НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 02.02.2015 № А76-2653/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9228/14

Екатеринбург

03 февраля 2015 г.

Дело № А76-2653/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (далее – военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2014 по делу
№ А76-2653/2014 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 (доверенность от 22.01.2015 № 212/1/36), ФИО2 (доверенность от 22.01.2015 № 212/1/37).

Общество с ограниченной ответственностью «Управление ремонта металлургического оборудования» представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

 Общество с ограниченной ответственностью «Управление ремонта металлургического оборудования» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с военного комиссариата денежных средств в сумме 52 857 руб. 85 коп. в возмещение расходов общества на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных на заработную плату работников за период привлечения их к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области; Министерство социальных отношений Челябинской области; Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации.

Решением суда от 04.09.2014 (судья Скрыль С.М.) заявленные требования общества удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 (судьи Мальцева Т.В.,  Деева Г.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе военный комиссариат просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него обязанности по уплате страховых взносов, поскольку в силу положений Федерального закона
от 24.07.2009 № 212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от
24.07.2009 № 212-ФЗ) комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным на военные сборы  гражданам.

Министерство обороны Российской Федерации представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство обороны Российской Федерации полагает, что выплаты, произведенные в пользу лиц, призванных на военные сборы, являются компенсационными и в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ данные выплаты освобождены от обложения страховыми взносами.

Общество также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно ч. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон
от 28.03.1998 № 53-ФЗ) обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определямых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ 
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее  - Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ)  в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входит, в числе прочего, проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов. При этом на организации возложена обязанность обеспечения явки работающих в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов на сборные пункты.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ  расходы по мобилизационной подготовке являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансирование мероприятий осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «в» п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в числе прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп. «а» п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Согласно п. 26 постановления Правительства Российской Федерации
от 29.05.2006 № 333 осуществление расходов, указанных в подп. «а», абз. 4 и 5 подп. «б» п. 25 настоящего постановления, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

В силу подп. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 компенсация расходов, указанных в п. 2 настоящего постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 1-3, 5 п. 2 названного постановления путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004
№ 704 не предусмотрено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.

Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.

При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.

Отделом Военного комиссариата Челябинской области в 2011 г. и 2012 г. для проведения мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона
от 28.03.1998 № 53-ФЗ, привлекались работники общества.

За период прохождения медицинского обследования вышеуказанным работникам был выплачен средний заработок, на который начислены страховые взносы на сумму 52 857 руб. 85 коп. на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Компенсация расходов общества в сумме 52 857 руб. 85 коп. на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования военным комиссариатом не производилась.

Оценив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции установили факт несения обществом  расходов по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и, руководствуясь положениями п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, ч. 1 ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.12.2004 № 704, пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность компенсировать работодателю указанные расходы возложена на военный комиссариат.

Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества о взыскании с военного комиссариата  52 857 руб. 85 коп. в возмещение расходов общества на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, положений Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2014 по делу № А76-2653/2014 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                И.А. Татаринова

Судьи                                                                            Е.О. Черкезов

Т.П.Ященок