НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 04.10.2017 № А07-1880/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5531/17

Екатеринбург

11 октября 2017 г.

Дело № А07-1880/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Гусева О. Г., Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу
№ А07-1880/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" - Садретдинова Т.С. (доверенность от 12.01.2017);

Башкортостанской таможни - Бильгильдеева З.Г. (доверенность
N 01-07-14/15571 от 30.12.2016), Кириллова В.Н. (доверенность
N 01-07-51/2318 от 27.02.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Стройтехсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее также - таможня) о признании незаконным решения от 05.12.2016
N 10401000/210/051216/Т0045/001 об обязании заявителя уплатить ввозную таможенную пошлину в сумме 80 714,96 руб. и налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 208 244,59 руб., а также о признании незаконным требования от 19.12.2016 N 254 об уплате таможенных платежей.

Решением суда от 28.04.2017 (судья Азаматов А.Д.) требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 (судьи Арямов А.А., Бояршинова Е.В., Малышев М.Б.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь нанеправильное применение судом норм материального права: п. 1 ст. 239, п. 1 ст. 240, п. 2 ст. 244, п. 3 ст. 250 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), главы 37 Гражданского кодекса РФ (п. 1. ст. 703, п. 3 ст. 703, п. 1. ст. 706, п. 4 ст. 706). Общество полагает, что исполнение им обязательств по договору генерального подряда при том что непосредственную переработку товара осуществил субподрядчик, не опровергает того, что ООО "Стройтехсервис" общество является лицом, непосредственно осуществляющим операции по переработке ввезенного товара. При указанных обстоятельствах невнесение в таможенную декларацию сведений о субподрядчике (переработчике) не может служить основанием для возникновения у общества обязанности по уплате платежей в порядке п. 3 ст. 250 ТК ТС.

Как следует из материалов дела, 11.10.2013 между ООО "Стройтехсервис" (исполнитель) и филиалом государственного предприятия "Национальная компания "Кыргыз Темир Жолу" (Киргизия) (заказчик) заключен контракт
N 186-5/13 на выполнение работ по ремонту тепловозов.

Для проведения ремонтных работ на таможенную территорию Таможенного союза ввезены локомотивы дизель-электрические, модели 2ТЭ10В в количестве двух штук (заводской номер 4002, год выпуска 1977 и заводской номер 4061 год выпуска 1978). Эти товары продекларированы заявителем на Башкортостанском таможенном посту по декларации на товары (ДТ) N 10401090/201213/0021646 и помещены под процедуру "переработка на таможенной территории". В качестве документа об условиях переработки на таможенной территории (разрешение на переработку на таможенной территории) ООО "Стройтехсервис" использована декларация на товары. Условный выпуск товаров осуществлен 04.01.2014, о чем свидетельствует отметка на декларации. В соответствии с графой 8 декларации получателем товара значится ООО "ПромЖД-Гарант", г. Уфа. Графа 44 декларации содержит сведения о лице, осуществляющем операции по переработке -
ООО "Стройтехсервис".

Товар по указанной декларации выпущен с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей: по ввозной таможенной пошлине - в размере
80 714,96 руб., по НДС в размере 208 244,59 руб.

После проведенного ремонта продукты переработки товара по
ДТ N 10401090/201213/0021646 помещены под таможенную процедуру реэкспорта на основании ДТ N 10401090/060814/0011254 и
ДТ N 10401090/150715/0008788 с указанием отправителя - ООО "ПромЖД-Гарант".

После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО "Стройтехсервис" на предмет соблюдения условий, установленных таможенным законодательством при перемещении под таможенную процедуру переработки на таможенной территории товара по
ДТ N 10401090/201213/0021646. Установлено, что фактически операции по переработке товара осуществлялись ООО "ПромЖД-Гарант" на основании заключенного с ООО "Стройтехсервис" договора подряда от 16.12.2013 N 13-66 (акты от 05.08.2014 N 44 и от 03.07.2015 N 14, счета-фактуры от 05.08.2014
N 50 и от 03.07.2015 N 14, журналы проводок по счету 51).

В этой связи таможня пришла к выводу о фактическом выполнении операций по переработке лицом, не указанным в разрешении на переработку товаров на таможенной территории, и приняла решение от 05.12.2016
N 10401000/210/051216/Т0045/001 об отказе в предоставлении заявителю полного условного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС по ДТ N 10401090/201213/0021646, предоставленного в соответствии со
ст. 239 ТК ТС, а также о принятии мер по довзысканию таможенных платежей по ДТ N 10401090/201213/0021646 в размере 288 959,55 руб. (ввозная таможенная пошлина – 80 714,96 руб. и НДС – 208 244,59 руб.).

На основании этого решения таможней обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 19.12.2016 N 254, которым предложено уплатить: ввозную таможенную пошлину в размере 80 714,96 руб. и пени по ввозной таможенной пошлине за период с 14.01.2014 по 19.12.2016 в сумме
26 013,76 руб.; НДС в размере 208 244,59 руб. и пени по НДС за период с 14.01.2014 по 19.12.2016 в сумме 67 115,5 руб.

В связи с частичным исполнением этого требования в соответствии с решением о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности от 18.01.2017 требование таможней отозвано письмом от 17.03.2016 и выставлены новые требования об уплате таможенных платежей от 16.03.2017 N 69, 70.

Считая решение таможни от 05.12.2016 N 10401000/210/051216/Т0045/001 и требование от 19.12.2016 N 254 не соответствующими закону и нарушающими его права в сфере экономической деятельности, заявитель 01.02.2017 обратился в арбитражный.

Суд первой инстанции удовлетворил требования, применив толкование норм таможенного законодательства с учётом понятий и норм гражданского законодательства.

Суд апелляционной инстанции отказа в удовлетворении заявления, исходя из следующего.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории регламентирована главой 34 ТК ТС.

В соответствии со ст. 239 ТК ТС переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (ч. 1). Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (ч. 2).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 240 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные ст. 244 ТК ТС. Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, в качестве документа, указанного в части первой настоящего подпункта, декларант вправе использовать таможенную декларацию.

Статьей 244 ТК ТС установлено, что документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, выдаваемый уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, может получить любое лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ, в том числе не совершающее непосредственно операции по переработке товаров (ч. 1). Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать, в том числе, следующие сведения о (об): 1) лице, которому выдан документ; 2) лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке.

Статьей 248 Закона N 311-ФЗ установлено, что документом об условиях переработки товаров на таможенной территории является разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в котором указываются сведения, установленные ст. 244 ТК ТС (ч. 1). По письменному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров на таможенной территории, с разрешения таможенного органа в выданное разрешение на переработку товаров на таможенной территории могут быть внесены изменения или дополнения, не противоречащие таможенному законодательству Таможенного союза, а также законодательству Российской Федерации о таможенном деле (ч. 4). В течение срока действия разрешения на переработку товаров на таможенной территории лицо, его получившее, вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа любому другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом лицо, передающее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за период, в течение которого товары использовались в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 5). Лицо, принявшее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, пользуется правами и несет обязанности по применению таможенной процедуры переработки на таможенной территории, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров (ч. 7).

В соответствии со ст. 249 Закона N 311-ФЗ разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании ст. 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории (ч. 1). Для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2). В заявлении указываются, в том числе, следующие сведения: 1) о заявителе; 2) о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров (ч. 3). Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию на ввозимые иностранные товары (ч. 6).

В соответствии с п. 42 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39, если декларация о товаре используется в качестве документа об условиях переработки товаров, в графе 44 декларации указываются, в том числе, наименование лица, осуществляющего операции по переработке товаров и место проведения операций по переработке.

Статьей 250 ТК ТС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ч. 1). Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, прекращается у декларанта в том числе при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с п. 1 ст. 243 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ч. 2). Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен, - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (п. 1 ч. 3). Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ч. 4).

Таким образом, при помещении товара под таможенную процедуру переработки на таможенной территории Российской Федерации предоставляется льгота, предусмотренная ст. 239 ТК ТС в виде полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Условием применения такой льготы является предоставление документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза (в виде разрешения на переработку товаров на таможенной территории, либо в виде декларации о товаре с отметками таможенного органа) и содержащего сведения, определенные ст. 244 ТК ТС, включая сведения о лице (лицах) которые (которое) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке. В течение срока действия разрешения на переработку товара на таможенной территории получившее его лицо вправе передать разрешение иному российскому лицу с письменного разрешения таможенного органа. В случае передачи товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицу, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, наступает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.

Судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель ввез на территорию Таможенного союза для проведения ремонтных работ два локомотива, поместив их под таможенную процедуру "переработка на таможенной территории", использовав в качестве документа об условиях переработки товаров декларацию на товары и получив указанную выше льготу по уплате таможенных платежей. При этом в графе 44 декларации обществом отражены сведения о нем как о лице, которое будет непосредственно осуществлять операции по переработке товара. В то же время фактически операции по переработке товара осуществляло на основании заключенного с заявителем договора подряда иное лицо - ООО "ПромЖД-Гарант", поименованное в ДТ в качестве получателя товара.

Правоотношения между ООО "Стройтехсервис" и ООО "ПромЖД-Гарант" квалифицированы судами как субподрядные отношения, в которых заявитель выполняет функции генерального подрядчика в целях исполнения обязательств перед заказчиком - филиалом государственного предприятия "Национальная компания "Кыргыз Темир Жолу" (Киргизия).

В то же время исполнение ООО "Стройтехсервис" обязательств генерального подрядчика не является осуществлением операций по непосредственной переработке товара. Поскольку непосредственную переработку товара на таможенной территории осуществлял субподрядчик - ООО "ПромЖД-Гарант", сведения о котором (в качестве переработчика) в ДТ не внесены, суд пришел к выводу о нарушении заявителем условий процедуры переработки товаров, и о возникновении у него в связи с этим в соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 250 ТК ТС обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. При этом сроком уплаты таких платежей в настоящем случае является день передачи товара
ООО "ПромЖД-Гарант" (в отношении тепловоза серии 2ТЭ10В N 4002 -
по акту от 13.01.2014; в отношении тепловоза серии 2ТЭ10В N 4061 -
по акту от 20.01.2014) (
п. 1 ч. 3 ст. 250 ТК ТС).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительными решения таможни от 05.12.2016 об отказе в предоставлении заявителю полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 239 ТК ТС и о принятии мер по довзысканию таможенных платежей в общей сумме 288 959,55 руб., а также требования таможни от 19.12.2016 N 254, содержащее предложение уплатить указанные суммы таможенных платежей и соответствующих пеней.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу № А07-1880/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу
ООО "Стройтехсервис" – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н. Токмакова

Судьи О.Г. Гусев

Е.О. Черкезов