НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 04.03.2015 № А50-13767/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-299/15

Екатеринбург

11 марта 2015 г.

Дело № А50-13767/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н. ,

судей Анненковой Г.В. , Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2014 по делу № А50-13767/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по тому же делу.

         Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

        В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "ПАРУС" (далее – Общество, ООО "Парус") - ФИО1 (доверенность от 18.08.2014), ФИО2 (доверенность от 18.08.2014);

Учреждения - ФИО3 (доверенность от 17.10.2014 № 01-03-04/39147).

ООО "Парус" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Учреждению о признании недействительными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 27.06.2014 N 1856, п. 2 решения о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 27.06.2014 г. N 64378.

Решением суда от 22.08.2014 (судья Алексеев Е.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 12.11.2014 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.

         В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Учреждение указывает, что с 01.01.2011 согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона               от 29.12.2006 N 255-ФЗ  "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон                 N 255-ФЗ), п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в редакции, действующей с 01.01.2011; далее – Положение № 375) следует, что при исчислении пособий из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), районный коэффициент применяется к исчисленной сумме пособия, а не к МРОТ.

Обществом представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых оно отклоняет доводы заявителя жалобы, поддерживая вывод судов о том, что районный коэффициент как выплата компенсационного характера подлежит применению на первом этапе расчёта пособия – исчисления  среднего дневного заработка (как из фактически отработанного времени, так и из МРОТ).

Как следует из материалов дела, Учреждением проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Общества, о чем составлен акт от 22.05.2014 N 64378о.

По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом представленных возражений страхователя отделением Учреждения приняты решения:

- о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 64378 от 27.06.2014. Пунктом 1 данного решения заявителю частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов в сумме 3446,08 руб. Пунктом 2 указанного решения в выделении средств в сумме 94,28 руб. заявителю отказано;

- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 1856 от 27.06.2014 в сумме 94,28 руб.

Общество обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на п. 11(1) Положения № 375. Общество оспаривало вывод Учреждения о том, что районный коэффициент следует применять на этапе, когда пособие начислено.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

Учреждением не принята к зачёту сумма,  составляющая разницу в размере 94, 28 руб. между исчисленным и выплаченным страхователем пособием по временной нетрудоспособности ФИО4 за период с 24.03.2014 по 31.03.2014 и рассчитанным Учреждением размером пособия. Страхователем пособие исчислено из МРОТ с учётом районного коэффициента. Учреждение исходило из того, что законодательством не предусмотрено применение к МРОТ районного коэффициента при сравнении среднего дневного заработка, исчисленного за расчётный период из фактического заработка и среднего дневного заработка, исчисленного из среднего заработка, равного МРОТ.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009          N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно действующему постановлению Госкомитета по труду и социальным вопросам ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов в заработном плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях Северных и - Восточных районах Казахской ССР" в Пермской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,15.

Частью 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже минимального размера оплаты труда

В соответствии с ч. 4, 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 Закона N 255-ФЗ. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с ч. 3.1 и 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, на 30,4.

Согласно п. 11(1) Положения № 357  в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Согласно п.15(3) Положения № 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) названного Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Учитывая содержание ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, суды правильно признали примененный Учреждением способ определения размера пособия не соответствующим закону.

  Довод заявителя жалобы о соблюдении требования о размере пособия, установленного п. 11(1) Положения № 375, при применении им своего способа расчёта пособия, не основан на обстоятельствах, установленных судами.

Таким образом, оснований для отмены судебных актов не имеется.

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2014 по делу                    № А50-13767/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                А.Н. Токмакова

Судьи                                                                            Г.В. Анненкова

Т.П. Ященок