пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8427/23
Екатеринбург
14 февраля 2024 г.
Дело № А47-20005/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее - фонд, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.06.2023 по делу № А47-20005/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыл представитель фонда - ФИО1 (доверенность от 05.12.2023)
В Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель общества с ограниченной ответственностью «СК УралПроект» (далее – общество, истец)- ФИО2 (доверенность от 01.11.2023).
Определением суда от 18.12.2023 судебное заседание отложено на 07.02.2023.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи 07.02.2024 в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
фонда - ФИО1 (доверенность от 05.12.2023)
общества - ФИО2 (доверенность от 01.11.2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к фонду о взыскании суммы 1 308 460 руб. 42 коп. долга по договорам подряда от 07.06.2019 № СМР-209/2019, от 12.07.2019 № СМР-261/2019, 118 418,81 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.12.2022 по дату вынесения решения по ключевой ставке ЦБ РФ на дату платежа, расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 258 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судов в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.06.2023 иск удовлетворен частично. С фонда в пользу общества взыскано 1 308 460,42 руб. долга, 43 824,46 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.12.2022 по 31.05.2023. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Фонд полагает, что судом неверно отражены фактические обстоятельства дела, отмечает, что договор заключен по цене, предложенной победителем торгов, взыскиваемая сумма складывается в том числе в результате применения понижающих коэффициентов, не имеющих отношение к НДС, применение понижающих коэффициентов 0,7 и 0,9 предусмотрено аукционной документацией, п. 4.1.2 содержался в проекте договора, размещенного на электроном ресурсе в составе аукционной документации, изменения в указанный пункт не вносились. Как отмечает фонд, цена договора не является твердой. Фонд поясняет, что к спорным договорам заключены дополнительные соглашения, которыми стороны согласовали окончательную стоимость работ, в том числе с учетом изменения объемов работ; возможность изменения стоимости договора путем заключения дополнительных соглашений предусмотрено действующим законодательством. По мнению заявителя, подписав договор без протоколов разногласий в части пункта 4.1.2, которым предусмотрено исключение суммы НДС из базы для начисления окончательной цены, в актах выполненных работ, что означает согласование сторонами указанного условия, т.е. уменьшения цены на сумму НДС, дополнительными соглашениями к договорам в п. 4.1.2 изменения не вносились, все работы оплачены заказчиком; обязанности оплатить работы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора, у заказчика не возникло. По мнению заявителя, к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не подлежат, поскольку фонд не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ. В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на отзыв фонд полагает доводы общества необоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом на официальном сайте http:www.zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного аукциона СМР-209/2019 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предмет электронного аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Согласно информационной карте электронного аукциона, начальная (максимальная) цена договора составляет 10 028 145 руб. 60 коп. с НДС (пункт 11); цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 %в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о выполнении работ (оказании услуг) объемов работ (услуг) (пункт 26).
В соответствии с пунктом 4.1 проекта размещенного договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет ___ руб., в том числе НДС и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Как следует из пункта 4.1.2 проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.
В состав аукционной документации также включен утвержденный фондом локальный сметный расчет на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, составленный с учетом НДС.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе от 22.05.2019 к участию в аукционе допущено три участника. В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 27.05.2019 победителем признано общество с предложением цены договора в размере
9 526 738 руб. 30 коп.
Между фондом (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен договор от 07.06.2019 № СМР-209/2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, согласно пункту 2.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в установленные настоящим договором сроки комплекса работ по капитальному ремонту объекта: капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (Приложение № 11 к настоящему договору), включая подготовительные работы, и сдачу объекта в эксплуатацию, а также иные неразрывно связанные с объектом работы, в том числе в течение гарантийного срока в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, ПСД, НПА.
Согласно пункту 4.1 договора общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 9 526 738,30 руб. и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Понижающий договорной коэффициент составил 0,949999998. Понижающий коэффициент определяется как частное от деления цены настоящего договора на начальную (максимальную) цену договора, указанную в документации о проведении аукциона (пункт 4.1.1. договора).
Как следует из пункта 4.1.2 договора, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.
Общая стоимость работ по договору, указанная в пункте 4.1, а также стоимость работ по каждому объекту может изменяться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Расчеты за выполненные работы между подрядчиком и заказчиком производятся с применением к стоимости работ по каждому объекту понижающего коэффициента, определенного по результатам торгов (пункт 4.2. договора № СМР-209/2019).
В соответствии с пунктом 4.9 договора расчет за фактически выполненные работы по объекту (виду работ по объекту) производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3), подписанных сторонами, в 30-ти дневный срок с даты подписания заказчиком указанных документов.
Заказчик и подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору (пункт 10.1 договора).
Сторонами подписано дополнительное соглашение от 25.12.2019 к договору № СМР-209/2019, согласно пункту 1 которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская об., <...>, в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению.
Пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-209/2019, составляет 852 778 руб. 18 коп., в том числе НДС.
Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1. договор № СМР209/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 10 379 516,48 руб., в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Приложением к указанному дополнительному соглашению является разработанный обществом и утвержденный фондом 26.12.2019 локальный сметный расчет на дополнительные работы на сумму 852 778,18 руб.
По актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 27.12.2019 № 1 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 № 1 обществом сданы, а фондом приняты и оплачены работы на общую сумму 8 575 509,31 руб.
Фондом на официальном сайте http:www.zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного аукциона СМР-261/2019 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предмет электронного аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, рас положенных в Оренбургской области.
Согласно информационной карте электронного аукциона, начальная (максимальная) цена договора составляет 3 846 146,88 руб. с НДС (пункт 11); цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о выполнении работ (оказании услуг) объемов работ (услуг) (пункт 26).
Согласно пункту 4.1. проекта размещенного договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет ___ руб., в том числе НДС и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Как следует из пункта 4.1.2 проекта размещенного проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.
В состав аукционной документации также включены утвержденные фондом локальные сметные расчеты на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, составленные с учетом НДС.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе от 28.06.2019 к участию в аукционе допущен один участник – общество, аукцион признан несостоявшимся.
Между фондом (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен договор от 12.07.2019 № СМР-261/2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, согласно пункту 2.1. которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в установленные настоящим договором сроки комплекса работ по капитальному ремонту объекта: капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>, (Приложение № 11 к настоящему договору), включая подготовительные работы, и сдачу объекта в эксплуатацию, а также иные неразрывно связанные с объектом работы, в том числе в течение гарантийного срока в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, ПСД, НПА.
Согласно пункту 4.1 договора общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 846 146,88 руб. и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Понижающий договорной коэффициент составил 1. Понижающий коэффициент определяется как частное от деления цены настоящего договора на начальную (максимальную) цену договора, указанную в документации о проведении аукциона (пункт 4.1.1. договора № СМР261/2019).
Как следует из пункта 4.1.2 договора, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.
Общая стоимость работ по договору, указанная в п. 4.1, а также стоимость работ по каждому объекту может изменяться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Расчеты за выполненные работы между подрядчиком и заказчиком производятся с применением к стоимости работ по каждому объекту понижающего коэффициента, определенного по результатам торгов (пункт 4.2. договора № СМР-209/2019).
В соответствии с пунктом 4.9 договора расчет за фактически выполненные работы по объекту (виду работ по объекту) производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3), подписанных сторонами, в 30-ти дневный срок с даты подписания заказчиком указанных документов.
Заказчик и подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору (пункт 10.1 договора № СМР-261/2019).
Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 24.12.2019 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: Оренбургская область, г. Орск, <...> в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению.
Пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет
76 432,20 руб., в том числе НДС.
Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1. договора
№ СМР261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 922 579,08 руб., в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего
коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанные обществом и утвержденные фондом локальные сметные расчеты на дополнительные работы на сумму 38 216,10 руб. (Оренбургская обл., г. Орск, <...>), на сумму 38 216,10 руб. (Оренбургская область, г. Орск, <...>).
Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 17.07.2020 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, локальный сметный расчет на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>, заменен локальным сметным расчетом, являющимся приложением к настоящему дополнительному соглашению.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению.
Пунктом 3 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет
246 848,78 руб., в том числе НДС.
Пунктом 4 дополнительного соглашения пункт 4.1. договор
№ СМР261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 945 511,33 руб., в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанный обществом и утвержденный фондом локальный сметный расчет на дополнительные работы на сумму 49 677,84 руб. (<...>), локальный сметный расчет на работы на сумму 197 170,94 руб. (<...>.
Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 10.09.2020 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: <...>, <...> в соответствии с локальными сметными расчетами, прилагаемыми к дополнительному соглашению.
Пунктом 3 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет
114 487,75 руб., в том числе НДС.
Пунктом 4 дополнительного соглашения пункт 4.1 договор № СМР261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 985 989,86 руб., в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанные обществом и утвержденные фондом локальные сметные расчеты на дополнительные работы на сумму 26 405,47 руб. (<...>), на сумму 88 082,28 руб.
Сторонами подписано дополнительное соглашение от 10.09.2020 к договору № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, локальный сметный расчет на капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: <...>, д. 20, заменены локальными сметными расчетами, являющимися приложениями к настоящему дополнительному соглашению.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения стоимость работ по настоящему дополнительному соглашению с учетом понижающего коэффициента составляет 1 367 220,66 руб.
Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1 договор № СМР261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 871 502,11 руб., в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).
Приложениями к указанному дополнительному соглашению являются разработанные обществом и утвержденные фондом локальные сметные расчеты на работы на сумму 683 548,53 руб. (<...>), на работы на сумму 683 672,13 руб. (<...>).
По актам о приемке выполненных работ от 24.07.2020 № 1, от 24.09.2020 № 1, 3, от 11.11.2020 № 1, от 26.12.2019 № 1, 2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы от 24.07.2020 № 1, от 24.09.2020 № 1, 3, от 11.11.2020 № 1, от 26.12.2019 № 1 обществом сданы, а фондом приняты и оплачены работы на общую сумму 3 314 448 руб. 03 коп.
Обществом составлены акты о приемке выполненных работ КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 по выполненным им и принятым фондом по договорам № СМР-209/2019 и № СМР-261/2019 работам с учетом НДС.
Ссылаясь на то, что при оплате работ заказчик необоснованно исключил суммы НДС, общество направило в адрес фонда претензию от 10.11.2022
№ 1467 с требованием подписания указанных актов и уплаты 1 309 459 руб. 82 коп. задолженности.
Поскольку фонд отказался производить оплату в связи с тем, что задолженность по договорам № СМР209/2019, № СМР-261/2019 отсутствует, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск частично, суды исходили из следующего.
Правовое регулирование спорных правоотношений определено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 615) и Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании статьи 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 стати 753 ГК РФ). Факт выполнения истцом работ, их объем и качество фондом не оспариваются.
Правоотношения сторон возникли из договоров, заключенных по результатам торгов.
Разногласия сторон по размеру оплаты обусловлены несогласием ответчика со стоимостью выполненных работ, которая, по его мнению, должна быть уменьшена на сумму налога НДС.
Ответчик настаивает на применении пункта 4.1.2 договоров подряда (в редакции дополнительных соглашений) при расчете стоимости выполненных работ.
В силу положений статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы.
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 615).
Закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом № 44-ФЗ в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 постановления № 615 (предварительный отбор подрядных организаций, по результатам которого участники включаются в реестр квалифицированных подрядных организаций либо получают отказ), а также случаев, предусмотренных пунктом 193 постановления (закупка у единственной подрядной организации).
Участником электронного аукциона может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора об оказании услуг (пункт 2 Постановления № 615.)
Подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций и прошедшее регистрацию на электронной площадке (пункт 102 Постановления № 615).
В силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по общему правилу организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
Судами установлено, что истец применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем общество имело право принять участие в аукционе, проводимом фондом, на заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Согласно части 10 статьи 70 Закона № 44-ФЗ контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем аукциона. Цена контракта является твердой и подлежит изменению лишь в случаях, предусмотренных статьями 34, 95 данного закона.
При этом в указанном Федеральном законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения, возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не предусмотрена.
Пунктом 222 Постановления № 615 предусмотрена возможность изменения цены договора: - цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ; - цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ.
Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2014 № 304-КП4-3239, установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.
Как указано в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 01.07.2021 № 46-АД21-67-К6, согласно которой поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте, корректировка заказчиком цены контракта при заключении государственного или муниципального контракта с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС не допускается.
Таким образом, применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определения от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391, от 15.11.2017 № 308-ЭС17-13912, от 01.10.2015 № 303-ЭС15-11466).
Следовательно, вывод судов о том, что Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения твердой цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет упрощенную систему налогообложения, следует признать обоснованным.
В рассматриваемом случае, исходя из анализа положений Постановления № 615, основания для изменения цены договора урегулированы пунктом 222.
При этом изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, Постановлением № 615 не предусмотрено, в связи с чем вывод судов о том, что применению в спорных правоотношениях в приоритетном порядке подлежат положения Закона № 44-ФЗ, является правильным.
По смыслу разъяснений, данных в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
С учетом изложенного, закрепленное фондом в договорах на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, условие о том, что в случае, если подрядная организация, находится на упрощенной системе налогообложения, при закрытии выполненных работ подрядной организацией к итогам в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется формула для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН, противоречит действующему законодательству и не подлежит применению при расчетах по спорному договору между лицами, его заключившими.
При таких обстоятельствах, является несостоятельным довод фонда о правомерном расчете и оплате стоимости выполненных подрядчиком работ в соответствии с пунктом 4.1.2 договора.
Отклоняя доводы заявителя том, что в рамках исполнения договора истец сам разработал и представил проектно-сметную документацию, в отношении дополнительных работ, исключающую 20 % НДС, в соответствии с которой произведена оплата, у подрядчика, применяющего УСН, исключение НДС входит в обязанность в соответствии с пунктом 4.1.2 договора и также должны быть применены коэффициенты 0,7 и 0,9, суды исходили из следующего.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
В Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950 по делу № А32-6131/2022 разъяснено, что законодательство о контрактной системе, а равно градостроительное законодательство, регулирующее порядок подготовки смет на строительство, не предусматривают возможности корректировки локальных и сводных сметных расчетов в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения. Исключение из сумм, указанных в актах выполненных работ, НДС в размере 20 % и включение вместо него договорного коэффициента к итогам выполненных объемов работ, не предусмотренных первоначально составленными сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
При проведении аукциона в аукционной документации находился локально-сметный расчет, который был разработан в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который не предусматривал уменьшение цены договора при применении УСН подрядчиком, стоимость, определенная которым, не могла быть уменьшена.
При этом в указанных сметах отсутствовали понижающие коэффициенты 0,7 и 0,9. Данный локально-сметный расчет прошел проверку достоверности сметной стоимости – экспертизу и получил положительное заключение.
При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
Наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Разработкой проектно-сметной документации занимался не истец, а иной хозяйствующий субъект в соответствии с договором, заключенным в рамках иного электронного аукциона.
Кроме того, ГОСТ Р 21.101-2020 (СПДС) не регламентирует внесение изменений в проектную и рабочую документацию другой проектной или иной организацией.
В соответствии с пунктами 7.2.1, 7.2.2 ГОСТ Р 21.101-2020, изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют, на основании разрешения на внесение изменений, а разрешение утверждает руководитель организации -разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо. При этом разработчик документа несёт ответственность за несоответствие внесенных изменений техническим регламентам согласно положениям статей 58 - 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, новые сметы не прошли необходимую проверку достоверности сметной стоимости.
Таким образом, суд обоснованно отклонил довод о том, что подрядчик самостоятельно может откорректировать проектную документацию в рамках действующих правовой и нормативно-технической документации, поскольку по условиям договоров подряда на истца не возложена обязанность по корректировке, составлению и внесение изменений в разработанную ранее аукционную документацию (проектную документацию).
При таких обстоятельствах, в отсутствие возражений фонда относительно объемов, качества работ, установив факт надлежащего выполнения подрядчиком работ, суды правомерно взыскали с фонда 1 308 460 руб. 42 коп. долга по договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Осуществив расчет процентов самостоятельно, учитывая, что претензия получена ответчиком 17.11.2022, с 18.11.2022 началось течение тридцатидневного срока для оплаты, срок истек 17.12.2022 (суббота), суд правомерно взыскал 43 824,46 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.12.2022 по 31.05.2023, с продолжением их начисления с 01.06.2023 по дату фактического исполнения обязательства исходя из размера долга 1 308 460,42 руб. и размера ключевой ставки Центрально Банка Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняются, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм права, не учитывают установленные обстоятельства по делу, правовую природу спорных правоотношений сторон и специального их регулирования положениями Закона № 44-ФЗ и главы 37 ГК РФ, сложившуюся практику их применения, кроме того, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.06.2023 по делу № А47-20005/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи А.А. Столяров
И.А. Краснобаева