НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 02.08.2023 № А60-52215/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2520/23

Екатеринбург

07 августа 2023 г.

Дело № А60-52215/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н.,

судей Гавриленко О. Л., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галоян Анаиты Леоновны (далее – предприниматель, заявитель, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу № А60-52215/2022 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

предпринимателя – Боярова О.В. (доверенность 29.06.2022, диплом);

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) – Соловьева Т.А. (доверенность от 04.08.2021, диплом);

Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – управление) – Соловьева Т.А. (доверенность от 07.10.2022, диплом).

Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением к инспекции и к управлению о признании недействительными решения от 29.07.2022 № 13-06/22737 и налогового уведомления от 01.09.2021 № 38677272.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2022 производство по делу в части требований к управлению прекращено. Заявленные требования удовлетворены в части налогового уведомления инспекции от 01.09.2021 № 38677272. На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 решение суда в части отменено; в удовлетворении требований о признании недействительным налогового уведомления инспекции от 01.09.2021 № 38677272 отказано.

В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом положений налогового законодательства подпункт 7 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ), являющийся специальной нормой, с точки зрения предпринимателя, по отношению к подпункту 4 пункта 2 той же статьи.

Считает, что содержание данной нормы прямо предусматривает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная в течение года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона № 237-ФЗ, подлежит применению с начала года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов кадастровой оценки, в котором данная стоимость впервые была установлена. Поскольку результаты кадастровой оценки принадлежащего налогоплательщику объекта недвижимости были утверждены в марте 2020 года, то их применение возможно не ранее чем с 01.01.2021.

Налогоплательщик настаивает на том, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 66:56:0403001:2129 налоговая база по налогу на имущество физических лиц за 2020 год должна рассчитываться исходя из первичной кадастровой стоимости, определенной на основании удельных показателей в размере 18 971 655 руб. 75 коп., в связи с тем, что указанный объект не вошел в региональный Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году, утвержденный Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 № 2500 (далее – Перечень объектов на 2019 год).

Ссылаясь на статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), предприниматель указывает, что акты законодательства о налогах, улучающие положение налогоплательщика могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, в удовлетворении жалобы предпринимателя отказать.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник по поводу выставления инспекцией предпринимателю налогового уведомления в отношении объекта с кадастровым номером 66:56:0403001:2129, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Зари, стр.15, об обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 1 689 637 руб., исчисленного исходя из налоговой базы - 168 963 703 руб., налоговой ставки - 2%, доля в праве собственности - ?, срок уплаты налога - до 01.12.2021.

Основанием для доначисления послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении предпринимателем кадастровой стоимости по упомянутому объекту недвижимости.

Решением управления от 29.07.2022 №13 - 06/22737@ налоговое уведомление инспекции в оспариваемой части утверждено.

Несогласие с изложенным явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования к инспекции, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 3, 5, 403, 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), а также разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П, придя к выводу о том, что для расчета налога на имущество за 2020 год налоговому органу следовало исходить из кадастровой стоимости объекта, действующей при постановке спорного объекта на первичный кадастровый учет, равной 18 971 655 руб. 5 коп., отметив, что применение новой кадастровой стоимости объекта, определенной по результатам оценочных мероприятий и установленной в акте от 06.03.2020 № 448 в размере 168 963 703 руб. 09 коп., возможно не ранее, чем со следующего налогового периода, т.е. с 01.01.2021.

Отменяя решение суда первой инстанции в части, и отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным данного налогового уведомления, апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами, а также пунктами 2, 3 и 9 статьи 24, пунктом 4 пункта 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.02.2018 № 243 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области» (далее - Приказ Мингосимущества Свердловской области № 243) посчитал, что кадастровая стоимость объекта, определенная актом от 06.03.2020 № 448 подлежит применению для целей налогообложения со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте, то есть с 01.01.2020.

С данным выводом суда апелляционной инстанции кассационная коллегия не может согласиться исходя из следующего.

Как следует из обстоятельств дела, спор между сторонами возник о размере кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимого имущества, который не был включен в Перечень объектов на 2019 год.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Исходя из пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса.

Статьей 401 НК РФ определены объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц, к которым относятся: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 408 НК РФ).

В соответствии с Законом Свердловской области от 26.03.2019 № 23-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу» единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.

Во исполнение данного Закона на территории Свердловской области Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27.09.2019 № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» (далее – Приказ № 2500) утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, состоящих на кадастровом учете по состоянию на 01.01.2019.

Судами обеих инстанций установлено и сторонами не оспаривается, что налогоплательщиком спорное недвижимое имущество поставлено на государственный кадастровый учет 01.11.2019, то есть, уже после даты, по состоянию на которую формировался Перечень объектов на 2019 год.

Тогда же зарегистрировано право собственности налогоплательщика на этот объект недвижимого имущества.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставленных налогоплательщику на основании запросов от 15.03.2022, кадастровая стоимость спорного объекта составила:

по состоянию на 01.11.2019 - 18 971 655 руб. 75 коп. – дата внесения сведений в ЕГРН - 01.11.2019;

по состоянию на 30.05.2020 - 168 963 703 руб. 09 коп. – дата внесения сведений в ЕГРН - 12.03.2020 г., акт об утверждении кадастровой стоимости от 06.03.2020 № 448.

Отсутствие в Приказе № 2500 сведений о спорном объекте обусловлено тем, что он, выступая новым объектом недвижимости, поставленным на кадастровый учет впервые только в конце 2019 года, не являлся предметом массовой государственной кадастровой оценки, проводимой в том же периоде на основании Приказа Мингосимущества Свердловской области № 243 в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ.

Приняв во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции посчитал, что актом, устанавливающим кадастровую стоимость для всех объектов на 2020 год, является Приказ № 2500, при этом последующее определение кадастровой стоимости спорного объекта в акте от 06.03.2020 № 448 в размере 168 963 703 руб. 09 коп. является дополнением к Приказу, а значит указанная стоимость подлежит применению в целях налогообложения уже в 2020 году.

Опираясь на положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и подпункт 4 пункта 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ, применяемые к случаям, когда имеет место изменение качественных и (или) количественных характеристик объекта (изменение размера, разделение, смена вида пользования и т.д.), приводящее к изменению кадастровой стоимости и объекта и требующее её пересмотра, суд апелляционной инстанции вместе с тем не принял во внимание, что спорный объект являлся вновь зарегистрированным, впервые поставленным на учет в 2019 году, а основания проведения оценки его стоимости в марте 2020 года не были связаны ни с качественными, ни с количественными изменениями характеристик такого объекта.

Между тем, Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В данном случае акт от 06.03.2020 № 448, определивший кадастровую стоимость спорного объекта в соответствии с Законом № 237-ФЗ, по смыслу и юридическим последствиям сравним с Приказом № 2500, утвердившим кадастровую стоимость для всех остальных объектов, которые были зарегистрированы ранее и вошли в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году.

Таким образом, исходя из правила, установленного статьей 5 НК РФ, действие такого акта не распространяется на текущий и предыдущий налоговый периоды, соответственно кадастровая стоимость объекта, равная
168 963 703 руб. 09 коп. может применяться для расчета налога на имущество физических лиц не ранее, чем с 01.01.2021.

То, что новая кадастровая стоимость устанавливалась непосредственно в связи с фактом постановки объекта на учет после того, как Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2019 году, являлся уже сформированным, также следует из разъяснений, предоставленных Государственным бюджетным учреждением «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – учреждение) - организацией, уполномоченной на проведение кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2017 № 633-ПП. Как поясняет учреждение, кадастровая оценка спорного объекта проведена им в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 237-ФЗ.

Согласно статье 18 Закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 1).

Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения имею разные сроки их применения.

В случае определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего закона, результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки (пункт 7 части 2 статьи 18).

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Кодекса в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

Норма, установленная пунктом 7 части 2 статьи 18 Закона № 237-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем не менее она не противоречит общему правилу, установленному статьей 403 НК РФ, а значит, вопреки мнению апелляционного суда, может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.

Доказательства того, что причиной установления кадастровой стоимости на уровне 18 971 655 руб. 75 коп. послужило предоставление налогоплательщиком недостоверных сведений об объекте, либо совершение иных действий (допущение бездействия), имеющих признаки злоупотребления правом, в материалах дела отсутствуют.

Данная кадастровая стоимость установлена органом государственной власти, осуществлявшим постановку объекта на кадастровый учет, а потому налогоплательщик вправе был руководствоваться ею при планировании своих налоговых обязательств на будущий год.

Последующий отказ налогового органа от учета данной стоимости, не признанной в установленном порядке незаконной, влечет нарушение принципа разумных ожиданий налогоплательщика и поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1, 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, в связи с чем не может быть признан допустимым.

В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым кассационную жалобу предпринимателя удовлетворить, постановление апелляционного суда по настоящему делу отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу № А60-52215/2022 Арбитражного суда Свердловской области отменить.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2022 по данному делу оставить в силе.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области 150 руб. в пользу индивидуального предпринимателя Галоян Анаиты Леоновны в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.Н. Суханова

Судьи О.Л. Гавриленко

Е.А. Кравцова