НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 06.09.2018 № А60-58135/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4984/18

Екатеринбург

13 сентября 2018 г.

Дело № А60-58135/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее – департамент) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу № А60-58135/2017 Арбитражного суда Свердловской области.

Судебное заседание начато 22.08.2018.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители: департамента – Милков И.Г. (доверенность от 29.12.2017 № 05-01/10826); акционерного общества «Русский хром 1915» (далее – общество «Русский хром 1915») – Новоселова Е.А. (доверенность от 01.01.2018 № 01-06-33).

Определением Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2018 судебное разбирательство по кассационной жалобе департамента на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу № А60-58135/2017 Арбитражного суда Свердловской области отложено на 06.09.2018.

Определением Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2018 произведена замена судьи Татариновой И.А., находящейся в очередном отпуске, на судью Купреенкова В.А. для рассмотрения кассационной жалобы по делу № Ф09-4984/18 Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание продолжено 06.09.2018 в составе суда: председательствующего Полуяктова А.С., судей Рябовой С.Э.,
Купреенкова В.А.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества «Русский хром 1915» – Новоселова Е.А. (доверенность от 01.01.2018 № 01-06-33).

Департамент обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Русский хром 1915» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 16 486 519 руб. 24 коп., пени в сумме 825 974 руб. 60 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.01.2018 (судья Ванин П.Б.) исковые требования удовлетворены, с общества «Русский хром 1915» в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу взыскано 17 312 493 руб. 24 коп., в том числе: 16 486 519 руб. 24 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2016 год и 825 974 руб. 60 коп. пени.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 (судьи Варакса Н. В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда изменено, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 796 388 руб. 41 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2016 год и 39 925 руб. 61 коп. пени, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Департамент просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель не согласен с выводами суда о возможности зачета в счет платы за размещение отходов производства и потребления денежных средств, затраченных обществом на осуществление природоохранных мероприятий. По его мнению, судами не учтено, что пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 предусматривает возможность зачета исключительно в отношении затрат, понесенных в связи с выбросами и сбросами загрязняющих веществ, в то время как затраты общества были направлены на снижение негативных последствий в части повышения показателей использования и обезвреживания отходов производства и потребления.

При рассмотрении спора судами установлено, что обществом «Русский хром 1915» в Департамент представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, согласно которой плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты рассчитана в сумме 162 521 руб. 94 коп., плата за размещение отходов производства и потребления рассчитана в сумме 16 323 997 руб. 36 коп.

При этом общество «Русский хром 1915» в счет платы за размещение отходов производства и потребления произведен зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, понесенных обществом в 2016 году в сумме 15 690 130 руб. 83 коп. с приложением к декларации документов, подтверждающих затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

По результатам проверки представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год Департамент в письме от 08.08.2017 № 02-01-31/6003 отказал обществу «Русский хром 1915» в зачете затрат в счет платы за размещение отходов производства и потребления со ссылкой на п. 25 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, при этом указал, что зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления будет производиться с 1 января 2019 года.

Департамент, полагая, что обществом «Русский хром 1915» необоснованно не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в общей сумме 16 486 519 руб. 30 коп. (162 521 руб. 94 коп. + 16 323 997 руб. 36 коп.), направил в адрес общества претензию № 04/17 о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду: за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в размере 162 521 руб. 94 коп., за размещение отходов производства и потребления в размере 16 323 997 руб. 30 коп., пени по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 08.08.2017 в размере 8 142 руб. 35 коп., пени по плате за размещение отходов производства и потребления на 08.08.2017 в размере 817 832 руб. 25 коп. Данная претензия получена 30.08.2017.

Поскольку денежные средства добровольно ответчиком перечислены не были, Департамент в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, пришел к выводу о наличии задолженности общества «Русский хром 1915» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 16 486 519 руб. 30 коп. и по пени по состоянию на 08.08.2016 в сумме 825 974 руб. 60 коп. При этом суд первой инстанции указал, что, несмотря на то, что общество «Русский хром 1915» произвело затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, право на уменьшение данной платы, предусмотренное п. 25 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017, на день рассмотрения настоящего иска в суде еще не возникло, поскольку в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года; пункты 1-4, пункт 5 за исключением абзаца десятого, пункт 6 за исключением абзаца пятого, пункт 7, пункты 11-12 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2019 года.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования частично, суд апелляционной инстанции исходил из того, что зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, понесенных в 2016 году в сумме 15 690 130 руб. 83 коп., произведен ответчиком правомерно, в связи с чем основания для взыскания указанной суммы отсутствуют.

Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, то есть в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании 15 690 130 руб. 83 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.

В соответствии с п. 2 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования как администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взыскание задолженности по платежам в бюджет, принятие решения о зачете (уточнении) платежей, подлежащих зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в территориальный орган Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен в ст.ст. 16.1 - 16.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В п. 11, п. 12 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 настоящего Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа. Затраты, указанные в п. 11 настоящей статьи и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 13 ст. ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, действующим до 16.03.2017, где в п. 1 указано, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующие с 16.03.2017 (далее по тексту – Правила № 255).

В п. 25 данных Правил № 255 предусмотрено, что из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов).

Судом установлено, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается и Департаментом не оспаривается, что с целью снижения негативного воздействия отходов производства на здоровье человека и окружающую среду обществом «Русский хром 1915» разработана Программа природоохранных мероприятий, утвержденная в 2009 году, согласованная с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Программой природоохранных мероприятий предусмотрена реализация мероприятия «Внедрение технологии переработки пульпы производства монохромата натрия с целью снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия в цехе № 2 АО «Русский хром 1915».

Срок выполнения мероприятия «Внедрение технологии переработки пульпы производства монохромата натрия с целью снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия в цехе № 2 АО «Русский хром 1915» в соответствии с Программой установлен с 2009 года по 2017 год.

В результате реализации I и II этапов Программы природоохранных мероприятий произошло снижение класса опасности отхода производства монохромата натрия с III класса на IV, что подтверждено письмом Департамента от 14.11.2016 № 02- 01-31/9727.

Во исполнение Программы природоохранных мероприятий АО «Русский хром 1915» в 2016 году проведен III этап испытаний технологического процесса «Переработка пульпы производства монохромата натрия с целью снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия».

В ходе проведения III этапа испытаний оценивались количественные и качественные характеристики Технологического процесса Переработка пульпы производства монохромата натрия, достигалась устойчивость Технологического процесса. По результатам проведения III этапа испытаний достигнута устойчивость Технологического процесса «Переработка пульпы производства монохромата натрия с целью снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия» и подтвержден факт снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия Сводным отчетом о проведении исследовательских испытаний технологического процесса «Переработка пульпы производства монохромата натрия с целью снижения класса опасности шлама производства монохромата натрия».

Затраты общества «Русский хром 1915» по внедрению технологии переработки пульпы производства монохромата натрия в цехе № 2 в 2016 году составили 39 370 517 руб. 79 коп., из которых общество зачло в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 15 690 130 руб. 83 коп. (затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду).

В материалы дела представлены документы, подтверждающие проведение АО «Русский хром 1915» природоохранных мероприятий и несения затрат на их проведение; представлен подробный расчет затрат, понесенных на природоохранные мероприятия и приобретенное оборудование.

Данные документы были представлены обществом «Русский хром 1915» в Департамент с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Однако Департамент в письме от 08.08.2017 № 02-01-31/6003 отказал обществу «Русский хром 1915» в зачете затрат в счет платы за размещение отходов производства и потребления со ссылкой на п. 25 Правил № 255, при этом указал, что зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления будет производиться с 1 января 2019 года. Каких-либо иных оснований для отказа в зачете затрат в сумме 15 690 130 руб. 83 коп. в счет платы за размещение отходов производства и потребления Департаментом не указано.

Вместе с тем, указанные Правила № 255 вступили в силу 16.03.2017. До указанного момента действующее законодательство предусматривало возможность зачета в отношении затрат, понесенных в связи с реализацией природоохранных мероприятий в отношении выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов производства, потребления.

В силу п. 2, 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, законом предусмотрено, что плата с учетом всех необходимых корректировок и зачетов должна быть внесена в бюджет не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. В рассматриваемом случае до 01.03.2017, то есть до вступления в силу Правил №255.

Принимая во внимание представленные в материалы дела документы, подтверждающие проведение обществом «Русский хром 1915» природоохранных мероприятий, в результате которых достигнуто снижение класса опасности отхода производства, и несение затрат на их проведение в сумме 15 690 130 руб. 83 коп., суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зачет обществом «Русский хром 1915» данных затрат в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год является правомерным.

Расчет суммы пени проверен судом и признан неправильным. Осуществив самостоятельный расчет, суд апелляционной инстанции установил, что сумма пени, подлежащая взысканию, составляет 39 925 руб. 61 коп.

Выводы суда в части размера неустойки заявителем кассационной жалобы не оспариваются.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования Департамента подлежат удовлетворению в части взыскания с общества «Русский хром 1915» задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере
796 388 руб. 41 коп. и пени в сумме 39 925 руб. 61 коп.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны не неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено, постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу № А60-58135/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи С.Э. Рябова

В.А. Купреенков