НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 02.11.2022 № Ф09-7055/22

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7055/22

Екатеринбург

03 ноября 2022 г.

Дело № А76-41216/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Краснобаевой И.А., Беляевой Н.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (ГОХРАН России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – учреждение, ответчик)  на решение  Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2022 по делу № А76-41216/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Войсковой части 3498 – ФИО1 (доверенность от 13.10.2022 № Д-14).

Войсковая часть 3498 (далее – войсковая часть, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к учреждению о взыскании расходов за наем (поднаем) жилых помещений
в сумме 25 200 руб. 03 коп.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыМинистерство финансов Российской Федерации, ФИО2, ФИО3.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

 Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что правоотношения по предоставлению служебных жилых помещений ФИО2 и ФИО3 регулируются положениями статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон № 226-ФЗ) с учетом разработанного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 19.12.2014 № 156н. Заявитель жалобы полагает, что датой начала процедуры по предоставлению служебного жилого помещения в пользование военнослужащими организаций, важные государственные объекты которой подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, будет являться дата подачи военнослужащими заявления и соответствующих документов в жилищную комиссию организации охраняемого объекта. Как указывает учреждение, у ответчика отсутствовали правовые основания для выплаты военнослужащим компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до 14.12.2020, поскольку старшие лейтенанты ФИО2 и ФИО3 приняты на учет и включены в список воинской части на предоставление служебных жилых помещений 13.10.2020, 20.10.2020 соответственно. По мнению заявителя жалобы, судами не принято во внимание, что с 11.11.2020 до 14.12.2020 истец не обеспечил передачу надлежащим образом оформленной информации ответчику о наличии оснований для предоставления военнослужащим служебных помещений, а также не проинформировал военнослужащих о необходимости обращения в жилищную комиссию филиала с заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении в кратчайшие сроки. Кроме того, заявитель ссылается на то, что ответчик был лишен возможности обеспечить ФИО2 и ФИО3 служебными помещениями в максимально короткий срок.

В отзыве на кассационную жалобу восковая часть просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено, что согласно справке от 16.11.2021 № 233 ФИО3 проходил военную службу по контракту в войсковой части 3498 с 07.05.2019 по 21.06.2021.

Согласно справке от 16.11.2021 № 234 ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части 3498 (г. Миасс-11) с 30.07.2020 по настоящее время.

Решением жилищной комиссии воинской части, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 3498 от 11.11.2020 № 12-20, старший лейтенант юстиции ФИО2 принят на учет и включен в список воинской части на предоставление служебных жилых помещении с 13.10.2020; старший лейтенант ФИО3 принят на учет и включен в список воинской части на предоставление служебных жилых помещении с 20.10.2020.

Согласно расчетной ведомости № 55к за февраль 2021 года, справке-расчету на выплату денежной компенсации за поднаем жилья за октябрь – декабрь 2020 года, январь 2021 года воинской частью выплата денежных средств за наем (поднаем) жилого помещения была осуществлена ФИО2 с 13.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 13 006 руб. 47 коп., что подтверждается платежным поручением от 17.02.2021 № 486682, реестром на зачисление от 16.02.2021 № 39; ФИО3 с 20.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 12 193 руб. 56 коп., что подтверждается платежным поручением от 17.02.2021 № 486682, реестром на зачисление от 16.02.2021 № 39.

Воинская часть направила в адрес учреждения счета на осуществление компенсации понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений, что подтверждается счетом от 24.02.2021 № 2.

В соответствии с распоряжением командующего Уральским округом войск национальной гвардии от 17.03.2021 № 600/22-3081 «О выплате денежной компенсации за нем (поднаем) жилых помещений в размерах фактических расходов» указывалось, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с 01.01.2021 осуществляется в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей» (далее – постановление Правительства № 909).

Таким образом, ФИО2 был произведен перерасчет денежных средств и до него были доведены оставшиеся денежные средства за период с 01 по 31 января 2021 года в сумме 6129 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.04.2021 № 609734, реестром на зачисление от 19.04.2021 № 89).

В дальнейшем воинская часть направила в адрес учреждения счет на осуществление компенсации понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений в связи с перерасчетом денежных средств за период с 01 по 31 января 2021 г. ФИО2, что подтверждается счетом от 11.05.2021 № 4, с 01 января по 28 февраля 2021 г. ФИО3, что подтверждается счетом от 11.05.2021 № 4.

Вопреки указанной позиции учреждения в отказе осуществить денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения ФИО2 с 01 по 31 января 2021 года и в готовности осуществить денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с 01 по 24 января включительно, филиалом учреждения была осуществлена компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в связи с перерасчетом денежных средств за период с 01 по 31 января 2021 года ФИО2, что подтверждается платежным поручением от 28.05.2021 № 858083, с 01 января по 28 февраля 2021 г. ФИО3, что подтверждается платежным поручением от 28.05.2021 № 858083.

В адрес воинской части поступило письмо от 09.03.2021 № 32-55-199-152/149, в котором изложена позиция филиала учреждения, выраженная в отказе в осуществлении выплаты компенсации за наем жилых помещений военнослужащим воинской части старшему лейтенанту юстиции ФИО2 с 13.10.2020 по 31.01.2021 и старшему лейтенанту ФИО3 с 20.10.2020 по 31.01.2021 и в готовности осуществить выплату компенсации за наем жилых помещений ФИО2 с 14.12.2020 по 24.01.2021 включительно и ФИО3 с 14.12.2020 по 31.01.2021 включительно.

Войсковая часть с данной позицией филиала учреждения не согласилась и направила в его адрес письмо от 27.09.2021 № 608/25-1055, в котором воинская часть изложила свою позицию по рассматриваемому вопросу и просила осуществить компенсацию понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений: старшему лейтенанту юстиции ФИО2 с 13.10.2020 по 31.01.2021 включительно в сумме 13 006 руб. 47 коп., старшему лейтенанту ФИО3 с 20.10.2020 по 31.01.2021 включительно в сумме 12 193 руб. 56 коп.

В адрес воинской части поступило письмо ответчика от 15.10.2021 № 32-55-199-159/623, согласно которому филиал учреждения отказывается осуществить компенсацию понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений: старшему лейтенанту юстиции ФИО2 с 13.10.2020 по 31.01.2021 включительно в сумме 13 006 руб. 47 коп., старшему лейтенанту ФИО3 с 20.10.2020 по 31.01.2021 включительно, в сумме 12 193 руб. 56 коп. и выражает согласие осуществить выплату компенсации за наем жилых помещений: ФИО2 с 14.12.2020 по 24.01.2021 включительно, ФИО3 с 14.12.2020 по 31.01.2021 включительно.

Ссылаясь на отказ в выплате компенсации, воинская часть обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно статье 27 Закона № 226-ФЗ военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.

В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Военная служба, по смыслу Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается особый правовой статус военнослужащих.

На основании пункта 3 статьи 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей утвержден постановлением Правительства № 909.

В силу абзаца 2 пункта 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением № 909 денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1768 «Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающихся в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственности бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются документы.

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов.

В соответствии с распоряжением ФСВНГ № 1/6938-2019 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии Российской Федерации, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту военной службы (службы, работы)» после признания военнослужащих жилищной комиссией воинской части в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда должностное лицо, наделенное полномочиями администратора доходов, в течение пяти рабочих дней, подготавливает от имени командира воинской части для дальнейшего направления в организацию письменное обращение о предоставлении указанным военнослужащим служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии, находящихся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации, а также жилых помещений, находящихся в собственности организации либо арендованных ими.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением жилищной комиссии воинской части, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части от 11.11.2020 № 12-20, старший лейтенант юстиции ФИО2 принят на учет и включен в список воинской части на предоставление служебных жилых помещении с 13.10.2020; старший лейтенант ФИО3 принят на учет и включен в список воинской части на предоставление служебных жилых помещении с 20.10.2020.

Старший лейтенант юстиции ФИО2 обратился с рапортом о включении в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в жилищную комиссию воинской части 13.10.2020.

Старший лейтенант ФИО3 обратился с рапортом о включении в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в жилищную комиссию воинской части 20.10.2020.

Решение жилищной комиссии о включении в список военнослужащего принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта и документов, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации рапорта. Учитывая, что заседание жилищной комиссии проходило 11.11.2020, законный срок проведения заседания жилищной комиссии не был нарушен и военнослужащие старший лейтенант юстиции ФИО2 и старший лейтенант ФИО3 были включены в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с 13.10.2020 и 20.10.2020 соответственно.

Таким образом, судами установлено, что у старшего лейтенанта юстиции ФИО2 и старшего лейтенанта ФИО3 право на выплату денежной компенсации возникло с 13 и 20 октября 2020 года соответственно.

На основании пункта 4 Методических рекомендаций по реализации статьи 27 Закона № 226-ФЗ, направленных письмом Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации от 10.04.2017 № 1/2093, после признания военнослужащих жилищной комиссией воинской части в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда должностное лицо, наделенное полномочиями администратора доходов, в течение пяти рабочих дней, подготавливает от имени командира воинской части для дальнейшего направления в организацию письменное обращение о предоставлении указанным военнослужащим служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии, находящихся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации, а также жилых помещений, находящихся в собственности организации либо арендованных ими.

Таким образом, Методические рекомендации по реализации статьи 27 Закона № 226-ФЗ предписывают в течение 5 рабочих дней после признания военнослужащим жилищной комиссии воинской части в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда только подготовить от имени командира воинской части письменное обращение, для его дальнейшего направления, но не передачу в течение 5 рабочих дней письменного заявления в администрацию охраняемого объекта.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик 03.12.2020 принял от истца письменное обращение о предоставлении указанным военнослужащим служебных жилых помещений.

После того как старший лейтенант юстиции ФИО2 и старший лейтенант ФИО3 были проинформированы о том, что им необходимо прибыть к ответчику, 14.12.2020 они обратились в жилищную комиссию филиала учреждения, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.

Согласно приказу учреждения от 25.01.2021 № 27 «О предоставлении служебного жилого помещения» старшему лейтенанту ФИО2 было распределено служебное жилое помещение, на основании письменного заявления.

ФИО2 отказался от представленного жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола  заседания комиссии по учету работников (военнослужащих), не обеспеченных жилыми помещениями по месту работы (военной службы) от 05.03.2021 № 2.

В силу абзаца третьего пункта 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденных постановлением № 909 выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Таким образом, суды установили, что утратой основания для получения денежной компенсации для старшего лейтенант юстиции ФИО2 будет являться дата издания приказа учреждения, а окончанием выплаты будет являться 31.01.2021.

Согласно расчетной ведомости № 55к за февраль 2021 года, справке – расчету на выплату денежной компенсации за поднаем жилья за октябрь – декабрь 2020 года, январь 2021 года воинской частью выплата денежных средств за наем (поднаем) жилого помещения была осуществлена ФИО2 . за период с 13.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 13 006 руб. 47 коп.; ФИО3 за период с 20.10.2020 по 31.01.2021 в сумме 12 193 руб. 56 коп.

Воинская часть направила в адрес учреждения счета на осуществление компенсации понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений, что подтверждается счетом от 24.02.2021 № 2.

В соответствии с распоряжением командующего Уральским округом войск национальной гвардии от 17.03.2021 № 600/22-3081 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размерах фактических расходов» указывалось, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с 01.01.2021 осуществляется согласно пункту 2 постановления Правительства № 909.

Таким образом, ФИО2 был произведен перерасчет денежных средств и до него были доведены оставшиеся денежные средства за период с 01 по 31 января 2021 г. в сумме 6129 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.04.2021 № 609734, реестром на зачисление от 19.04.2021 № 89).

В дальнейшем воинская часть направила в учреждение счет на осуществление компенсации понесенных воинской частью расходов за наем (поднаем) жилых помещений в связи с перерасчетом денежных средств за период с 01 по 31 января 2021 г. ФИО2, что подтверждается счетом  от 11.05.2021 № 4, с 01 января по 28 февраля 2021 г. ФИО3, что подтверждается счетом  от 11.05.2021 № 4.

С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что денежная компенсация военнослужащему за наем жилого помещения должна выплачиваться, начиная с момента его постановки на жилищный учет в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, то есть старшему лейтенанту юстиции ФИО2 с 13.10.2020, старшему лейтенанту ФИО3 с 20.10.2020.

С учетом изложенного, удовлетворение исковых требований является правомерным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов о дате постановки военнослужащего на жилищный учет, о периоде начисления компенсации, не опровергают. Приведенные доводы об отсутствии вины заявителя в невыплате компенсации правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статеьй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2022 по делу № А76-41216/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (ГОХРАН России) при Министерстве финансов Российской Федерации»  – без удовлетворения.

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                 М.В. Торопова

Судьи                                                                              И.А. Краснобаева

Н.Г. Беляева