
В результате по страховым взносам за расчетный период 2017 года по дополнительному тарифу 9 процентов (КБК 18210202131060010160) у Общества образовалась переплата страховых взносов, а по дополнительному тарифу 6 процентов (КБК 182102021320600010160) недоимка по страховым взносам.
Заявитель 14.08.2019 обратился в Инспекцию с заявлением об уточнении платежей по страховым взносам, в порядке пункта 7 статьи 45 НК РФ, с целью разнесения сумм страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.
Налоговым органом письмом от 03.09.2019 № 10-06/352 и Управлением Федеральной налоговой службы по Пермском краю письмом от 13.11.2019
№ 11-21/20398@ обществу «Уралкалий» сообщено о том, что Кодексом не предусмотрено уточнение платежа в части суммы.
В связи с исполнением обязанности по уплате страховых взносов в более поздние сроки обществу в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 550 172,81 рубля, которые уплачены обществом в бюджет.
Обществом 10.03.2020 в налоговый орган подано заявление о возврате излишне уплаченных пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Закон № 400-ФЗ), зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 550 172,81 рубля.
Решением Инспекции от 01.04.2020 № 2451 Обществу отказано в возврате спорной суммы пени по страховым взносам по причине не подтверждения излишней уплаты пени в бюджет по состоянию на 01.04.2020.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 01.04.2020 № 2451, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 22.06.2020 № 18-18/89 жалоба заявителя на ненормативный акт Инспекции оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 01.04.2020 № 2451 не соответствует НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суды обеих инстанций признали требования заявителя обоснованными.
Выводы судов законны и обоснованы.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 статьи 44 НК РФ), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ), установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик, плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 7 статьи 75 НК РФ), пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени по общему правилу принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
Исходя из пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как определено подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420, пункта 1 статьи 421 НК РФ следует, что объектом обложения и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.
Статьей 422 Кодекса определен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 423 НК РФ для целей исчисления и уплаты страховых взносов расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 425 НК РФ закреплено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ.
Исходя из подпунктов 1, 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ: - на обязательное пенсионное страхование: - в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента, свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов; - на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Пунктом 1 статьи 428 НК РФ установлено, что для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи).
В свою очередь, пунктом 2 статьи 428 НК РФ определено, что для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи).
Пунктом 1 статьи 431 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании пункта 4 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Пунктом 6 статьи 431 НК РФ нормативно закреплено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу пункта 7 статьи 431 Кодекса плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 этой статьи.
Вопросы возврата (зачета) излишне уплаченного налога, страховых взносов, пени, штрафа регламентируются статьей 78 НК РФ (с учетом пункта 14 этой статьи), а отношения по возврату излишне взысканного налога, страховых взносов - статьей 79 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В силу пункта 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (пункт 5 статьи 78 Кодексам).
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ нормативно установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налогоплательщики имеют право на возврат либо зачет сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 НК РФ. Пунктом 7 статьи 78 Кодекса определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате либо зачете излишне уплаченного налога в налоговый орган.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога признается зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Переплатой налога считается зачислении за счет налогоплательщика сумм налога в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства (постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05, от 27.07.2011 № 2105/11).
На основании правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11, излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
На основании правовых позиций, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется; поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию о возврате этих сумм должен применяться единый правовой режим в отношении срока подачи заявления, предусмотренного статьей 78 Кодекса.
Как установлено судами, заявитель ведет учет периодов занятости работника на подземных работах в течение календарного года (учетного периода), но уплачивает страховые взносы в отчетном периоде вне зависимости от выработки работника в условиях занятости на подземных работах по тарифу, установленному пунктом 1 статьи 428 НК РФ (страховые взносы по дополнительному тарифу 9 процентов).
По окончании календарного года на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах обществом производится перерасчет страховых взносов за весь период работы по соответствующему тарифу (страховые взносы по дополнительному тарифу 9 процентов или 6 процентов).
В течение отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев, год) заявитель уплачивал тарифы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени, в размере 9 процентов, соблюдая установленные пунктом 3 статьи 431 НК РФ сроки (не позднее 15-го числа следующего календарного месяца), а по окончании учетного периода представлял в инспекцию корректирующие расчеты по страховым взносам, в которых уменьшал сумму страховых взносов по дополнительному тарифу 9 процентов и увеличивал к доплате страховые взносы по тарифу 6 процентов.
На недоимку по страховым взносам по тарифу 6 процентов, возникшую в результате корректировок обязательств по страховым взносам, налоговым органом начислены пени, которые погашены заявителем.
Суды правомерно исходили из того, что у заявителя в результате корректировки обязательств по уплате страховых взносов не имелось фактической недоимки по страховых взносам по тарифам 9 и 6 процентов.
При этом, несмотря на различие в кодах бюджетной классификации и тарифов, уплаченные обществом страховые взносы являются единым страховым взносом, при уплате которого ущерба бюджетной системе не возникло. Корреспондирующий подход применительно к налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, и минимальному налогу в рамках этой системы отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 5767/05 (минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога).
Обязанность по уплате страховых взносов является исполненной плательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет федерального казначейства денежных средств со счета плательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за плательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 3 статьи 45 НК РФ).
Таким образом, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет бюджета вне зависимости от указанного в платежном поручении КБК. В связи с чем указание в платежном поручении не того КБК не является основанием для признания обязанности по уплате налога (страховых взносов) неисполненной, поскольку данное обстоятельство не влечет не перечисление этого налога (страхового взноса) в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах, отсутствие недоимки (статья 11 НК РФ) исключало начисление и взыскание пени в порядке статьи 75 НК РФ, что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879.
Судебная практика исходит из того, что задолженность перед бюджетом по конкретному виду налога объективно отсутствует, если накопленные по этому налогу суммы переплаты превышают величину вновь начисленного налога. В такой ситуации вынесение налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате налога за текущий период является лишь способом оформления изменений в состоянии расчетов с бюджетом, а обязанность по уплате налога считается исполненной в момент наступления срока уплаты без необходимости совершения дополнительных действий со стороны налогоплательщика (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 № 310-КГ18-7101).
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращал внимание на необходимость распространения на обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды конституционных гарантий, установленных для налоговых платежей, отмечая при этом, что страховые взносы являются финансовым обременением для их плательщиков, а потому при установлении таких платежей должны соблюдаться вытекающие из статей 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (постановления от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 22 марта 2007 года № 4-П и от 10 июля 2007 года № 9-П).
Исходя из правовой позиции, отраженной в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 32-П, поскольку правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, подлежит осуществлению на основе конституционных принципов равенства, соразмерности ограничений, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, выводы Конституционного Суда Российской Федерации о том, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 24 сентября 2013 года № 1277-О, от 25 мая 2017 года № 959-О и др.), в полной мере относятся к случаям допущения плательщиками страховых взносов переплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.
Поскольку заявителем в отсутствие правовых оснований уплачены пени, соблюден срок обращения с заявлением для возврата переплаты по пеням, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у заявителя имеются все правовые основания для их возврата.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2020 по делу № А50-22391/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи О.Л. Гавриленко
Е.А. Кравцова