НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 02.10.2023 № Ф09-6062/23




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6062/23

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Полуяктова А.С., Лазарева С.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства  социального развития Пермского края (далее – Министерство) на решение  Арбитражного суда Пермского края от 02.05.2023 по делу № А50-30700/2022 и  постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023  по тому же делу. 

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное  заседание не явились. 

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -  предприниматель ФИО1) обратился в Арбитражный суд Пермского края  с исковым заявлением к Министерству, Государственному учреждению -  Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю об  обязании выплатить денежные средства в сумме 675 100 руб. 

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечена ФИО2. 

В порядке процессуального правопреемства произведена замена  Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской  Федерации по Пермскому краю на его правопреемника - Отделение Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому  краю (далее - отделение Фонда). 

Решением суда от 02.05.2023 заявленные исковые требования  удовлетворены, суд обязал Министерство и отделение Фонда произвести 


выплату компенсации предпринимателю Еремееву А.Ф. за установку  памятника Герою Социалистического Труда, Гордееву Ивану Васильевичу в  сумме 675 100 руб. Также суд взыскал с Министерства в пользу  предпринимателя Еремеева А.Ф. судебные расходы в сумме 8 251 руб. и с  отделения Фонда в пользу предпринимателя Еремеева А.Ф. судебные расходы  в сумме 8 251 руб. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 27.06.2023 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты  отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм  материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что  предпринимателем ФИО1 нарушен процедура (порядок) обращения в  соответствующий орган для возмещения расходов, связанных с изготовлением  и сооружением надгробий на могилах Героев, а также факт того, что,  обращаясь за возмещением в суд, предприниматель ФИО1, минуя  процедуру Порядка возмещения и не имея решения об отказе в возмещении,  поставил Министерство и отделение Фонда в положение, при котором при  отсутствии виновных действий на них возложена обязанность по выплате  компенсации и оплате госпошлины. Министерство в кассационной жалобе  обращает внимание на то обстоятельство, что порядком возмещения затрат  определено, что в случае, если стоимость изготовления и сооружения  надгробия на могиле Героя составляет сумму, превышающую установленный  Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов  наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами  по одной сделке, то Территориальное управление размещает извещение об  осуществлении закупки работ для обеспечения государственных нужд в  соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд». Между тем указанные  обстоятельства судами не исследовались и не оценивались. 

Предпринимателем ФИО1 представлен отзыв по доводам  кассационной жалобы Министерства, в соответствии с которым, считает  оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы,  приведенные в кассационной жалобе несостоятельными. 

Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в  кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции  не находит оснований для их отмены ввиду следующего. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.1966 ФИО3 присвоено  звание Героя Социалистического труда, что подтверждается Грамотой  Президиума Верховного Совета СССР от 22.09.1966. 

ФИО3 умер 10.10.1996 (свидетельство о смерти 111-ВГ № 8.....9) и  захоронен на кладбище п. Керчевский, Чердынского ГО, Пермского края. 


Согласно справке администрации Чердынского городского округа  21.04.2021 № 196, установка памятника постоянного образца на месте  захоронения Гордеев И.В. не производилась. 

ФИО2 приходится дочерью ФИО3, что следует  из свидетельства о рождении от 20.05.1953 ЯА № 8.....2. 

Между предпринимателем ФИО1 (исполнитель) и ФИО2 (заказчик) 15.07.2022 заключен договор, согласно которому  исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить  работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробия на  могиле умершего, а заказчик обязуется принять надлежащим образом  оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи. 

Пунктами 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на  могиле осуществляется в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на  могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда  Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет  средств федерального бюджета». 

Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя  Социалистического Труда ФИО3 на кладбище п. Керчевский,  Чердынского ГО, Пермского края. 

Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал исполнителю  (предпринимателю ФИО1) право требования оплаты надгробия в  отношениях с государственными органами в рамках программы установки  надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи  6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных  гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской  Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы». 

Стоимость работ определена сторонами договора в сумме 675 100 руб.  (пункт 3.1 договора), указанная стоимость является твердой договорной и  изменению не подлежит. Оплата производится в рублях, Министерством до 31  декабря 2023 года при поступлении денежных средств из федерального  бюджета на эти цели. Все расчеты по договору производятся в безналичном  порядке путем перечисления денежных средств на указанный исполнителем  расчетный счет на основании счета, акта приема-передачи, сметы и прочих  документов, подтверждающих расходы (пункты 3.2, 3.3 договора). 

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по  изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем  составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке  надгробия умершего от 03.08.2022. 

Предприниматель ФИО1 обратился в Министерство с  требованием о возмещении денежных средств в размере 675 100 руб. в связи с  изготовлением и установкой надгробного памятника. 

Письмами от 02.09.2022, 02.11.2022 Министерство отказало  предпринимателю ФИО1 в возмещении затрат на установление  надгробия. 


Отказ в выплате компенсации послужил основанием для обращения  предпринимателя Еремеева А.Ф. в арбитражный суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и  апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим. 

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ  «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда,  Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой  Славы» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) в редакции, действовавшей в  спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя  Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы  надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти образца  производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные  расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или  организацией-спонсором. 

Частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что  расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона,  финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального  бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду  Российской Федерации. 

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования  указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через  свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1)  в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной  шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного  фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после  представления органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого  месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот,  с учетом оставшихся неиспользованными средств. 

Пенсионный фонд Российской Федерации, правопреемником которого  является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации  (части 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде  пенсионного и социального страхования Российской Федерации»),  представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-  го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах,  связанных с реализацией указанного Федерального закона, и потребности в  средствах на следующий месяц. 

В развитие Федерального закона № 5-ФЗ Правительством Российской  Федерации принято Постановление от 05.12.2006 № 740 «О надгробии,  сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического  труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена 


Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее -  Постановление № 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого  на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган  исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение  и установление таких надгробий. 

Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов,  связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет  предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на  соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской  Федерации. 

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование  расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным  фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты  субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2  статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ. 

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской  Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для  кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской  Федерации. 

Таким образом, уполномоченными органами по компенсационным  выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного  Фонда Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета,  выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской  Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и  установкой надгробия). 

Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной  компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных  действий Министерства и Отделения Пенсионного Фонда Российской  Федерации, в настоящее время Отделения Фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации. 

Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и  похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) предусматривает, что  умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их  отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение  умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу. 

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ, в случае  отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа  родственников или законных представителей от исполнения этого  волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя  обязанность осуществить погребение умершего. 

Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами  установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной 


очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего  (умершего), включая установку памятника на могиле. 

Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке  надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в  силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и  может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. 

Федеральный закон № 5-ФЗ и Федеральный закон № 8-ФЗ не связывает  право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с  обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных  отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. 

Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и  установке надгробных памятников по поручению родственников погибших  (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение  этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им  расходов. 

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность  соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего  расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим)  Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц. 

Как справедливо отмечено судами, законодатель не ограничивает уступку  права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на  изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право  на соответствующую льготу. 

Судами установлено и сторонами не оспаривается, что право на льготу у  ФИО2 подтверждено документально, при этом право  требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу  положений пункта 2.3 договора от 20.07.2022 передано ФИО2 предпринимателю ФИО1, что не противоречит Закону   № 5-ФЗ и на основании положений статей 8, 382 - 384 Гражданского кодекса  Российской Федерации свидетельствует о приобретении предпринимателем  ФИО4 права требования с уполномоченного органа компенсации  расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех  условиях, которые существовали у ФИО2 как дочери Героя  Социалистического Труда. 

При этом указанными нормативными положениями не предусмотрены  ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника.  Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю,  является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными  предприятиями. 

Как установлено судами, согласно публичным сведениям Единого  государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным  видом деятельности предпринимателя ФИО1 является организация  похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности (далее также - ОКВЭД) - 


96.03), в качестве дополнительного вида деятельности значится - резка,  обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД - 23.70.2), что  указывает на специализацию деятельности истца в сфере изготовления  надгробий (памятников). 

Данное обстоятельство также установлено судами при рассмотрении дел   № А45-3809/2021 Арбитражного суда Новосибирской области, № А09-731/2022  Арбитражного суда Брянской области, № А50-5024/2022 Арбитражного суда  Пермского края. 

Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по  изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника  умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов, признается  уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и  может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. 

Согласно смете от 15.07.2022, акту приемки выполненных работ,  фотографиям, предпринимателем ФИО1 выполнены следующие  работы: изготовлена вертикальная плита размером 180 х 90 х 12 сантиметров из  гранита, изготовлен цоколь размером 100 х 30 х 25 сантиметров из гранита,  изготовлен цветник размером 120 х 90 х 10 сантиметров из гранита,  изготовлена надпись на надгробии:, произведена полировка лицевых и  торцевых плоскостей вертикальной, плиты, цоколя и цветника, бетонирование  основания, установка памятника, произведены транспортные расходы (доставка  памятника на место установки, разгрузка/погрузка памятника, пронос  памятника к месту установки, услуги крана). 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по  правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в том числе договор и смету от 15.07.2022, акт приемки  выполненных работ, фотоматериалы, суды пришли к обоснованному выводу о  том, что установленное надгробие в части выполненных элементов (габариты,  виды работ) соответствует требованиям Постановления № 740 и Федерального  закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ. 

Доказательств, свидетельствующих о том, что ранее родственники Героя  либо иные лица в связи с установкой постоянного надгробия на месте  захоронения указанного Героя получали отмеченную нормативно  предусмотренную компенсацию, Министерством и отделением Фонда в  материалы дела не представлено. 

Также Министерством и отделением Фонда в материалы дела не  представлены доказательства, опровергающие факт изготовления и установки  надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке,  погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана,  рыночным ценам, соответчиками не представлено, также не представлено  доказательств того, что без указанных в акте конкретных видов услуг по  доставке памятника (его разгрузке, погрузке, перемещению, услуг крана),  стоимость которых была заявлена к взысканию, была возможна установка  надгробия на месте захоронения Героя. 


Вопреки утверждению заявителя жалобы о несоблюдении  предпринимателем Еремеевым А.Ф. положений Порядка возмещения расходов,  связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших  (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской  Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденного  постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п, как  справедливо указано судами, указанное обстоятельство не исключает  обязанность по выплате предусмотренной федеральными актами компенсации,  кроме того, Министерством по результатам рассмотрения соответствующего  обращения предпринимателя Еремеева А.Ф. отказано в его удовлетворении. 

В то же время сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя  Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств  федерального бюджета является гарантируемой государством льготой,  следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у  уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать  предпринимателю ФИО1 расходы по изготовлению и установке  памятника в установленном законом порядке. 

Вопреки доводам Министерства, судами обоснованно отмечено, что  изготовление и установка надгробия, параметры которого не превышают  нормативно установленные размеры, не противоречит целям Закона № 5-ФЗ,  Постановлению № 740 и не исключает обязанности по компенсации  заявленных истцом расходов. 

При таких обстоятельствах, судами правильно установлено, что  предприниматель ФИО1 изготовил для могилы умершего Героя  надгробие установленного Постановлением № 740 образца. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в  порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, принимая во внимание, что истец надлежащим образом  исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробного  памятника умершему Герою, понесенные предпринимателем ФИО1  расходы подтверждены материалами дела в том числе, договором и сметой от  20.07.2022, актом приемки выполненных работ от 02.08.2022,  фотоматериалами, при этом данные расходы Министерством и отделением  Фонда не возмещены, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца  права на компенсацию указанных расходов. 

При таких обстоятельствах исковые требования правомерно  удовлетворены судами. 

Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись  предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана  надлежащая правовая оценка, основаны на неправильном толковании  заявителем приведенных им норм права, в части направлены на переоценку  доказательств и установленных на их основании фактических обстоятельств. 

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие  существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства  исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 


Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований  для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда  кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся  основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не  установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 02.05.2023 по делу   № А50-30700/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 27.06.2023 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий М.В. Торопова 

Судьи А.С. Полуяктов 

 С.В. Лазарев