Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-494/15
Екатеринбург
13 марта 2015 г. | Дело № А60-19892/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Гусева О. Г., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества « АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО» (ИНН 6608000446, ОГРН 1026605419202; далее - ОАО «Аэропорт Кольцово», общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2014 по делу № А60-19892/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
CSA - Czech Airlines (далее - CSA - Czech Airlines, АО «Чешские авиалинии») - Чернышов Г.П. (доверенность от 02.06.2014), Васин А.В. (доверенность от 02.06.2014);
ОАО «Аэропорт Кольцово» - Князев С.С. (доверенност ь от 02.03.2015 № 178/КЛЦ), Платонова И.О. (доверенность от 02.03.2015 № 178/КЛЦ).
ОАО «Аэропорт Кольцово» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к АО «Чешские авиалинии» о взыскании 23 808 долларов США 61 цент за оказанные по стандартному соглашению о наземном обслуживании № 192-204/ВС-13 от 01.10.2013 за период с октября по декабрь 2013 года.
Решением суда от 15.08.2014 (судья Яговкина Е.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 (судьи Дружинина Л.В., Богданова Р.А., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм ст. 149, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), на противоречие выводов судов позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сложившейся судебной практике, указывая на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 № 1049-О-О, в котором отмечено, что ст. 149 НК РФ, устанавливающая перечень операций, включенных в объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), однако в силу прямого указания закона не подлежащие обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы.
Общество полагает, что из системной взаимосвязи приведенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации положений закона следует возможность выбора налогоплательщика наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования, в связи с чем налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, либо выставлять контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета - фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, указывая, что, именно, эта сумма НДС (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет.
ОАО «Аэропорт Кольцово» считает, что, включив сумму налога в выставленных в спорном периоде АО «Чешские авиалинии» счетах - фактурах, общество воспользовалось своим правом, соответственно, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» налог подлежал уплате обществом как налогоплательщиком в бюджет, в связи с этим у АО «Чешские авиалинии» возникла обязанность по оплате выставленных с учетом налога счетов - фактур в полном объеме в составе цены договора, о которой АО «Чешские авиалинии» было осведомлено.
ОАО «Аэропорт Кольцово» полагает, что судами со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 № 17072/10 по делу № А51-20859/2009 сделан ошибочный вывод о том, что все услуги, указанные в Перечне и правилах формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 (далее - Перечень и правила формирования). Доказывает, что оказанные в рамках стандартного соглашения услуги как обслуживание пассажиров; обработка грузов; обслуживание пассажиров в зале повышенной комфортности; использование платформы SITA AirportConnent CUTE; предоставление дополнительного персонала для погрузки (выгрузки) тяжеловесного груза россыпью; предоставление трапа для технического обслуживания воздушного судна и распечатка полетной информации не относятся к обслуживанию воздушного судна, частично, вообще не указаны в Перечне и правилах формирования, следовательно, на них не распространяется действие ст. 149 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу АО «Чешские авиалинии» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, между CSA - Czech Airlines как Перевозчиком и ОАО «Аэропорт Кольцово» как Обслуживающей компанией, заключено Стандартное соглашение о наземном обслуживании № 192-204/ВС-13 (далее - Стандартное соглашение), по условиям которого в рамках однократного наземного обслуживания, состоящего из прибытия и последующего вылета по согласованному графику одного и того же воздушного судна, Обслуживающая компания оказывает Перевозчику услуги согласно Приложению А о наземном обслуживании (в редакции января 2008 года); конкретный перечень предоставляемых услуг и условий их предоставления содержится в названном Приложении и в отдельных Приложениях к данному соглашению о наземном обслуживании.
Согласно п. 7.1.1 Стандартного соглашения оплата предоставляемых Обслуживающей компанией в соответствии с указанным Приложением и иными Приложениями к данному соглашению о наземном обслуживании услуги материально - технических ресурсов производится Перевозчиком согласно сборам, тарифам и ценам, действующим в Обслуживаемой компании на момент оказания услуг, предоставления материально - технических ресурсов соответственно. Прейскурант на услуги Обслуживающей компании публикуется на сайте www.koltsovo.ru.
В соответствии с п. 7.1.3 соглашения от 01.10.2013 № 192-204/ВС-13 Перевозчик обязан осуществлять оплату услуг Обслуживающей компании.
В рамках указанного соглашения в период с октября по декабрь 2013 года обществом были оказаны CSA - Czech Airlines услуги наземного обслуживания, на оплату которых выставлены счета - фактуры, частично оплаченные CSA- Czech Airlines.
Поскольку оказанные в период октябрь - декабрь 2013 года услуги оплачены CSA - Czech Airlines не в полном объеме, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили из оказания обществом услуг АО «Чешские авиалинии», не подлежащих налогообложению НДС.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 781 Гражданского кодекса предусмотрено, что Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В силу подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
В соответствии со ст. 11 НК РФ в случае отсутствия институтов, понятий и терминов в налоговом законодательстве, подлежат применению институты, понятия и термины иных отраслей законодательства в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии с п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 15.05.2000 № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации», действующим в отношении иностранных эксплуатантов, к которым относится CSA- Czech Airlines, утвержден Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации и порядок их применения, в соответствии с которым к аэронавигационным и аэропортовым сборам относятся сборы за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах; аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома; услуги по взлет - посадке; услуги по стоянке; обеспечение авиационной безопасности; пользование аэровокзалом.
Глава 21 Кодекса понятия таких услуг, а также перечня таких услуг не содержит.
В ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации услуги по обслуживанию воздушных судов также не поименованы.
В целях реализации единых требований к установлению сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 02.11.2000 № 110 (далее - приказ № 110); приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.11.2009 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2000 № 110» (далее - приказ № 211) внесены изменения, которые 01.05.2013 утратили силу в связи с изданием Министерством транспорта Российской Федерации приказа от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - приказ № 241), содержащим аналогичную приказу № 211 формулировку п. 1.1. Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а именно: «п. 1.1. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропортах (далее - потребители), за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей».
Также Минтрансом Российской Федерации в письме от 30.04.2005 № ИЛ-27/2596 разъяснено, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в IV Приложения № 1 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 № 110.
Услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту - это единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
Факт заключения сторонами указанного выше Стандартного соглашения, оказания в спорном периоде услуг, являющихся его предметом в объеме, предъявленном в счетах, CSA - Czech Airlines подтвержден материалами дела.
Предметом разногласий между сторонами послужило формирование стоимости оказанных обществом услуг CSA- Czech Airlines, касающихся обслуживания пассажиров; доставки полетной документации; обработки груза; обслуживания пассажиров в зале повышенной комфортности; использования платформы SITA AirportConnent CUTE; использования телескопического трапа; предоставления дополнительного персонала для погрузки (выгрузки) тяжеловесного груза россыпью; предоставления трапа для технического обслуживания воздушного судна; предоставления противообледенительной жидкости; - распечатка полетной документации.
Материалами дела подтверждено, что ОАО «Аэропорт Кольцово» выставлял счета - фактуры на оплату оказанных услуг, указывая стоимость ряда услуг с начислением на них НДС, по ряду услуг - без начисления; начисление НДС производилось при определении стоимости услуг использования платформы SITA AirportConnent CUTE; за использование телескопического трапа; за обслуживание пассажиров; по доставке полетной информации; за обработку груза убывающего и прибывающего для иностранного АК.
Судами установлено, что обществом в прейскуранте на услуги и товары для иностранных эксплуатантов ВС размер сборов, тарифов и цен по состоянию на 01.10.2013 указан без включения в них налогов в долларах США.
Суды, с учетом подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 07.06.2011г. № 17071/10, в соответствии в которой под услугами, освобождаемыми от обложения НДС, понимаются любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, обоснованно заключили, что реализация указанных выше спорных услуг не облагается НДС.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что из выставленных к оплате счетов - фактур за спорный период, при определении стоимости оказанных услуг ОАО «Аэропорт Кольцово» как налогоплательщик, определяя цену услуг с отметкой в графе налоговая ставка «без НДС» воспользовалось указанным выше правом сформировав цену ряда услуг без учета сумм налога на добавленную стоимость.
Поскольку услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту являются единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки, а дополнение редакции Перечня со ссылкой на указанное исключение (за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей) внесено с целью разграничения услуг, которые оказываются аэропортами авиакомпаниям (как в рассматриваемом случае истцом ответчику) и услуг, которые оказываются аэропортами (истцом) непосредственно пассажирам, грузоотправителям и грузополучателя в аэропорту (иным услугам, подлежащими обложению НДС), суды обоснованно посчитали, что в целях применения подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ под услугами по обслуживанию воздушных судов в аэропорту следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов и оказываются в аэропортах Российской Федерации или в воздушном пространстве Российской Федерации.
Правильно применив указанные выше нормы материального права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды верно заключили, что в рассматриваемом случае порядок определения обществом цены без включения в нее сумм НДС, подлежал применению и в отношении спорных услуг.
С учетом изложенного правомерным является вывод судов о необоснованном включении обществом суммы НДС в счета - фактуры.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии у ОАО «Аэропорт Кольцово» оснований для взыскания с АО «Чешские авиалинии» спорной суммы соответствует действующему законодательству, материалам дела, в связи с чем суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на доказательствах, представленных в материалы дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы ОАО «Аэропорт Кольцово», приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права с учетом установленных судами обстоятельств; кроме того, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судом первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе обществом не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2014 по делу № А60-19892/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.П.Ященок
Судьи О.Г.Гусев
Д.В.Жаворонков