НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 06.10.2022 № А50-29489/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6512/22

Екатеринбург

07 октября 2022 г.

Дело № А50-29489/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С.О.,

судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Мегаполис» (далее – товарищество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2022 по делу № А50-29489/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования системы веб-конференции приняли участие представительИнспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – инспекция) – Петухов С.Г. (доверенность
от 10.01.2022 № 8, паспорт, диплом).

Представителем товарищества Забалуевой А.В. (доверенность
от 10.03.2022 б/н) заявлено ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое удовлетворено судом округа.

При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания с использованием онлайн-сервиса «Картотека арбитражных дел» представитель товарищества не подключился к каналу связи, что свидетельствует о неявке.

Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителям стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере ее контроля, а также принимая во внимание использованное сторонами право предоставления письменных позиций по существу кассационной жалобы, суд округа не усмотрел предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для отложения судебного заседания.

Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания
от 10.09.2021 № 7996.

Решением суда от 10.03.2022 в удовлетворении заявленных требованиях отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе товарищество просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявления товарищества о признании недействительным предписания от 10.09.2021 № 7996 о восстановлении денежных средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете в сумме 1 115 136,87 рублей, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что собственники многоквартирного дома реализовали предусмотренное законом право на досрочное выполнение выборочного капитального ремонта общего имущества дома. Выражает несогласие с выводами судов о том, что спорные работы не относятся к капительному ремонту, предусмотренному Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п (далее – Региональная программа). Полагает, что произведенные работы относятся к выборочному капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, который включен в региональную программу.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу товарищества – без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.09.2021 № 7996 инспекция провела в отношении товарищества внеплановую документарную проверку в части соблюдения обязательных требований к обеспечению сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт и к соответствию объема выполненных работ по капитальному ремонту объему, предусмотренному соответствующими договорами на выполнение работ по капитальному ремонту, проведенному в многоквартирном доме № 7А по ул. 50 лет ВЛКСМ, города Чусовой, Пермского края с начала формирования фонда капитального ремонта по настоящее время.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что выполненные товариществом работы не соответствуют объемам, которые возможно проводить в рамках капитального ремонта, выявлено несоблюдение обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на общую сумму
1 136 520 руб.

По итогам проверки инспекцией выдано предписание
от 10.09.2021 № 7996, которым товариществу предписано восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, в указанной сумме.

Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания и обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее­­ – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части первой данной статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2 статьи 170 ЖК РФ).

С учетом указанных положений суды сделали верный вывод о том, что средства фонда капитального ремонта могут быть израсходованы исключительно на услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

В соответствии с нормами ЖК РФ, закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - закон № 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена Региональная программа, согласно которой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Региональной программы в сроки и в объемах, предусмотренных данной программой и краткосрочными планами.

Согласно положениям части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 304-ПК минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, собственники в котором формируют указанный фонд на специальном счете, устанавливается как доля в размере 30 процентов от оценочной стоимости капитального ремонта такого многоквартирного дома, включающего все услуги и работы, входящие в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома.

На территории Пермского края минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается постановлениями Правительства Пермского края.

Из анализа положений части 3 статьи 166 ЖК РФ и части 2.1 статьи 7 Закона № 304-ПК следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Пермского края.

В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (часть 2.2. статьи 7 Закона № 304-ПК).

Судами установлено, что Региональной программой в отношении многоквартирного дома 7А по ул. 50 лет ВЛКСМ города Чусового Пермского края предусмотрены следующие виды работ по капитальному ремонту: с 2018 года по 2020 год - ремонт подвальных помещений; с 2030 года по 2032 год - ремонт крыши; с 2033 года по 2035 го - ремонт внутридомовых инженерных систем (водоснабжение); с 2036 года по 2038 год - ремонт несущих конструкций; с 2039 года по 2041 год - ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).

При этом, собственниками помещений в многоквартирном доме № 7А по улице 50 лет ВЛКСМ города Чусового было принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края.

С учетом указанных обстоятельств, основываясь на приведенных правовых нормах, суды сделали верный вывод о том, что денежные средства, накопленные на специальном счете, товарищество вправе расходовать исключительно на услуги и (или) работы в сроки, установленные Региональной программой.

Однако, судами установлено, что товариществом в 2016, 2017 и 2019 годах произведено списание денежных средств на общую сумму 1 136 520 руб.: по договору подряда от 29.03.2016 на изготовление и установку металлопластиковых конструкций на сумму 201 420 руб. 00 коп.; по договору подряда от 20.05.2019 на капитальный ремонт отмостки, цоколя и крылец на сумму 565 398 руб. 00 коп.; по договору подряда от 16.11.2017 на капитальный ремонт водопровода с заменой труб разводки по подвальному помещению на сумму 323 819 руб. 00 коп., а также договор № 33 от 30.10.2017 г. на выполнение проектных работ на сумму 24 500 руб. Кроме того, установлено не подтвержденное документарно списание денежных средств в общем размере 21 383 руб. 13 коп.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, приложениями № 7 и 8 к нему, Методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Законом № 185-ФЗ (утвержденными Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013), принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 20.09.2021 № 309-ЭС21-15967, от 07.12.2020 № 309-ЭС20-19268, суды пришли к правомерному выводу о том, что произведенный ремонт не может быть оплачен за счет средств фонда капитального ремонта, поскольку в отношении работ по замене существующих систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения товариществом не доказан факт проведения капитального ремонта; работы по замене окон, ремонту отмостки, крылец либо капитальный ремонт фасада в целом не предусмотрены Региональной программой для спорного многоквартирного дома, а работы по ремонту цоколя относятся к работам по ремонту подвальных помещений, входящих в состав общего имущества.

При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований, в связи с чем не подлежит признанию недействительным.

Доводы товарищества о том, что собственники реализовали предусмотренное законом право на досрочное выполнение капитального ремонта общего имущества с использованием денежных средств со специального счета, судом отклоняются, поскольку заявитель обязан был расходовать находящиеся на специальном счете денежные средства только на цели проведения капитального ремонта (а не частичного и не текущего), в соответствии с видами работ, предусмотренными региональной программой (согласно части 4.1 статьи 170 ЖК РФ, учитывая формирование собственниками фонда исходя из минимального размера взноса).

Все иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об отказе в удовлетворении требований, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2022 по делу
№ А50-29489/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Мегаполис» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.О. Иванова

Судьи Е.О. Черкезов

Т.П. Ященок