НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 04.07.2019 № А50-23179/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3686/19

Екатеринбург

09 июля 2019 г.

Дело № А50-23179/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2019 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е. А.,

судей Гусева О. Г., Токмаковой А. Н.

при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самоуправление» (далее – общество «Самоуправление», общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2018 по делу № А50-23179/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:

общества «Самоуправление» - ФИО1 (доверенность от 16.07.2018);

общества с ограниченной ответственностью «ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (далее - Городское коммунальное хозяйство) – ФИО2 (доверенность от 21.12.2018 № 60).

Общество «Самоуправление» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент), Городскому коммунальному хозяйству о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами по лотам № 2, 4, 6 оформленные протоколами № 1, 2, 3, 4, 5 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению от 28.05.2018 № 230418/4479302/01, недействительными договоров управления многоквартирными домами, расположенными в г. Перми по адресам: ул. Академика Курчатова, <...> Лит А; ул. Елькина, <...> Лит А; ул. Елькина, <...>/ФИО3, <...> Лит А; ул. Краснофлотская, <...> Лит А; ул. Малая Ямская, <...> Лит А; ул. Народовольческая, <...> Лит А 1; ул. Солдатова, <...> Лит А; ул. Шарташская, <...> Лит А; ул. Краснополянская, д. 31/Косьвинская, <...>/Загарьинская, д. 5 Лит А - лот № 2, бульвар Гагарина, <...> Лит А; бульвар Гагарина, д. 93/6 Лит А; ул. Гашкова, д. 30/3 Лит А; ул. Журналиста ФИО4, <...> ЛитА; ул. Исхакова, <...> Лит А; ул. Исхакова, <...> Лит А; ул. Красногвардейская, д. 7/2 Лит А; ул. Крупской, д. 71 Лит А - лот № 6, заключенные по результатам открытого конкурса с Городским коммунальным хозяйством (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыУправление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – УФАС по Пермскому краю), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Городсике горки» (далее – ООО «УК «Городсике горки»).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2018 (судья Вавиловой Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г., Трефилова Е.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Самоуправление» просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Общество «Самоуправление» в кассационной жалобе приводит довод о незаконности истребования от претендента, участвующего в конкурсе, документов, не предусмотренных п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – постановление № 75); отсутствие приложенных к заявке документов, подтверждающих утверждение бухгалтерского баланса, документов, свидетельствующих об отсутствии проведения процедуры банкротства и приостановлении деятельности общества, не являются основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе; полагает, что нарушение процедуры организации или проведения конкурса является основанием для признания судом такого конкурса недействительным.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах http://torgi.gov.ru 23.04.2018 опубликовано извещение № 230418/4479302/01 о проведении открытого конкурса «По отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городе Перми», а также документация о проведении конкурса. Дата окончания приема заявок - 23.05.2018. Дата проведения конкурса - 28.05.2018.

Обществом «Самоуправление» поданы заявки на участие в лотах номер 2, 4, 6 конкурса под номерами 3, 4, 5.

В соответствии с протоколами рассмотрения заявок от 28.05.2018 обществу отказано в допуске к участию в конкурсе по заявленным лотам, на основании подп. 1, 2 п. 18 постановления № 75.

Полагая, что действия организатора торгов по отказу в допуске являются незаконными, нарушают права и законные интересы, ООО «Самоуправление» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что отказ в допуске от участия общества в конкурсе являлось правомерным.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

На основании п. 15 постановления № 75 при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.

Основания для отказа в допуске к участию в конкурсе перечислены в п. 18 постановления № 75, согласно которому таковыми являются: непредставление определенных п. 53 названного постановления документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным п. 15 названного постановления; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным п. 52-53 названного постановления.

Пунктом 52 постановления № 75 предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной Приложением № 4 к названному постановлению.

В соответствии с подп. 2 п. 53 постановления № 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Как установлено судами и следует из материалов дела, требование о соответствии претендента установленным положениям установлено Департаментом в конкурсной документации, а именно, подп. 9.2.2 п. 9.2 конкурсной документации установлено, что в составе заявки должна быть представлена копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период (за 2017 год) с отметкой налогового органа.

Подпунктами 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 пункта 3.2 конкурсной документации к претендентам установлены следующие обязательные требования: в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период (за 2017 год) в размере свыше двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (за 2017 год).

Судами принято во внимание, что в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.

Судами установлено, что в составе конкурсных заявок по спорным лотам общество не представило утвержденный годовой отчет (бухгалтерский баланс подписан лицом, не являющимся ни его учредителем, ни его исполнительным органом), и решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об утверждении бухгалтерского баланса общества, принятого в соответствии с п. 9 ст. 13, подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Судами верно отмечено, что представленный обществом в составе заявки бухгалтерский баланс не свидетельствует об отсутствии у последнего задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, равно как не является документом, подтверждающим исполнение обществом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, так как факт наличия или отсутствия указанной выше задолженности подтверждается только путем получения указанной информации от налоговых органов.

Форма справки, подтверждающей вышеуказанные обязанности, утверждена Приказом Федеральной налоговой службы России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20, согласно Приложению № 2 к которому справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - Справка) формируется с использованием программного обеспечения налогового органа по данным информационных ресурсов налогового органа и содержит информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заявителем - налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН).

При формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» Согласно Приложению № 2 осуществляется в случае отсутствия по данным налогового органа по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

С учетом установленного, обществом «Самоуправление» не представлена информация об исполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и не продекларирована в документах, содержащихся в составе заявок свое соответствие указанному требованию, установленному подп. 4 п. 15 раздела I постановления № 75 и подп. 3.2.4 п. 3.2 раздела 3 Конкурсной документации, что является нарушением подп. 2 п. 18 постановления № 75 и подпункта 3.4.2 п. 3.4 Конкурсной документации.

Судами отмечено также, что обществом не представлена информация о том, что в отношении него не проводится процедура банкротства либо процедура ликвидации, а также деятельность общества не приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ, что является нарушением подп. 2 п. 18 постановления № 75 и подп. 3.2.2, 3.2.3 п. 3.2 Конкурсной документации.

Правильно применив указанные выше нормы права, принимая во внимание содержание конкурсной документации, суды обеих инстанций правомерно заключили, что у общества «Самоуправление» отсутствовали препятствия для соблюдения положений, установленных п. 52, подп. 2 п. 53 постановления № 75 и подп. 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3 п. 3.4, конкурсной документации, а требование о представлении испрашиваемой документации организатором конкурса не противоречит нормам действующего законодательства, прав и законных интересов общества не нарушает.

Более того, решением УФАС по Пермскому краю от 14.06.2018 жалобы иных участников при организации и проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами города Перми признаны необоснованными, в действиях конкурсной комиссии нарушений не выявлено.

С учетом установленного, судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия правовых оснований для признания конкурса недействительным.

Доводы общества «Самоуправление», изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2018 по делу № А50-23179/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самоуправление» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи О.Г. Гусев

А.Н. Токмакова