НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 04.08.2022 № А47-8574/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2407/22

Екатеринбург

04 августа 2022 г.

Дело № А47-8574/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании путем с использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2021 по делу № А47-8574/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ИП ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 29.06.2022);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области – ФИО3 (доверенность от 20.09.2021).

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области от 18.01.2021 № 10-32/235.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 25.02.2022 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судами неправильно применены нормы материального права, считает, что
к рассматриваемым отношениям по сделкам ИП ФИО1
с акционерным обществом «Оренбургоблгражданстрой» (далее –
АО «Оренбургоблгражданстрой») в 2019 году следует применять ОКВЭД2 код 41.20, в котором предусмотрен вид деятельности «реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений».

По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что в пункте 20 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018 вывод о том, что патент можно применять исключительно при ремонте жилых помещений и нельзя применять при ремонте нежилых помещений, сделан на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОКУН, который утратил силу с 01.01.2017 и не применяется в 2019 году.

Налоговый орган с кассационной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены решения и постановления судов исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 318565800022451.

ИП ФИО1 в 2019 году применял упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и патентную систему налогообложения по виду деятельности «Ремонт жилья и других построек».

На основании налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2019 год, представленной ИП ФИО1 в налоговый орган 15.04.2020, инспекция провела камеральную налоговую проверку.

По результатам проведения проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.07.2020 № 11-32/1996. Инспекция также провела дополнительные мероприятия налогового контроля, по итогам которых было составлено дополнение к акту налоговой проверки от 02.11.2020
№ 11-32/3.

Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 29.07.2020
№ 11-32/1996, возражения налогоплательщика, дополнение к акту налоговой проверки от 02.11.2020 № 11-32/3, налоговый орган принял решение
от 18.01.2021 № 10-32/235 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. ИП ФИО1 предложено уплатить налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме
1 034 061 руб. 00 коп., пени в сумме 77 883 руб. 86 коп., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 25 852 руб.

Основанием для доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, явился вывод инспекции о необоснованном применении заявителем ПСН по виду деятельности «Ремонт жилья и других построек» при налогообложении доходов, полученных при осуществлении ремонта нежилых помещений по договорам, заключенным между ИП ФИО1
с АО «Оренбургоблгражданстрой».

Заявитель, полагая, что решение налогового органа недействительно, оспорил его в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области вынесено решение от 09.04.2021 № 16-10/05996, в соответствии с которым жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Решением от 07.07.2021 № КЧ-4-9/9537@ ФНС России также оставила жалобу ИП ФИО1 без удовлетворения.

Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующимзаявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что деятельность по ремонту зданий и помещений, производству отделочных работ, работ по ремонту производственных объектов, объектов капитального строительства, фасадов, мест отдыха, спорткомплексов не подпадает под действие выданного предпринимателю патента на ремонт жилья и других построек. Налоговый орган по результатам проверки верно установил, что доход, полученный ИП ФИО1 в 2019 году
от выполненных работ по договорам субподрядов от 04.06.2018 № 2, от 01.02.2019 № 6, от 26.04.2019 № 8, от 31.05.2019 № 5, заключенным
с АО «Оренбургоблгражданстрой», подлежит налогообложению в рамках УСН.

Неуплата налога по УСН правомерно послужила основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 25 852 руб.

Вместе с тем, судами не принято во внимание следующее.

Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2013 года была введена в действие глава 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его целью являлось налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей с использованием патента, повышение заинтересованности муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов своих бюджетов.

Для реализации указанных целей патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации).

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям разрешается применять патентную систему налогообложения, определен пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим, согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 346.43 названного Кодекса субъекты Российской Федерации вправе включать в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Законом Оренбургской области от 14.11.2012 № 1156/343-V-ОЗ
«О патентной системе налогообложения» с 01.01.2013 на территории Оренбургской области введена в действие патентная система налогообложения, которая применяется в отношении, в том числе следующих видов деятельности: ремонт жилья и других построек.

При этом указанные положения Закона Оренбургской области не установили ограничений по применению патентной системы налогообложения в отношении названных видов работ, выполняемых по заказам юридических лиц, а также нежилых помещений.

Как следует из материалов дела, на основании представленного 11.12.2018 в налоговый орган ИП ФИО1 заявления на получение патента на период 2019 года, инспекцией предпринимателю выдан патент от 13.12.2018 № 5614180000114 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 с численностью работников 14 человек в отношении вида деятельности «ремонт жилья и других построек».

Между ИП ФИО1 (подрядчик) и АО «Оренбургоблгражданстрой» (заказчик) заключены договоры субподряда
от 04.06.2018 № 2, от 01.02.2019 № 6, от 26.04.2019 № 8, от 31.05.2019 № 5, в соответствии с которыми предприниматель осуществлял деятельность по ремонту зданий и помещений, производству отделочных работ, работ по ремонту производственных объектов, объектов капитального строительства, фасадов, мест отдыха, спорткомплексов.

Согласно выписке АО «Тинькофф Банк» денежные средства по указанным выше договорам субподряда перечислялись АО «Оренбургоблгражданстрой» на расчетный счет предпринимателя в 2019 году в качестве оплаты за выполнение общестроительных работ по энергоцеху ЭРУ, за выполнение общестроительных работ по ФОК, за выполнение общестроительных работ по объекту Подземный рудник АБК 1420 фасад. Всего перечислено
12 023 165 руб.

АО «Оренбургоблгражданстрой» подтвердило взаимоотношения
с ИП ФИО1, представив налоговому органу договоры субподряда, акты о приемке выполненных работ, платежные поручения.

Таким образом, факт выполнения предпринимателем ремонта зданий и помещений, производства отделочных работ, работ по ремонту производственных объектов, объектов капитального строительства, фасадов, мест отдыха, спорткомплексов, материалами проверки подтвержден и сторонами не оспаривается.

Суд кассационной инстанции учитывает следующее.

Выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики не могут произвольно поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, а также предназначения объектов на которых данные работы выполняются, что привело бы к произвольному начислению предпринимателю недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.

Вместе с тем, признание за налогоплательщиками права на применение патентной системы налогообложения должно основываться на нормах действующего налогового законодательства и учитывать цели, которые преследовал законодатель, вводя специальное налоговое регулирование для субъектов предпринимательской деятельности.

Данная позиция указана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 № 305-ЭС22-1659 по делу № А41-6753/2021.

В связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст
с 01.01.2017 утратил силу Общероссийский классификатор услуг населению (ОК-002-93).

Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ОКВЭД2 код 41.20, предусмотрен вид деятельности: «реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений», без ограничения круга потребителей (заказчиков) данных работ.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации») патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности по реконструкции или ремонту существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений.

Внесенными изменениями в статью 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения были приведены в соответствии с ОКВЭД2.

Таким образом, предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по реконструкции или ремонту существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений в рассматриваемом периоде, был вправе выполнять такие работы по заказам как физических, так и юридических лиц при условии соблюдения положений главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, заявленные требования ИП ФИО1 – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2021 по делу
№ А47-8574/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по тому же делу отменить.

Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области от 18.01.2021 № 10-32/235.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 14 по Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 600 руб. по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Н.Н. Суханова