НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 07.06.2022 № Ф09-3211/22

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3211/22

Екатеринбург

09 июня 2022 г.

Дело № А07-3005/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Краснобаевой И. А.,

судей Купреенкова В.А., Тороповой М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуУправления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – Управление, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 по делу № А07-3005/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании приняли участие представители:

Администрации городского округа город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - администрация) – Метелева Е.В. (доверенность от 05.04.2022 № 746/02);

Управления – Байназаров А.А. (доверенность от 29.12.2021 № 0100190610503), Яковлев А.Н. (доверенность от 29.12.2021 № 0100190610502).

Представители индивидуального предпринимателя Гаяновой Татьяны Николаевны (далее - предприниматель Гаянова Т.Н.) явку в судебное заседание не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

От администрации поступил в суд отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация городского округа город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления Управления от 14.01.2021 № 0100-21-06/106.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена предприниматель Гаянова Т.Н.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Управлениеобратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права и норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель жалобы оспаривает как ошибочные выводы судов о том, что представленные предпринимателем Гаяновой Т.Н. документы (Смета расходов) соответствовали действующему законодательству, поскольку из них следует, что к субсидированию приняты затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением в размере 67,47% вместо предусмотренных пунктом 2.7.4 Порядка предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, приложенного к государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.11.2018 № 548 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2019 № 280) (далее - Порядок № 548) 1/3 от общего объема запрашиваемых бюджетных средств, что также является нарушением положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом, по мнению заявителя жалобы, при выявлении нарушения условий предоставления субсидии администрацией, не имеет правового значения размер фактического использования выделенных бюджетных средств, поскольку в соответствии с пунктом 8.3.7 Муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 23.01.2019 № 020, субъект малого предпринимательства обязан использовать полученную субсидию в соответствии со сметой расходов, являющейся неотъемлемой частью соглашения.

Отмечает, что согласно отчету о фактическом использовании денежных средств, предоставленного предпринимателем Гаяновой Т.Н., следует, что фактические расходы по арендной плате за пользование нежилым помещением превышают допустимое процентное соотношение от общего объема запрашиваемых бюджетных средств (34%-33,33%), а также денежные средства израсходованы не только на цели, предусмотренные сметой расходов, но и на цели, расходование на которые подпунктом 2.7.4 Порядка № 548 установлен прямой запрет (налог на доходы физических лиц).

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа
в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, суд округа оснований для их отмены не усматривает.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в соответствии с приказом Управления от 09.10.2020 № 350 «О назначении внеплановой камеральной проверки в администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан» в период с 30.10.2020 по 20.11.2020 в отношении администрации проведена внеплановая камеральная проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в ходе которой Управлением установлено нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.7.4 Порядка № 548, подпункта 8.3.4 пункта 8.3 Муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 23.01.2019 № 020: администрацией при рассмотрении заявки и проведении конкурса на предоставление субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства предпринимателю Гаяновой Т.Н. предоставлены субсидии за счет средств федерального бюджета в сумме 403 367 руб. 81 коп., не соответствующие предмету субсидирования, а именно: приняты к субсидированию затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составляющие 67,47% вместо 33,33% (1/3) от общего объема запрашиваемых бюджетных средств, предусмотренных пунктом 2.7.4 Порядка № 548.

Управлением вынесено представление от 14.01.2021 № 0100-21-06/106 с требованием в срок до 30.04.2021 устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, в том числе:

- по пункту 1 настоящего представления устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий путем возврата предоставленных средств на лицевой счет Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству по коду бюджетной классификации 82120225527020000150 в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30.04.2021. Также указано на возможность привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в случае невыполнения в установленный срок настоящего представления.

Не согласившись с вынесенным представлением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,
для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.11.2018 № 548 утверждена государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», согласно пункту 2.7.4 которой установлено, что предметом субсидирования могут быть любые обоснованные субъектом малого или среднего предпринимательства затраты, направленные на реализацию проекта создания (развития) социального предпринимательства, предусмотренные бизнес-планом проекта, за исключением: оплаты труда; уплаты налоговых платежей и платежей в государственные внебюджетные фонды; погашения кредиторской задолженности, возникшей до момента подачи документов; приобретения легковых автотранспортных средств и мотоциклов; приобретения жилых помещений; оплаты денежных обязательств по сделкам, совершенным с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или главами крестьянских (фермерских) хозяйств, за исключением денежных обязательств по сделкам купли-продажи транспортных средств, помещений и земельных участков, договорам аренды помещений на срок более 1 года.

Предметом субсидирования могут быть договоры аренды помещения, заключенные на срок более 1 года.

Затраты по арендной плате за пользование нежилыми помещениями не должны составлять более 1/3 от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением от 12.12.2019 № 957 «О предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов социального предпринимательства за счет средств бюджета Российской Федерации», Протоколом заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на 2019 - 2024 годы от 29.10.2019 предприниматель Гаянова Т.Н. признана победителем конкурса и получателем субсидии в сумме 622 497 руб.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511-3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.05.2018 № 548 «О государственной программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2019-2024 годы», статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предпринимателю Гаяновой Т.Н. была предоставлена субсидия в сумме 622 497 руб., в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском поселении город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением администрации от 23.02.2019 № 020 (далее по тексту - муниципальная программа).

Между предпринимателем Гаяновой Т.Н. и администрацией заключено Соглашение (договор) от 12.12.2019 № 003 «О предоставлении из бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг г. Благовещенск (место заключения соглашения (договора)» (далее по тексту – соглашение № 003).

Согласно пункту 8.2.15 муниципальной программы, пункту 4.3.8 соглашения № 003 возврат субсидии производится в случае недостижения показателей результативности получателем субсидии, нарушения условий предоставления субсидии.

В разделе 3 соглашения № 003 субсидия предоставляется в соответствии с муниципальной программой при представлении получателем в администрацию в срок до 30.08.2019 документов, предусмотренных в пункте 8.2.5 программы, а также дополнительных документов в соответствии с перечнем по виду финансовой поддержки, предусмотренным пунктом 8.3.5 программы, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с программой и настоящим соглашением.

Согласно пункту 8.2.5 муниципальной программы получатель представляет следующие основные документы:

а) заявление на получение финансовой поддержки по форме, утвержденной администрацией (приложение № 4 к муниципальной программе);

б) заверенную копию либо оригинал доверенности с удостоверением подписи лица в случае представления им документов (приложение № 7 к муниципальной программе);

в) заверенный заявителем бланк банковских реквизитов;

г) опись представленных документов в двух экземплярах, один из которых возвращается заявителю с отметкой о приеме документов;

д) план обеспечения финансово-экономической устойчивости на среднесрочную перспективу (для субъектов среднего предпринимательства, относящихся к организациям Республики Башкортостан, определенных согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2015 № 68-р);

е) заявление о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (для хозяйственных обществ, соответствующих условию, указанному в подпункте «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, которые были созданы в период с I августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, и зарегистрированных в указанный период индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (приложение № 10 к муниципальной программе);

ж) заверенные заявителем копии документов, подтверждающих количество действующих рабочих мест на момент подачи документов: штатного расписания, трудовых договоров с работниками и трудовых книжек работников (за исключением индивидуальных предпринимателей, не вступивших в трудовые отношения с работниками).

В соответствии с пунктом 8.3.5 муниципальной программы для получения субсидии, указанной в пункте 8.1.3 настоящего порядка, субъект малого и среднего предпринимательства получатель дополнительно представляет следующие документы:

а) бизнес-проект, составленный в соответствии с требованиями к его содержанию, утверждаемыми нормативным правовым актом администрации;

б) смету расходов по форме, утверждаемой нормативным правовым актом администрации;

в) проекты контрактов (договоров), счета на оплату в подтверждение суммы запрашиваемых средств;

г) документы, подтверждающие вложение собственных средств субъекта малого и среднего предпринимательства в размере не менее 15% от суммы запрашиваемых средств:

- заверенные заявителем копии договоров, счетов на оплату;

- документы, подтверждающие факт оплаты: заверенные заявителем копии кассовых чеков или платежных поручений с отметкой банка;

- документы, подтверждающие факт исполнения обязательств: заверенные заявителем копии товарных чеков, или товарных накладных, или актов приема-передачи товара (-ов), и (или) актов выполненных работ (услуг).

По сделкам, осуществленным с индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также с организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в которых наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, в качестве документов, подтверждающих вложение собственных средств, субъекты малого предпринимательства представляют:

- заверенные копии договоров;

- заверенные копии товарных накладных, актов приема-передачи товара (-ов) и (или) актов выполненных работ (услуг);

- заверенные копии товарных чеков, или бланков строгой отчетности, или квитанций, или иных документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу; услугу), при этом указанные документы должны содержать следующие сведения (реквизиты) продавца (исполнителя): наименование документа; порядковый номер документа и дату его выдачи; наименование организации (для юридического лица) или фамилию и инициалы (для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика; наименование и количество оплаченных приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, его личную подпись; печать (при ее наличии).

Согласно разделу 1 соглашения № 003:

1.1) предметом соглашения является предоставление из бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях за счет субсидий, выделенных из Бюджета Республики Башкортостан:

1.1.1) в целях предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с развитием и поддержкой малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия);

1.1.2) в целях реализации предпринимателем Гаяновой Т.Н. следующих проектов (мероприятий): предоставление финансовой поддержки в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2.1 соглашения № 003 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными администрации, как получателю бюджетных средств бюджета городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, по кодам классификации расходов бюджетов Республики Башкортостан (далее - КБК) на цели, указанные в разделе 1 соглашения № 003, в сумме 622 497 руб. по КБК, в том числе:

597 845 руб. 84 коп. - за счет средств федерального бюджета 12 201 руб. 19 коп. - за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

12 449 руб. 97 коп. - за счет средств бюджета муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

Согласно разделу 3 соглашения № 003:

3.1) субсидия предоставляется в соответствии с муниципальной программой от 23.01.2019 № 020:

3.1.1) на цели, указанные в разделе 1 соглашения № 003;

3.1.2) при предоставлении предпринимателем Гаяновой Т.Н. в администрацию: в срок до 20.12.2019 документов, предусмотренных в пункте 8.2.5 муниципальной программы от 23.01.2019 № 020, а также дополнительных документов в соответствии с перечнем по виду финансовой поддержки, предусмотренным пунктом 8.3.5 муниципальной программы от 23.01.2019 № 020, подтверждающих факт произведенных предпринимателем Гаяновой Т.Н. затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с муниципальной программой от 23.01.2019 № 020 и соглашением № 003;

3.1.3) при соблюдении иных условий.

Согласно представленным к проверке документам предприниматель Гаянова Т.Н. представила в администрацию документы для получения финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: заявление на получение финансовой поддержки; доверенность с удостоверением подписи доверенного лица, реквизиты расчетного счета компании, без отметки о заверении предпринимателем Гаяновой Т.Н.; опись представленных документов; заверенные предпринимателем Гаяновой Т.Н. копии документов, подтверждающих количество действующих рабочих мест на момент подачи документов: штатное расписание от 01.08.2019 № 4, трудовые договора 06.11.2018, трудовые книжки; смета расходов, в соответствии с приложением № 5 к муниципальной программе от 23.01.2019 № 020; Бизнес-план, в соответствии с приложением № 6 к муниципальной программе от 23.01.2019 № 020.

Согласно разделу 6 Бизнес-плана предпринимателю Гаяновой Т.Н. для реализации проекта необходимы денежные средства в сумме 971 178 руб., в том числе средства субсидии 622 497 руб.

Платежным поручением от 20.12.2019 № 800001 администрацией предоставлена субсидия предпринимателю Гаяновой Т.Н. в сумме 622 497 руб.

Суды установили, что выделение предпринимателю Гаяновой Т.Н. субсидии произведено на основании представленных ею документов, предусмотренных муниципальной программой, соглашением (договором) от 12.12.2019 № 003 и соответствующих действующему законодательству. Также соблюдены иные условия предоставления субсидии, согласно разделу 3 соглашения.

Согласно оспариваемому представлению администрации вменяется нарушение, выразившееся в принятии к субсидированию затрат по арендной плате за пользование нежилым помещением, составляющие 67,47% вместо предусмотренных подпунктом 2.7.4 Порядка № 548 33,33% (1/3) от общего объема запрашиваемых бюджетных средств.

Между тем, согласно предоставленным предпринимателем Гаяновой Т.Н. отчетам о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест за 1-4 кварталы 2020 года затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составили 34% от общего объема запрашиваемых бюджетных средств. Доказательств обратного либо превышения затрат до 67,47% Управлением в материалы дела не представлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  в частности условия соглашения № 003, государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» и анализа представленных в материалы дела документов, в том числе отчетов о фактическом использовании полученных денежных средств, судами установлено целевое использование выделенных бюджетных средств, фактически затраты по арендной плате за пользование нежилым помещением составили 34% от общего объема запрашиваемых бюджетных средств (33,33%), что по мнению судов является незначительным превышением.

Основанием для возврата субсидии являются нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставления и (или) использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Нормами бюджетного законодательства (ст. 28 Бюджетного кодекса) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Соответственно в данном случае единственным основанием для возврата предоставленной субсидии могло бы являться ее нецелевое использование, чего судами не установлено.

Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Отклоняя довод Управления о том, что основанием для возврата средств субсидии является не только нецелевое использование средств бюджета, но и нарушение условий, установленных при их предоставлении, суды верно указали, что возврат субсидии возможен только при использовании предпринимателем Гаяновой Т.Н. средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учитывая,  что факт целевого использования средств Управлением не оспорен, заявленный для целей получения субсидии проект реализован, договор сторонами не расторгнут, нарушение иных условий предоставления субсидии Управлением не доказано, судами правомерно не установлено оснований для возврата предоставленных средств (субсидии).

Поскольку оспариваемое представление возлагает на заявителя необоснованную обязанность принимать меры по возврату предоставленных средств, указывает на возможность привлечения к административной ответственности в случае невыполнения представления, ненормативный акт признается нарушающим права и законные интересы заявителя.

Учитывая изложенное, установив, что вынесенное Управлением представление от 14.01.2021 № 0100-21-06/106 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2021 по делу № А07-3005/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             И.А. Краснобаева

Судьи                                                                          В.А. Купреенков

М.В. Торопова