НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 05.08.2015 № А50-19278/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5302/15

Екатеринбург

12 августа 2015 г.

Дело № А50-19278/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Василенко С. Н., Гавриленко О. Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (правопреемник                            ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9") и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю на решение  Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2014 по делу                                        № А50-19278/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края,  приняли участие представители Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) - Демченкова Ю.Б. (доверенность от 30.03.2015 № 20), Плотникова Л.Б. (доверенность от 16.07.2015 № 28).

Для участия в судебном заседании в Арбитражный суд Уральского округа прибыли представители:

публичного акционерного общества «Т плюс» - Богданов Т.А. (доверенность от 10.05.2015 № 504), Басманов Е.В. (доверенность от 10.07.2015 № 507), Мельникова Е.А. (доверенность от 25.06.2015 № 437), Грасс О.С. (доверенность от 10.07.2015 № 502).

инспекции – Реутова Е.В. (доверенность от 30.01.2015 № 15).

       Публичным акционерным обществом «Т плюс»  заявлено ходатайство о замене заявителя по настоящему делу - ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" на публичное акционерное общество «Т Плюс» в связи со сменой наименования.

В подтверждение факта смены наименования, а также места нахождения  обществом в материалы дела представлены лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, устав публичного акционерного общества «Т Плюс», свидетельство о постановке на учет.

Изменение наименования заявителя жалобы (публичное акционерное общество «Т Плюс»), а также адреса принято судом кассационной инстанции в порядке ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Процедура смены наименования акционерного общества и приведение учредительных документов в соответствие с законодательством не является реорганизацией и не порождает возникновения института правопреемства.

ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее также - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 02.06.2014 № 15.720, 15.726, 15.729, обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010-2012 годы в сумме 6 308 940 руб., в том числе за 2010 год в сумме 2 038 868 руб., за 2011 год в сумме 2 121 096 руб., за 2012 год в сумме 2 148 976 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятых судом).

Решением суда от 22.12.2014 (судья Самаркин В.В.) произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания". Заявленные требования удовлетворены в части. Оспариваемые решения инспекции признаны недействительными в части доначисления налога на имущество организаций за 2010 - 2012 годы в отношении объектов, перечисленных в пунктах 1, 3, 6, 7, 9, 15 приложений N 2 к указанным решениям, с применением ставки 2,2 процента, пункте 1 приложений N 2 к указанным решениям, с применением ставок: 1,1 процента и 0,6 процента, начисления соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" путем возврата в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций, доначисленного по указанным объектам. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда отменено в части, абзац 1 пункта 3 изложен в следующей редакции:

"Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю от 02.06.2014 N 15.720, N 15.726, N 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество за 2010, 2011, 2012 годы, за исключением доначисления налога по объектам: Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. N 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. N 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. N 20110209-02), часть здания РУСН - 6 кВ КРУ (инв. N 20110304-02), здание РУ (инв. N 910010200 0000502), теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2 (инв. N 20130410-02), трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (инв. N 20130221-02), соответствующих пени и штрафных санкций". В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" просит отменить принятые по делу судебные акты в части выводов о необоснованном применении льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении следующих объектов основных средств: Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. N 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. N 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. N 20110209-02), часть здания РУСН - 6 кВ КРУ (инв. N 20110304-02), Здание РУ (инв. № 9100102000000502), Теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2, трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (код ОКОФ 142911090), в этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Пермского края.

Общество      считает      выводы     судов    противоречащими содержанию п. 11 ст. 381 НК РФ,
постановлению  Правительства РФ от 30.09.2004 N 504  "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" (далее – Перечень № 504).
        Налогоплательщик указывает, что при постановке выводов об отсутствии права на льготу в отношении  следующего имущества:  Главный корпус ТЭЦ-10 (инв. N 20110025-04), часть здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. N 20110201-02), здание водогрейной котельной (инв. N 20110209-02), часть здания РУСН - 6 кВ КРУ (инв. N 20110304-02) судами не учтено наличие технологической связи зданий и установленного в них оборудования для передачи и распределения электрической и тепловой энергии. Общество полагает, что суды исходили лишь из того, что в данных зданиях установлено оборудование, являющее источником тепловой и электрической энергии, и здания находятся на территории электростанции.

Общество ссылается на то, что оборудование, установленное в Главном корпусе ТЭЦ-10 (инв. N 20110025-04) и Главном корпусе ТЭЦ-2 (инв.                       N 20110201-02)  обеспечивает передачу электрической и тепловой энергии      от источника, наличие в зданиях источников энергии не может влиять на применение льготы.

Судами неверно квалифицировано функциональное назначение здания водогрейной котельной (инв. N 20110209-02). Здание предназначено для размещения тепломеханического оборудования, льготирование которого предусмотрено примечанием по коду ОКОФ 14 2911090.

В отношении Главного корпуса  ТЭЦ-10 (инв. N 20110025-04), части здания Главного корпуса ТЭЦ-2 (инв. N 20110201-02), здания водогрейной котельной (инв. N 20110209-02) судами не учтены доказательства, подтверждающие, что данное имущество включено в цепь передачи электрической и тепловой энергии.

Заявитель жалобы полагает, что судами нарушены положения ст. 71 АПК РФ, в результате чего неправильно применена норма материального права.

Часть здания РУСН - 6 кВ КРУ (инв. N 20110304-02), Здание РУ (инв.              № 9100102000000502) являются, по мнению заявителя, льготируемым имуществом по коду ОКОФ 114521012. Общество ссылается, что данные здания являются инженерными сооружениями для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, закрытого распределительного устройства. Распределительное устройство имеет непосредственное присоединение к главному распределительному устройству и предназначено для передачи и распределения электрической энергии. Указанные доводы Общества судами не учтены. По мнению налогоплательщика, суды ошибочно исходили из того обстоятельства, что в отношении объекта основных средств, предназначенного  для передачи электрической энергии для собственных нужд, льгота не применяется.

По мнению заявителя жалобы, судами выборочно оценено функциональное назначение имущества – без учёта оборудования, осуществляющего передачу электрической  и тепловой энергии.

  Вывод суда апелляционной инстанции об  объектах  «теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2»,  «трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде» заявитель жалобы считает  не основанным на доказательствах, не соответствующим доказательствам функционального назначения имущества. Общество полагает, что льгота может быть заявлена  как по коду ОКОФ 142911090 – «оборудование энергетическое прочее», так и по коду ОКОФ 12 4521126 «сеть тепловая магистральная», так как объекты являются тепловой сетью внешних потребителей, проходящей на территории станции и не входят в состав сооружений ТЭЦ и ГРЭС. Доводы Общества, по мнению заявителя жалобы, неполно исследованы судом.

Кроме того, судами, по мнению Общества, нарушены нормы процессуального права, поскольку специалистами ОАО «ИЦЭ Урала»  подтверждено  в заключении технической экспертизы объектов основных средств 5.918.14.ЭЗ.03.0.0 наличие технологической связи зданий и оборудования, предназначенного для передачи и распределения энергии. Правовая оценка выводов специалистов судами не дана.

Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам Общества о нарушении его прав, предусмотренных ст. 95 НК РФ, при проведении экспертизы. Заключение экспертов Общество полагает недопустимым доказательством, так как оно получено с нарушением прав Общества, предусмотренных подп. 1, 3, 4 п. 7 ст. 95 НК РФ.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований, касающихся применения льготы в отношении следующего имущества: здание РУ (инв. N 20110041-04), главный щит управления и ГРУ (инв. N 20110042-04), здание ЗРУ - 110 кВ (инв. N 20110310-02), здание главного распределительного устройства 10 кВ (инв. N 20110303-02), главное распределительное устройство (инв. N 20110033-04), часть здания ГРУ-6кВ (инв. № 20110306-02), здание ОПУ-ЗРУ6/10К (инв. № 20110309-02), бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв. № 20128302-02), бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв.                       № 20128301-02), главный щит управления (инв. № 20110015-04), силовые кабели трансформатора № 2 (инв. № 20130053-04), силовые кабели трансформатора № 3 (инв. № 20130052-04), также в отношении сетей тепловых, позиционируемых налогоплательщиком как сети тепловые магистральные, указанные в перечне спорных объектов основных средств.

Инспекция оспаривает судебные акты по следующим основаниям: имущество, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положения п. 11 ст. 381 НК РФ не подлежит. Основные средства, участвующие в генерации (производстве) и потреблении энергии, в силу принципиальной разницы используемых технологий не выполняют функции транспортировки энергии и к линиям энергопередачи не относятся. Инспекция не согласна с выводами судов о наличии у Общества права на льготу для всех сетей тепловых, позиционируемых налогоплательщиком, как сетей тепловых магистральных, указанных в перечне спорных объектов основных средств. Налоговый орган ссылается на данные технических паспортов, из которых следует, что сооружения теплосети с инвентарными номерами 20130417-02, 20130415-02, 20130413-02, 20130414-02, 20130446-02, 20130444-02 – это сооружения, представляющие собой систему трубопроводов, колодцев и камер, как часть сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети) они не зарегистрированы. Инспекция оспаривает доказательственную силу представленного Обществом документа – схемы магистральных тепловых сетей БТЭЦ-2- так как данный документ не содержит данных о теплопунктах, что недопустимо в силу требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115.

Инспекция считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, сделаны при полной оценке всех объектов, заявленных как льготируемые. Налоговый орган просит судебные акты в данной части отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Основным видом деятельности общества является производство и реализация (оптовая торговля) электрической и тепловой энергий без их передачи и распределения (код ОКВЭД 51.56.4 в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).

В связи с осуществляемой деятельностью основными средствами производства налогоплательщика являются электростанция, электрические и тепловые сети (ТЭЦ-10, ТЭЦ-2, ТЭЦ-4).

В представленных в инспекцию уточненных (корректирующих) налоговых декларациях по налогу на имущество организаций за 2010, 2011 и 2012 годы общество применило льготу, предусмотренную п. 11 ст. 381 НК РФ.

По результатам камеральных налоговых проверок деклараций  вынесены: решение от 02.06.2014 N 15.720 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество организаций за 2010 год в сумме 1 292 297 руб., пени в сумме              3 275,07 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 2 075,80 руб.; решение от 02.06.2014 N 15.726 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен налог на имущество организаций за 2012 год в сумме 15 718 537 руб., пени - 1 593 405,70 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ НК РФ в размере  2 713 912 руб.; решение                          от 02.06.2014 N 15.729 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен налог на имущество организаций в сумме 18 492 280 руб., пени в сумме 3 552 776,12 руб.,  штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ НК РФ в размере 3 274 237 руб.

Основанием доначислений явилось необоснованное применение предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ налоговой льготы в отношении 45 объектов в 2010 и 2011 годах и 46 объектов в 2012 году.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 13.08.2014 N 18-18/323 оспариваемые решения налогового органа оставлены без изменения.

Полагая, что названные решения инспекции нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд.

При рассмотрении спора суды руководствовались ст. 56,  п. 1 ст. 371, п. 11 ст. 381 НК РФ, Перечнем № 504.

Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ  (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.

Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Суды исходили из того, что обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему льготированию является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи, а не физическое (территориальное) расположение указанных объектов. Сам факт наличия у общества линий энергопередачи, которым оно обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к их неотъемлемой части, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня N 504.

В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано:

имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Налогоплательщиком заявлена льгота по коду 2010238, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Поскольку понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, суды  на основании  п. 1 ст. 11 НК РФ,  руководствовались п. 1, 4  ст. 539, п. 1 ст. 548 ГК РФ, пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", СНиП 41-02-2003.

Как видно из Перечня N 504, в нем указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи либо сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих линий, и соответствующие этим наименованиям коды ОКОФ.

Согласно введению в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Под теплоэлектроцентралью (ТЭЦ) понимают разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).

Суды отказали в признании недействительным решения инспекции, связанного с применением льготы по объектам, являющимся источниками электрической и тепловой энергии, служащими для размещения данного имущества, объектам, технические характеристики и функциональное назначение которых свидетельствуют о том, что они непосредственно не относятся к линиям энергопередачи, и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, кроме того,  имеют терминологическое и технологическое отличие от объектов, установленных Перечнем N 504.

Выводы судов основаны в том числе на заключении ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" 5.1049.14.ЭЗ.01.0.0. Оснований не признавать данный документ недопустимым доказательством, суды, в том числе суд кассационной инстанции,  не усмотрели.

Согласно заключению                 ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" 5.1049.14.ЭЗ.01.0.0, инвентаризационным документам на рассматриваемое имущество, которые представлены в дело налогоплательщиком, в здании Главного корпуса ТЭЦ-10, части здания Главного корпуса ТЭЦ-2 установлены турбоагрегаты (совокупность паровой турбины и приводимого ею в действие электрогенератора), а также паровые и водогрейные котлы (согласно ГОСТу 23172-78 - комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива), то есть оборудование электростанции, являющееся источником электрической и тепловой энергии, иное оборудование  ТЭЦ,  как и подсобные помещения, согласно техническому паспорту носят вспомогательный характер. Здание водогрейной котельной, часть здания РУСН - 6 кВ КРУ располагаются на территории электростанции, служат для работы водогрейного котла.

В Перечень N 504 включены здания электрических и тепловых сетей и, таким образом, в отличие от зданий электростанций, предназначены не для производства электрической и тепловой энергии, а лишь для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, упомянутого в примечании к объекту с кодом 11 4521012.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о том, что применение обществом льготы, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении указанных объектов незаконно.

Судами отказано в применении льготы по налогу на имущество в отношении теплосети внутриплощадочные ТЭЦ-2, трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (код ОКОФ 142911090). При этом суд апелляционной инстанции руководствовался  Перечнем  N 504,  согласно которому освобождению от обложения налогом на имущество подлежат магистральные тепловые сети (код ОКОФ 12 4521126).

В силу пункта 3.6 "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003", утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280, магистральные тепловые сети - тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Поскольку "наружные теплосети" относятся к самому источнику тепла и, соответственно, не предназначены для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок, основания для их льготирования отсутствуют.

Трубопроводы обратной сетевой воды по ряду А и на эстакаде (код ОКОФ 142911090) не относятся к льготируемому имуществу, так как данные теплосети по своему назначению имеют непосредственное отношение к паровым котлам, к магистральным теплосетям не имеют отношения.

В отношении объекта основных средств - здание РУ (инв. N 910010200 0000502), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данное основное средство не относится к осуществляющим транспортирующие функции (линии электропередачи и линии теплопередачи - тепловые сети).

Таким образом, выводы судов основаны на правильном применении  нормативных актов, исследовании доказательств, при этом установлено  функциональное назначение имущества.

Суды признали правомерным  применение обществом льготы, к объектам, непосредственно относящимся к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Решения инспекции применительно к объектам основных средств: здание РУ 35 (инв.  N 20110041-04), главный щит управления и ГРУ (инв. N 20110042-04), здание ЗРУ - 110 кВ (инв. N 20110310-02), здание ЗРУ - 110 кВ (инв. N 20110305-02), здание главного распределительного устройства 10 кВ (инв. N 20110303-02), главное распредустройство (инв. N 20110033-04) доначисление налога на имущество организаций, начисление пеней и применение налоговой санкции за 2010, 2011, 2012 годы инспекцией признаны недействительными.

Распределительное устройство (РУ) - электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242). При этом открытое распределительное устройство (ОРУ) - РУ, все или основное оборудование которого расположено на открытом воздухе; закрытое распределительное устройство (ЗРУ) - РУ, оборудование которого расположено в помещении. ГРУ - групповое распределительное устройство ("СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75", утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 282).

Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП-81 "Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций". Распределительные устройства предназначены для приема и распределения электроэнергии и имеют непосредственное соединение с линиями электропередачи. Отнесение закрытого распределительного устройства к имуществу, являющемуся неотъемлемой технологической частью сооружений, относящихся к линиям электропередачи (код 114521012) предусмотрено примечанием к Перечню N 504.

Принадлежащее обществу оборудование относится к распределительным устройствам, размещено в помещениях, соответственно, эти объекты относятся к закрытым распределительным устройствам (пункт 4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003             N 242).

Поскольку в отношении этих объектов фактическое наименование и функциональное назначение имущества соответствует наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню N 504 (код 114521012), суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа налогоплательщику в применении в отношении этого имущества льготы.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности применения Обществом льготы по следующим объектам основных средств: Здание ОПУ-ЗРУ6/10К (инв. N 20110309-02); Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв. N 20128302-02); Бетонная открытая площадка установки трансформаторов (инв. N 20128301-02) (указанные объекты входят в схему технологической связи энергопередачи по объектам подстанции (ПС) "Строительная", а также относительно применения льготы по объектам основных средств: Силовые кабели трансформатора N 2 (инв. N 20130053-04); Силовые кабели трансформатора N 3 (инв. N 20130052-04) (указанные объекты входят в схему технологической связи энергопередачи по объектам Березниковская ТЭЦ-4), поскольку функции подстанций направлены на поддержание напряжения в уже существующих сетях, следовательно, относятся к линиям энергопередачи, о которых идет речь в пункте 11 статьи 381 НК РФ и Перечне N 504.

Суд установил, что льгота по сетям тепловым магистральным заявлена налогоплательщиком на том основании, что они прямо поименованы в Перечне N 504: код 12 4521126 "сеть тепловая магистральная".

По данному коду ОКОФ эти теплосети и приняты обществом к своему учеты и заявлены к освобождению еще в первичной налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 4.1 СНиП 41-02-2003 тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией

Под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6).

Распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП (пункт 3.7).

Квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8).

Ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям (пункт 3.9).

Исследовав представленные налогоплательщиком схемы размещения теплосетей, суд установил, что заявленные как льготируемые объекты основных средств представляют собой участки магистральных теплосетей от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

Поскольку сети тепловые магистральные прямо упомянуты в Перечне        N 504 (код 12 4521126), а отводы от них являются неотъемлемой частью тепловых сетей (участками, непосредственно присоединяющими тепловой пункт к магистральным тепловым сетям), суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований для отказа в применении налоговой льготы по этим объектам у налогового органа не имелось.

К установленным обстоятельствам правильно применены нормы материального права.

Оснований дли иной оценки исследованных судами материалов дела у суда кассационной инстанции нет.

Следовательно, кассационные жалобы  удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу   № А50-19278/2014  Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       А.Н. Токмакова

Судьи                                                                                    С.Н. Василенко

О.Л.Гавриленко