НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 06.12.2021 № Ф09-8910/21

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8910/21

Екатеринбург

06 декабря 2021 г.

Дело № А50-6314/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д.В., рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения  Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации   (далее - фонд, административный орган, страховщик) на  решение  Арбитражного суда Пермского края   от 19.05.2021 по делу № А50-6314/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от  23.08.2021 по указанному делу. 

Жалоба рассматривается с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), без проведения судебного заседания.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4» (далее - учреждение, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к фонду о признании недействительными решений от 21.12.2020
№ 590020201774804 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, № 590020201774805
о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 19.05.2021 требования удовлетворены. Оспариваемые решения фонда признаны недействительными. На административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от  от 19.05.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Фонд полагает, что поскольку в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) в периоды с 30.03.2020 по 20.04.2020 установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, следовательно в данный период работники учреждения не нуждались в освобождении от работы, так как указанные дни для них являлись нерабочими и за этот период им должна быть выплачена заработная плата; поскольку работниками утрачена возможность выполнять свои трудовые обязанности не в связи с наступлением страхового случая (временной нетрудоспособности), а по иным основанием (в связи с объявлением нерабочих дней), соответственно пособие по временной нетрудоспособности за такой период не начисляется.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

         Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением страхователя за выделением средств в сумме 111 016,15 руб. за период с 01.04.2020 по 30.09.2020, фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт проверки от 18.11.2020 № 590020201774802.

По результатам рассмотрения материалов проверки фондом 21.12.2020 вынесены решения: № 590020201774804 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и № 590020201774805 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения по листкам нетрудоспособности: № 361710887121, № 361712021646, выданных
Калининой М.Г. на период с 19.03.2020 по 01.04.2020, с 02.04.2020 по 13.04.2020, в том числе нетрудоспособности, приходящейся на изоляцию с 30.04.2020 по 05.04.2020; № 910023245551, выданному Ставишенко Н.В. на период с 24.03.2020 по 07.04.2020, в том числе нетрудоспособности, приходящейся на изоляцию с 30.03.2020 по 05.04.2020; № 910021544311, выданному Пегушиной Е.Ю. на период с 20.03.2020 по 03.04.2020, в том числе нетрудоспособности, приходящейся на изоляцию с 30.03.2020 по 03.04.2020;
№ 361675144980, выданному Окишевой С.Г. на период с 25.03.2020 по 06.04.2020, в том числе нетрудоспособности, приходящейся на изоляцию с 30.03.2020 по 05.04.2020. Основанием для принятия данных решений послужили выводы Фонда о том, что нерабочие дни, объявленные Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 на всей территории Российской Федерации входят в перечень дней, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается и не выплачивается (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ).

Не согласившись с решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из несоответствия оспариваемых решений фонда действующему законодательству и нарушения ими прав и законных интересов страхователя.

Данный вывод судов является верным.

Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ
«Об основах обязательного социального страхования» (далее -
Закон № 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006
№ 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно статье 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 2 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя,
а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Пунктом 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу не назначается.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; за период заключения под стражу или административного ареста; за период проведения судебно-медицинской экспертизы; за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 названного Федерального закона.

В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство состоит из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Указы Президента Российской Федерации относятся к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие трудовых отношений между страхователем и спорными застрахованными лицами на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности). В табеле учета рабочего времени за апрель 2020 года у спорных застрахованных лиц (Калинина М.Г., Ставишенко Н.В., Пегушина Е.Ю., Окишева С.Г.) отражены дни временной нетрудоспособности. Основанием для отсутствия на рабочем месте указанных застрахованных лиц являются листки нетрудоспособности, выданные за спорный период. Сам факт наступления страхового случая фондом не оспаривается.

Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и
от 02.04.2020 № 239 период с 30 марта по 30 апреля 2020 года признан нерабочим с сохранением заработной платы.

Учреждение во исполнение данных Указов Президента Российской Федерации  не работало с 30 марта по 05 апреля 2020 года с сохранением за сотрудниками заработной платы.

Как верно отмечено судами, независимо от вида осуществляемой страхователем деятельности его работники при наличии листка нетрудоспособности имеют права на получение пособия по временной нетрудоспособности за периоды, совпавшие с нерабочими днями.

Наличие у спорных застрахованных лиц листков временной нетрудоспособности в отсутствии доказательств одновременного начисления заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности правомерно признано судами основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности без каких-либо ограничений.

Поскольку оснований для непринятия расходов, произведенных заявителем на выплату спорного пособия у фонда не имелось, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемые ненормативные акты административного органа недействительными.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).

Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

         Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Пермского края  от 19.05.2021 по делу
№ А50-6314/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.08.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения  Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

         Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья                                                                                    Д.В. Жаворонков