НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 08.09.2022 № А60-65446/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5472/22

Екатеринбург

13 сентября 2022 г.

Дело № А60-65446/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее – инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2022 по делу № А60-65446/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции – ФИО1 (доверенность от 09.10.2020);

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2, налогоплательщик, предприниматель) (присутствует лично, паспорт)

Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – Управление) – ФИО3 (доверенность от 10.01.2022).

ИП ФИО2 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 66:41:0401020:119 исходя из налоговой ставки в размере 1 процент. Просила обязать инспекцию произвести перерасчет налога на физических лиц в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 66:41:0401020:119 исходя из налоговой ставки в размере 1 процент.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоУправление.

Решением суда от 28.02.2022 (судья Иванова С.О.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 (судьи Муравьева Е. Ю., Васильева Е.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. Налоговый орган указывает, что на территории города Екатеринбурга ставки налога на имущество физических лиц на 2020 год Решением Екатеринбургской Думы от 25.11.2014 № 32/24 (далее – Решение от 25.11.2014 № 32/24) определены в отношении объектов, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ); объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, в то время в отношении объектов недвижимости, чья кадастровая стоимость превышает 300 миллионов руб., ставки налога не установлены, в связи с чем в отношении спорного объекта применяется предельный размер налоговой ставки, установленный пунктом 2 статьи 406 НК РФ, который составляет 2%.

В отзыве на кассационную жалобу Управление доводы кассационной жалобы поддерживает, просит оспариваемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества — административное здание, общей площадью 8 203,5 кв.м., кадастровый номер 66:41:0401020:119, расположенное по адресу: <...> (далее - спорный объект недвижимости).

Налогоплательщик с 25.01.2017 является индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Указанный объект недвижимости ИП ФИО2 использует в рамках своей предпринимательской деятельности — сдача в аренду. Для целей налогообложения доходов от такой деятельности налогоплательщик в 2020 году применял патентную систему налогообложения на основании патента 6671190001153.

В личный кабинет налогоплательщика 27.09.2021 предпринимателю поступило налоговое уведомление от 01.09.2021 № 35683682 с расчетом налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости за налоговый период 2020 год. Расчет налога произведен по налоговой ставке 2%. Сумма налога составила 6 335 725 руб.

Не согласившись с расчетом, ИП ФИО2 21.10.2021 обратилась в налоговый орган с заявлением о проведении перерасчета налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости по налоговой ставке 1%.

Инспекцией в перерасчете налога на имущество предпринимателю отказано, в связи с чем 02.12.2021 заявитель через он-лайн приемную nalog.ru обратился к руководителю Управления с соответствующим заявлением. Письмом № 22-31/4124б@ от 09.12.2021 Управление указало, что оснований для перерасчета налога на имущество физических лиц на спорный объект недвижимости не имеется.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорный объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а налоговая ставка установлена в размере 1%, в связи с чем в отношении данного объекта недвижимости в целях налогообложения по налогу на имущество физических лиц подлежит применению налоговая ставка 1 процент.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В силу статьи 402 НК РФ (в редакции Кодекса, действующей в спорный период) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Свердловской области от 26.03.2019 № 23-03 «Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу», вступившем в законную силу 01.01.2020, определено, что единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.

Частью 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., не может превышать 2 процентов.

В силу пункта 6 статьи 406 НК РФ, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ - налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как: административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 №760-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Ставки по налогу на имущество физических лиц в муниципальном образовании «город Екатеринбург» за периоды до 2020 года были установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 №32/34

Решением от 24.11.2020 №31/34 «О внесении изменения в Решение Екатеринбургской городской думы от 25.11.2014 №32/24» внесены изменения путем дополнения п.2-3, согласно которому установлена ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемых в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Кодекса, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость в размере 1 процента при уплате налога за налоговый период 2020 года.

Согласно пункту 7 статьи 12 НК РФ могут устанавливаться специальные налоговые режимы, предусматривающие освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Главой 26.5 НК РФ установлен специальный налоговый режим в частности «Патентная система налогообложения», который предусматривает освобождение применяющих его лиц от уплаты ряда налогов по общей системе налогообложения, в том числе, налога на имущество.

Подпунктом 2 пункта 10 статьи 346.43 НК РФ установлено, что применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного Кодекса).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, по общему правилу индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, освобождается от уплаты ряда налогов, в частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 10
статьи 346.43 НК РФ, от налога на имущество физических лиц, используемого (имущества) в предпринимательской деятельности, в отношении которой приобретен патент, но такое освобождение не распространяется на объекты, включенные в перечень имущества, который определен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что здание с кадастровым номером номер 66:41:0401020:119, расположенное по адресу: <...> включено в перечень объектов недвижимости Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (п. 140 указанного перечня), ставка по которому утверждена пунктом 2-3 Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 № 32/24 в размере 1% от кадастровой стоимости, суды заключили, что налог в отношении входящего в это здание спорного помещения необходимо исчислять по ставке налога в размере 1 % от кадастровой стоимости.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28.02.2022 по делу № А60-65446/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Д.В. Жаворонков

Е.А. Кравцова