Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8721/21
Екатеринбург
10 декабря 2021 г.
Дело № А60-3033/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – министерство, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2021 по делу № А60-3033/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства – Дегтярева М.И. (доверенность от 19.01.2021 № 12-26-01/570);
общества с ограниченной ответственностью «Уралтранслес» (далее – общество, ответчик) – Воронина Т.Л. (доверенность от 09.02.2021).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Уралтранслес» (далее – общество, ответчик) о взыскании 5 608 892 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».
Решением суда от 20.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает доказанным факт нарушения ответчиком лесного законодательства. Истец полагает, что ответчиком произведена рубка с нарушением породного состава и за пределами задекларированной лесосеки.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как установлено судами, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17.10.2008 № 226, по условиям которого арендатору во временное пользование был предоставлен лесной участок для заготовки древесины общей площадью 5958 га, с местоположением: Свердловская область, ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» Верхнесергинское участковое лесничество Верхнесергинский участок кварталы № 1-3, 7-17, 19, 44, 49-56, 63-66, 69, 107- 109.
Срок действия настоящего договора установлен с даты государственной регистрации аренды лесного участка и составляет 49 лет (п. 21 договора).
Вышеуказанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 27.11.2008.
По результатам работ по государственной инвентаризации лесов в рамках государственного задания от 12.12.2019 № 053-00002-20-00, письмом филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» от 29.06.2020 № 13/447 в адрес министерства поступила карточка дешифрирования мест использования лесов № 62160041200100101 с признаками нарушений лесного законодательства.
ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество», Верхнесергинским участковым лесничеством на основании рейдового задания № 72 от 30.06.2020, № 73 от 30.06.2020 проведены осмотры лесных участков: в квартале 10 выдел 7, в квартале 10 выдел 8, в квартале 10 выдел 9, в квартале 108 выдел 22 Верхнесергинского участка Верхнесергинского участкового лесничества (акты осмотра лесного участка № 1 от 14.07.2020, № 3 от 15.07.2020, № 2 от 15.07.2020, № 1 от 15.07.2020), в ходе которых, как указал истец, выявлена незаконная рубка лесных насаждений.
По результатам осмотров составлены акты о лесонарушении.
Согласно акту о лесонарушении от 22.07.2020 № 16 в квартале 10 выделе 7 выявлено превышение разрешенного объема заготовленной древесины породы «Ель» в объеме 35,22 куб. м, «Пихта» - 2,524 куб. м, «Береза» - 103,224 куб. м. «Осина» - 0,319 куб. м, «Сосна» - 2,006 куб. м. На территории указанного лесного участка заготовка древесины осуществлялась на основании лесной декларации от 15.04.2019 № 226 и договора аренды лесного участка лесного участка, при этом истец пояснил, что лесной декларацией не предусмотрена рубка лесных насаждений в выделе 7 в декларируемый период с 28.04.2019 по 31.01.2020. Размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» составил 1 141 792 руб.
Согласно акту о лесонарушении от 22.07.2020 № 17 в квартале 10 выдел 8
выявлено превышение разрешенного объема заготовленной древесины породы «Ель» в объеме 27,65 куб. м, «Пихта» - 1,982 куб. м, «Береза» - 61,68 куб. м. На территории указанного лесного участка заготовка древесины осуществлялась на основании лесной декларации от 15.04.2019 № 226 и договора аренды лесного участка лесного участка, при этом лесной декларацией не предусмотрена рубка лесных насаждений в выделе 8 в декларируемый период с 28.04.2019 по 31.01.2020. Размер вреда составил 722 026 руб.
Согласно акту о лесонарушении от 22.07.2020 № 18 в квартале 10 выдел 9
выявлено превышение разрешенного объема заготовленной древесины породы «Ель» в объеме 189,47 куб. м, «Пихта» - 4,623 куб. м, «Береза» - 147,6 куб. м, «Осина» - 1,136 куб. м, «Сосна» - 1,843 куб. м. На территории указанного лесного участка заготовка древесины осуществлялась на основании лесной декларации от 15.04.2019 № 226 и договора аренды лесного участка лесного участка, при этом лесной декларацией не предусмотрена рубка лесных насаждений в выделе 9 в декларируемый период с 28.04.2019 по 31.01.2020. Размер вреда составил 3 312 688 руб.
Согласно акту о лесонарушении от 23.07.2020 № 19 в квартале 108 выдел 22 выявлено превышение разрешенного объема заготовленной древесины породы «Ель» в объеме 4,004 куб. м, «Пихта» - 0,075 куб. м, «Береза» - 70,98 куб. м, «Осина» – 6,809 куб. м, «Сосна» - 2,002 куб. м. На территории указанного лесного участка заготовка древесины осуществлялась на основании лесной декларации от 17.11.2017 № 226 и договора аренды лесного участка лесного участка, при этом лесной декларацией не предусмотрена рубка лесных насаждений в выделе 22 в декларируемый период с 01.01.2018 по 31.01.2018. Размер вреда составил 432 386 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке ущерб не возместил, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 названного Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, действовавших в рассматриваемый период (до 01.01.2021), (далее - Правила), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Основанием для использования лесов в соответствии с проектом их освоения является лесная декларация, ежегодно подаваемая лесопользователем в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 17 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно п. 18 Правил отвод и таксация лесосек осуществляются, в том числе гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В силу ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Имущественная ответственность за причинение ущерба лесам регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
На основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, в том числе таксационное описание, лесную декларацию, проект освоения лесов, акты о лесонарушении, суды установили, что на всех участках, указанных истцом, произведена рубка спелых насаждений, но в пределах отведенных мест рубок, в том числе по фактически ясно выраженным естественным границам; площадь вырубленной лесосеки, правильность отвода лесосеки и объем фактически заготовленной древесины в указанных кварталах соответствуют данным лесной декларации и проекту освоения лесов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 приказа Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа. Схемы размещения лесосек являются составной частью лесных деклараций и также должны проверяться уполномоченным органом и на стадии утверждения деклараций, в том числе на соответствие их материалам лесоустройства.
Следовательно, истцом должна быть проверена правильность составления
схем размещения лесосеки в лесных декларациях, в том числе на предмет возможности отвода лесосек по естественным границам с нелесными землями.
Однако лесные декларации были приняты истцом без замечаний.
Доказательств неправильного отвода лесосек в спорных кварталах Верхнесергинского участка Верхнесергинского участкового лесничества, которые могли бы повлечь незаконную рубку со стороны ответчика за пределами задекларированных лесосек и противоправность его действий, повлекших незаконную рубку, материалы дела не содержат.
Учитывая, что после осуществления лесозаготовительных работ до проведения осмотра в связи с поступлением карточки дешифрования прошел значительный промежуток времени, а также в связи с выявленными несоответствиями по координатам незаконных рубок при соотнесении их с декларируемыми лесосеками (границы которых частично не обозначены), суд пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств того, что со стороны ответчика имела место рубка лесных насаждений за пределами границ задекларированных лесосек в объемах, не соответствующих лесной декларации и с нарушением породного состава.
Кроме того, из характеристик вырубаемых деревьев не следует, что указанные насаждения могли произрастать на сенокосах.
Отклоняя доводы министерства о том, что факт рубки без правоустанавливающих документов подтвержден также карточками дешифрирования, суд исходил из следующего.
Дистанционный мониторинг использования лесов проводится в составе государственной инвентаризации лесов.
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов утвержден приказом Минприроды России от 14.11.2016 № 592 (далее - Приказ № 592).
В Методических рекомендациях по проведению государственной инвентаризации лесов, утв. приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 определены методы и конкретизирован порядок выполнения мероприятий государственной инвентаризации лесов, в том числе по дистанционному мониторингу лесов.
В пункте 9 Приказа № 592 приводится перечень видов работ при дистанционном мониторинге лесов, в который входят: подготовка цифровой основы по материалам лесоустройства (п.п. б)); нанесение границ отводов лесных участков по данным лесных деклараций (п.п. в)); д) совмещение космических снимков с цифровой основой с нанесенными границами отводов лесных участков (п.п. д)); контурное и аналитическое дешифрирование материалов аэрокосмической съемки (п.п. е)).
Согласно пункта 5 Порядка осмотра лесосеки, в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
Как установлено судами, при дешифрировании космического снимка, приведенного в Карточке дешифрирования мест использования лесов
№ 62160041200100101, истцом нарушены требования вышеуказанных нормативных актов.
Судами указано, что данная карточка была составлена филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» 25.06.2020 через полтора года поле окончания лесозаготовительных работ ответчиком, или через год после осмотра лесосеки в выделе 20, проведенном в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367, должностными лицами истца с составлением акта осмотра 25.06.2019, в котором рубка деревьев в выделе 22 не зафиксирована.
Установив, что факт незаконной вырубки лесных насаждений материалами дела не подтвержден; учитывая, что осмотр лесосеки проводился за пределами срока, в связи с чем невозможно установить лицо, которое выполнило эту рубку; принимая во внимание, что акты составлены в одностороннем порядке без извещения арендатора лесного участка; в отсутствие доказательств, подтверждающих, что вырубка произведена за пределами границ лесосеки, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности совокупности условий, необходимой для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде взыскания ущерба.
В удовлетворении иска отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.05.2021 по делу № А60-3033/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобуМинистерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи А.А.Столяров
Л.А.Суспицина