НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 06.09.2018 № А34-11022/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5036/18

Екатеринбург

12 сентября 2018 г.

Дело № А34-11022/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Комбинат «Комсомолец» Уральского окружного управления Российского агентства по государственным резервам (далее – учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2018 по делу № А34-11022/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

учреждения – ФИО1 (доверенность от 23.10.2017 № 15);

войсковой части 3474 (далее – войсковая часть, истец) – ФИО2 (доверенность от 20.11.2017 № 4).

Войсковая часть обратилась в Арбитражный суд Курганской области с иском к учреждению о взыскании 60 715 руб. 48 коп. расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), увеличения размера исковых требований).

Решением суда от 31.01.2018 (судья Антимонов П.Ф.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 (судьи Ермолаева Л.П., Пирская О.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств обращения ФИО3 к командованию войсковой части и, соответственно, войсковой части к учреждению с заявлением о предоставлении специализированного или арендованного жилья. Таким образом, заявитель считает, что судами необоснованно отклонены доводы о наличии возможности предоставления в спорный период указанному военнослужащему арендованного жилья в с. Сосновка. Ответчик считает, что представленные ему документы не могли служить основанием для выплаты компенсации за наем жилья ФИО3, так как в них не был указан адрес жилого помещения, отсутствовали сведения о том, что указанное лицо является военнослужащим стрелкового батальона, осуществляющего охрану объекта учреждения, а также о признании его нуждающимся в предоставлении жилья. Заявитель также считает, что с учетом положений статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 226-ФЗ), Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядка предоставления служебных жилых помещений в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2014 № 156н, расчет компенсации необходимо произвести из расчета 2700 руб. в месяц, так как с. Сосоновка, в котором находится учреждение, относится к прочим населенным пунктам.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что войсковая часть (истец) осуществляет охрану важных государственных объектов, в том числе охрану учреждения.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 12.09.2012 № 204с/ч сержант ФИО3 зачислен в списки состава воинской части на все виды довольствия с назначением на должность контролера 3 стрелкового взвода войсковой комендатуры (по охране комбината «Комсомолец»), 11.11.2016 назначен старшим стрелком-пулеметчиком I отделения стрелкового взвода стрелкового батальона по охране Федерального государственного казенного учреждения – комбината «Комсомолец» (выписка из приказа от 11.11.2016 № 264 с/ч.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 № 173-рс учреждение входит в перечень объектов, подлежащих охране войсковой частью.

За время прохождения военной службы ФИО3 жилой площадью не обеспечивался, субсидию для приобретения жилья не получал; состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 01.11.2015 (состав семьи: 1 человек), что следует из представленных документов: протокола № 11-15 заседания жилищной комиссии войсковой части от 30.11.2015, справок начальника квартирно-эксплуатационной службы войсковой части от 08.04.2016 № 122, от 23.03.2017 № 85.

Из протокола от 05.05.2017 № 21 совещания по вопросам исполнения Федерального закона № 226-ФЗ, утвержденного директором учреждения, проведенного в присутствии начальника квартирно-эксплуатационной службы тыла войсковой части, следует, что ввиду отсутствия жилого фонда у учреждения возможность обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями отсутствует.

На основании договора найма жилого помещения от 03.01.2016 ФИО3 являлся нанимателем жилой площади, находящейся по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности ФИО4, срок найма определен с 03.01.2016 по 30.11.2016, установлена плата в сумме 11000 руб. ежемесячно.

По договору найма жилого помещения от 03.01.2017 срок найма указанного помещения установлен с 03.01.2017 по 31.12.2017, с определенной платой в сумме 6500 руб. ежемесячно.

ФИО3 29.04.2016 и 11.05.2017 обратился к командованию воинской части с рапортами о выплате ему денежной компенсации за нанимаемое помещение по адресу: <...>.

На рапортах поставлена виза командира части, определен размер денежной компенсации в сумме 3600 руб. ежемесячно (в периоды с 03.01.2016 по 30.11.2016 и с 03.01.2017 по 31.12.2017).

Из материалов дела следует, что истец произвел выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащему ФИО3, которая за спорный период составила 60 715 руб. 48 коп., что подтверждается представленными в материалы дела выписками из приказов командира войсковой части, а также платежными ведомостями, списками перечисленных в банк выплат и отчетами по результатам зачисления денежных средств.

Войсковая часть направила учреждению требование от 26.12.2016 № 612/24-1858 о компенсации понесенных расходов на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения военнослужащему в сумме 14 167 руб. 74 коп. за период с 03 июля по 01 декабря 2016 года.

Поскольку указанная претензия оставлена учреждением без ответа и удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Войсковая часть входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.

Военная служба, по смыслу Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ), представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается особый правовой статус военнослужащих.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения, на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909, и пункта 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 № 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров: в городах Москве и Санкт-Петербурге – 15 000 руб.; в других городах и районных центрах – 3600 руб.; в прочих населенных пунктах – 2700 руб.

Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 16.06.2005 № 235, в приложении № 2 которого, определено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части.

Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, а прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии.

Следовательно, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

Таким образом, суды верно указали на то, что военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации затрат по найму жилого помещения со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.

Частью 2 статьи 27 Федерального закона № 226-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 указанной статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.

На основании частей 3 и 4 статьи 27 Федерального закона № 226-ФЗ при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели. В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Судами установлено, что истец неоднократно обращался к учреждению с требованием об исполнении Федерального закона № 226-ФЗ и назначении ответственного должностного лица для взаимодействия с воинской частью в целях выполнения положений данного закона (письма от 10.06.2016 № 25/1134, от 17.04.2017 № 612/24-579).

Отклоняя довод ответчика о непредставлении ему всех необходимых документов и сведений для выплаты денежной компенсации, суды верно указали на то, что данные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований войсковой части, поскольку несмотря на представление указанных документов в ходе рассмотрения настоящего дела, ответчиком исковые требования не признаны, спорная сумма не компенсирована.

Кроме того, согласно протоколу жилищной комиссии войсковой части, военнослужащий ФИО3 признан нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Тем не менее служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы по контракту не обеспечен в связи с отсутствием у учреждения жилого фонда и возможности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, что следует из протокола совещания учреждения от 05.05.2017.

Доказательств совершения ответчиком каких-либо действий по обеспечению военнослужащего жилым помещением на условиях социального найма и безвозмездного пользования в месте расположения учреждения суду не представлено, письменный отказ ФИО3 от предложенного ему по месту службы жилого помещения в материалах дела отсутствует, обращений ответственного должностного лица ответчика к командиру войсковой части по вопросам организации выполнения положений Федерального закона № 226-ФЗ в отношении ФИО3 также не имеется.

Выплата денежной компенсации за наем жилья подтверждена, является обоснованной, при этом выбор места жительства является волеизъявлением военнослужащего.

При таких обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у учреждения обязанности по компенсации войсковой части расходов по обеспечению ФИО3 жилым помещением.

Отклоняя ссылку ответчика на наличие возможности предоставления ФИО3 муниципального жилья по договоренности с администрацией сельсовета, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что согласно представленному в материалы дела протоколу совместного совещания от 05.05.2017 № 21 у учреждения отсутствует жилой фонд и возможность обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. При этом в протоколе отмечено количество человек, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями. Информации о том, что несмотря на отсутствие служебных жилых помещений, ответчик может обеспечить предоставление военнослужащему на условиях безвозмездного пользования других помещений на территории с. Сосновка, до сведения войсковой части доведено не было.

Довод учреждения, изложенный в кассационной жалобе, о необходимости расчета компенсации в размере 2700 руб. в месяц, также являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, судами правомерно удовлетворены исковые требования войсковой части. Оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2018 по делу
№ А34-11022/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Комбинат «Комсомолец» Уральского окружного управления Российского агентства по государственным резервам – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.В. Сулейменова

Судьи М.В. Торопова

Н.Г. Беляева