АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7172/17
Екатеринбург
11 декабря 2017 г.
Дело № А76-20573/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Татариновой И.А., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Челябинск» (далее – общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2017 по делу
№ А76-20573/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель общества – Ковальчук О.А. (доверенность от 30.12.2016 № 313).
Администрация города Магнитогорска (далее – администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу о взыскании 6085 руб. 72 коп. задолженности за период с 27.05.2014 по 30.06.2016, 1990 руб. 33 коп. пени за период с 10.10.2013 по 30.06.2016 по договору аренды земельного участка от 10.10.2013 № 8153.
Решением суда от 06.06.2017 (судья Гусев А.Г.) иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 (судьи Пирская О.Н., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель считает, что судами не учтены требования федерального законодательства о предельном размере арендной платы за земельные участки, относящиеся в публичной собственности и занятые объектами газоснабжения. Общество полагает, что согласно положениям п. 4 ст. 39.7 и абз. 8 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, вступивших в силу с 01.03.2015) размер арендой платы за спорный земельный участок, находящийся в государственной собственности и предоставленный для размещения объектов системы газоснабжения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Таким образом, по мнению ответчика, арендная плата за период после 01.03.2015 подлежала расчету на основании п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление от 16.07.2009 № 582), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 № 9 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов» (далее – Приказ от 14.01.2011 № 9) с применением ставки арендной платы в размере 0,65 рублей за 1 кв. м. Согласно расчету общества за период с 01.03.2015 по 30.06.2016 арендная плата за спорный земельный участок составляет 165 руб. 12 коп.
Кроме того, заявитель не согласен с применением в расчете арендной платы (в период после окончания строительства газораспределительного пункта) ставки арендной платы равной 2% (установленной зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка) и коэффициента равного 1,8 (установленного в зависимости от вида деятельности, осуществляемой на арендуемом земельном участке). Общество считает, что расположенный на арендуемом земельном участке объект относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем применению подлежала ставка 0,3% (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендой платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендой платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Закон от 24.04.2008 № 257-ЗО), коэффициент К1 равный 0,316 (п. 7 приложения 1 к решению Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 26.06.2012 № 108 (далее – решение от 26.06.2012 № 108).
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что администрацией (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Челябинская региональная газораспределительная компания» (арендатор) 10.10.2013 на основании постановления администрации от 06.03.2013 № 2865-П заключен договор № 8153/06-01-567/13, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 190 кв. м. из земель населенных пунктов (Ц-1, зона развития центральных общественных, деловых, коммерческих функций) с кадастровым номером: 74:33:0208001:4320, находящийся по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, Правобережный р-н, ул. Зеленая, в районе ГРС-2, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к данному договору и являющемся его неотъемлемой частью. Цель использования участка: для строительства газораспределительного пункта (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.1 договора он заключен сроком до 05.03.2014 и вступает в силу с момента его подписания. Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие с 06.03.2013.
Размер арендной платы за землю определяется в приложении к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (п. 3.1 договора).
В случае изменения федеральных, областных нормативных актов и актов органов местного самоуправления, регулирующих начисление арендной платы, а также вида деятельности арендатора (в рамках целей использования участка, указанных в п. 1.1 договора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке.
Арендодатель направляет арендатору расчет размера арендной платы. Плата за аренду земли перечисляется арендатором равными долями поквартально в течение года. Платежи производятся не позднее 25 числа последнего месяца текущего квартала (п. 3.2, 3.3 договора).
За нарушение сроков перечисления арендной платы арендатор уплачивает пени в размере 0,1% от суммы недоимки по арендной плате за каждый день просрочки до даты фактического выполнения обязательств (п. 5.3 договора).
Земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:33:0208001:4320, номер внесен в государственный кадастр недвижимости 19.12.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2013
№ 7400/101/13-733670.
Открытое акционерное общество «Челябинская региональная газораспределительная компания» с 14.10.2013 переименовано в открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Дополнительным соглашением от 07.10.2014 срок договора аренды продлен до 16.07.2016, изменена цель предоставления земельного участка, указанна цель – для эксплуатации газораспределительного пункта.
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации города Магнитогорска Челябинской области 28.06.2016 направил обществу претензию с требованием об оплате образовавшейся задолженности в размере 6477 руб. 89 коп., неустойки в размере 2054 руб. 15 коп. Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Стороны 18.08.2016 подписали соглашение о расторжении договора от 10.10.2013 № 8153. Земельный участок не был возвращен арендодателю.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате пользования земельным участком, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у общества на основании положений ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по оплате использования земельного участка с кадастровым номером 74:33:0208001:4320. Суды сочли обоснованными примененные администрацией при расчете размера арендой платы методики, ставки и коэффициенты, утвержденные Решением от 26.06.2012 № 108, Законом от 24.04.2008 № 257-ЗО.
Рассмотрев доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями подп. 7 п. 1 ст. 1, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу положений ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исходя из положений ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В рамках настоящего дела администрация просила взыскать с общества задолженность по арендной плате за использование земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Исковые требования удовлетворены судами исходя из расчета арендной платы, произведенного истцом на основании методики, ставок и коэффициентов, утвержденных Решением от 26.06.2012 № 108, Законом от 24.04.2008 № 257-ЗО, а именно: ставки арендной платы равной 2% для размещения зданий, строений, сооружений промышленности, в том числе для размещения административных, офисных, производственных зданий, строений, сооружений, а также зданий, строений, сооружений материально-технического, производственного снабжения в период 27.05.2014 по 30.06.2016; коэффициента К3 равного 1 (без льгот) в период с 27.05.2014 по 30.06.2016; коэффициента К1 равного 1,8 (производство промышленной продукции и товаров народного потребления) в период с 27.05.2014 по 30.06.2016; коэффициента К2 равного 1 в период 27.05.2014 по 30.06.2016.
При этом отклоняя доводы ответчика о необходимости применения ставки арендной платы равной 0,3%, предусмотренной для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или представленных для жилищного строительства, а также коэффициента К1 равного 0,316, применяемого в случае если на земельном участке осуществляется деятельность по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства, суды, проанализировав положения п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом функционального назначения расположенного на земельном участке объекта, пришли к верному выводу о том, что принадлежащий ответчику газораспределительный пункт не является объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем при расчете платы за землю не могут быть применены указанные ответчиком показатели ставки арендной платы и коэффициента К1.
Вместе с тем, удовлетворяя требования администрации о взыскании с общества задолженности по арендной плате и пеней за период с 01.03.2015 по 30.06.2016, суды не учли следующего.
Поскольку договор аренды 10.10.2003 № 8153/06-567/13 заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, арендная плата по этому договору является регулируемой (разъяснения, приведенные в п. 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением от 16.07.2009 № 582.
Согласно п. 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением от 16.07.2009 № 582, Министерством экономического развития издан Приказ от 14.01.2011 № 9, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно указанному приказу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения вышеназванных объектов на территории Челябинской области установлена ставка равная 0,65.
Поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется обществом для эксплуатации объекта газоснабжения, то есть относится к перечню, установленному подп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 плата за его использование не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа от 14.01.2011 № 9 для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данный правовой подход сформулирован в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 № 306-ЭС16-16522, от 23.11.2017 по делу № 305-ЭС17-12788.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального права, регулирующих с 01.03.2015 порядок определения арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, поэтому указанные судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит определить, в каком размере подлежала исчислению арендная плата за спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством, разрешить спор с учетом установленных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражный суд Челябинской области от 06.06.2017 по делу № А76-20573/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи И.А. Татаринова
Е.А. Платонова