НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 08.06.2022 № А50-23284/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3144/22

Екатеринбург

10 июня 2022 г.

Дело № А50-23284/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Горизонт» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2021 по делу № А50-23284/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (далее – инспекция, административный орган) – Антонова Н.А. (доверенность от 19.07.2021, диплом).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2021 № 47 по делу об административном правонарушении в области долевого строительства и решения от 24.08.2021 № 2 по жалобе на постановление от 30.06.2021 № 47.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что согласно ответу службы технической поддержки оператора Единой информационной системы жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) от 20.08.2020, электронная форма проектной декларации в ЕИСЖС соответствует приказу Министерства строительства России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной документации», а информация о появлении технической возможности внесения в проектную документацию сведений в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 202-ФЗ) будет опубликована на портале наш.дом.рф после утверждения соответствующего нормативного правового акта уполномоченным органом. В связи с этим, общество полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что у общества на 10.08.2020 имелась техническая возможность внесения сведений, предусмотренных Федеральным законом № 202-ФЗ.

Кроме того, общество отмечает, что в связи с введением на территории Пермского края Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» для общества объективно сложились чрезвычайные обстоятельства, не позволившие в течение трех рабочих дней с даты вступления в законную силу Федерального закона № 202-ФЗ привести в соответствие с новыми требованиями законодательства об участии в долевом строительстве обязательные требования в отношении сведений о застройщике и об объекте строительства, подлежащие размещению в ЕИСЖС.

Общество также ссылается на допущенные административным органом процессуальные нарушения при привлечении общества к административной ответственности.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) общество на основании разрешения на строительство от 31.05.2019 № 59-RU90303000-89-2019, выписки из ЕГРН от 08.09.2018, проектной декларации является застройщиком объекта долевого строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Малая, 2 в Индустриальном районе г. Перми» и привлекает для его строительства денежные средства участников долевого строительства.

В ходе проведения инспекцией 03.03.2021 мониторинга информации, размещенной обществом на сайте ЕИСЖС в отношении названного объекта, установлено, что обществом не размещены в установленный срок (до 10.08.2020) сведения о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком, о предельных параметрах разрешенного строительства, о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 214-ФЗ, о целевом кредите (займе), о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационном номере налогоплательщика - физических лиц, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции в одну группу с застройщиком.

По факту выявленных нарушений должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2021 № 9-42 по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление от 30.06.2021 № 47, о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Обществом подана жалоба вышестоящему должностному лицу инспекции в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения жалобы общества вынесено решение от 24.08.2021 № 2, в соответствии с которым постановление от 30.06.2021 № 47 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Полагая, что названные постановление и решение незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав выводы о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, о законности решения от24.08.2021 № 2, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно части 2 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в ЕИСЖС, указанной в статье 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

ЕИСЖС представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ).

На основании части 2 статьи 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать проектную декларацию.

Приказом Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации» утверждена форма Проектной декларации, обязательной к заполнению застройщиком.

В силу части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции от 27.06.2019) застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Частью 4.1 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции от 27.06.2019) определено, что ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 11.2 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции от 27.06.2019) проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями

Федеральным законом № 202-ФЗ с 13.07.2020 внесены изменения в статью 19 Федерального закона № 214-ФЗ.

Часть 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ изложена в следующей редакции: «застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием ЕИСЖС изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется».

Федеральным законом № 202-ФЗ также внесены изменения в статью 20 Федерального закона № 214-ФЗ, а именно в пункт 3.2 части 1 статьи 20 Федерального закона № 214-ФЗ, слова «гражданство и место жительства» заменены словами «страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), гражданство».

В соответствии с пунктом 11.1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции от 27.06.2019) застройщик обязан ежеквартально вносить и размещать в системе изменения в проектную декларацию, касающиеся сведений о доступной сумме кредита (займа) с лимитом кредитования в соответствии с условиями договора кредита (займа), неиспользованном остатке по кредитной линии на последнюю отчетную дату.

Федеральным законом № 202-ФЗ также внесены изменения в статью 21 Федерального закона № 214-ФЗ, а именно указанная статья дополнена следующей информацией: пункт 1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ дополнен словами «о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком»; пункт 4 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ дополнен словами «о предельных параметрах разрешенного строительства»; пункт 9.1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ дополнен словами «о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 214-ФЗ»; пункт 11.1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ изложен в следующей редакции: «о целевом кредите (целевом займе), в том числе об информации, позволяющей идентифицировать кредитора, о сумме кредита (займа) в соответствии с условиями договора кредита (займа), сумме задолженности по договору кредита (займа) на последнюю отчетную дату и неиспользованном остатке по кредиту (займу) на указанную дату, сроке исполнения обязательств заемщика в полном размере в соответствии с договором кредита (займа)».

На основании пункта 11.2 частью 1 статьи 21 Федерального закона № 214-ФЗ информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать документации по планировке территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается строительство указанных объектов недвижимости при отсутствии документации по планировке территории), проектной документации и содержать информацию о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино?место), с указанием, в том числе, количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество, являясь застройщиком объекта капитального строительства, в установленный срок до 10.08.2020 не разместило сведения о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, о предельных параметрах разрешенного строительства, о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства, целевом кредите (займе), сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационном номере налогоплательщика физических лиц, входящих в соответствии законодательством Российской Федерации о защите конкуренции в одну группу лиц с застройщиком.

Судами установлен факт, что изменения в проектную декларацию, касающиеся указанных сведений, размещены в ЕИСЖС 28.10.2020 (справка от 03.03.2021 № 56-02-12/105, протокол об административном правонарушении от 24.05.2021), то есть с нарушением срока установленного частью 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ.

Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.

Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленный факт правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.

Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований замены административного штрафа на предупреждение.

Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 02.12.2021 по делу № А50?23284/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Горизонт» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи Ю.В. Вдовин

Т.П. Ященок