НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 04.03.2015 № А76-10108/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-694/15

Екатеринбург

11 марта 2015 г.

Дело № А76-10108/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д. В.,

судей  Вдовина Ю.В.,  Гавриленко О.Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида № 31" (далее – МАДОУ "Детский сад № 31", страхователь, учреждение) и Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 9 (далее - ГУ ЧРО ФСС Российской Федерации, Фонд социального страхования) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2014 по делу                                   № А76-10108/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.

МАДОУ "Детский сад № 31" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Фонду социального страхования о признании недействительным решения от 06.02.2014 № 14осс о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Снежинска.

Решением суда от 25.08.2014 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение                              от 06.02.2014 № 14осс в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона   от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон  № 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 20 903 руб. 21 коп.В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда            от 25.11.2014 (судьи Малышева И.А., Кузнецов Ю.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МАДОУ "Детский сад № 31" просит указанные судебные акты изменить, признать недействительным решение Фонда социального страхования полностью, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.

МАДОУ "Детский сад № 31" указывает, что в период с 2011 по 2012 годы применялись пониженные тарифы при предоставлении отчетности Фонду социального страхования, которая принималась ГУ ЧРО ФСС Российской Федерации без замечаний и страховое возмещение производилось им в полном объеме.

МАДОУ "Детский сад № 31" считает, что у него имелись все основания для применения льготного тарифа по п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

В кассационной жалобе Фонд социального страхования просит указанные судебные акты изменить, в удовлетворении заявленных требований МАДОУ "Детский сад № 31" отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.

Фонд социального страхования не согласен с выводами судов о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МАДОУ "Детский сад № 31" к ответственности по ч. 1 ст. 47Закона № 212-ФЗ.

Фонд социального страхования считает, что страхователь не исчислил, следовательно, своевременно не уплатил страховые взносы, чем нарушил нормы ст. 5, 18 Закона № 212-ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу учреждения ГУ ЧРО ФСС Российской Федерации просит в удовлетворении кассационной жалобы МАДОУ "Детский сад № 31" отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов.

 В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной проверки МАДОУ "Детский сад № 31" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2013 по 30.09.2013 на основе представленного страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 9 месяцев 2013 года, Фондом социального страхования составлен акт от 31.12.2013 № 1896лт и вынесено решение от 06.02.2014 № 14осс, которым МАДОУ "Детский сад № 31" привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в сумме 20 903 руб. 21 коп., учреждению начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 104 516 руб. 05 коп., пени в сумме 546 руб. 48 коп.

Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, МАДОУ "Детский сад № 31" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды частично удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что в оспариваемом решении не описано, в чем заключается противоправность деяния применительно к диспозиции ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ; не доказан состав вменяемого МАДОУ "Детский сад № 31" правонарушения. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из отсутствия у МАДОУ "Детский сад № 31" права на применение пониженного тарифа страховых взносов ввиду несоответствия его условиям, установленным ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б"              п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.

Если иное не предусмотрено Законом № 212-ФЗ, применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2,9% (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона.

В соответствии с подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в данный перечень включена деятельность в сфере образования.

Для указанных плательщиков в 2013 году применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0,0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.

В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 и (или) 3.4 названной статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 28.12.2012                  № 639н на 2013 год утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения, в которых предусмотрено заполнение подраздела 3.6 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ раздела 3 Расчета".

Согласно п. 23,24 Порядка заполнения формы подраздел 3.6 заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона               № 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и применяющими тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. При заполнении подраздела указывается общая сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Кодекса нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода, сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности и доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождения на упрощенной системе налогообложения; наличия основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; доля доходов от реализации образовательных услуг не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.

Основным видом деятельности МАДОУ "Детский сад № 31" согласно уставу является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета.

Фонд оплаты труда работников МАДОУ "Детский сад № 31", непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд уплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете.

Из анализа всех доходов, полученных учреждением за 9 месяца 2013 года, следует, что основными статьями доходов учреждения являются: средства целевого финансирования учредителя - субсидии из бюджета города; родительская плата, поступающая от родителей по договорам на содержание детей.

Суды, установив, что в 2013 году МАДОУ "Детский сад № 31" применены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3.4 ст. 5 Закона  № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 данной статьи; согласно подразделу 4.4 раздела 4 расчета по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2013 года в подтверждение права на применение пониженного тарифа доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, учреждением указана в размере 100%; МАДОУ "Детский сад № 31" заявлено право на применение пониженного тарифа страховых взносов по подп. "с" п. 8  ст. 58 Закона № 212-ФЗ по основному виду деятельности "образование" с указанием на титульном листе расчета 4-ФСС за 2013 год кода ОКВЭД – 80.10.1; согласно книге учета доходов и расходов за 9 месяцев 2013 года сумма доходов МАДОУ "Детский сад № 31", учтенная для целей налогообложения по упрощенной системе, складывается из родительской платы и составляет 2 183 861 руб. 13 коп., в то время как сумма субсидий, выделенных учреждению на выполнение муниципального задания и освоенных МАДОУ "Детский сад                  № 31" по состоянию на 01 октября 2013 года согласно отчету об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности на 01 октября 2013 года составляет 14 861 606 руб. 66 коп.

 Из представленных в материалы дела данных бухгалтерского учета учреждения, книги учета доходов и расходов за 9 месяцев 2013 года, расчетов 4-ФСС за отчетные периоды 2013 года следует, что льготный тариф применен МАДОУ "Детский сад № 31" в отношении всех выплат, произведенных в пользу физических лиц.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, МАДОУ "Детский сад № 31" уплачивает страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в смете, по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в образовательное учреждение департаментом муниципального образования, то есть проходят через образовательное учреждение "транзитом".

При таких обстоятельствах суды обоснованно сделали выводы о том, что в случае применения МАДОУ "Детский сад № 31" льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в ГУ ЧРО ФСС Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны, а не учреждения; льготный тариф, предусмотренный             ст. 58 Закона № 212-ФЗ, применяется только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являются налогооблагаемые доходы; применение льготного тарифа к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, не подлежащих налогообложению, является неправомерным.

На основании п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.

Судами установлено, что в оспариваемом решении Фонда социального страхования не установлены и не изучены обстоятельства совершенного правонарушения, не установлено, в чем конкретно выразилась вина страхователя; состав правонарушения Фондом социального страхования не доказан.

При таких обстоятельствах судами сделаны правомерные выводы о том, что  факт применения учреждением неверного тарифа сам по себе не образует состав вмененного ему правонарушения и не освобождает ГУ ЧРО ФСС Российской Федерации от установления и доказывания состава правонарушения по п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, установления обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным законом, а также обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы МАДОУ "Детский сад № 31", Фонда социального страхования, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2014 по делу № А76-10108/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида № 31" и Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 9  – без удовлетворения.

 Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад общеразвивающего вида № 31" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Д.В.Жаворонков

Судьи                                                                          Ю.В. Вдовин   

О.Л. Гавриленко