НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 01.09.2022 № А60-65549/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5253/22

Екатеринбург

08 сентября 2022 г.

Дело № А60-65549/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д. В., Поротниковой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2022 по делу № А60-65549/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции – ФИО1 (доверенность от 12.01.2022 № 10);

индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель, налогоплательщик) – ФИО3 (доверенность от 17.11.2021 № 24), ФИО4 (доверенность от 10.02.2022).

ИП ФИО2 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц налогового органа, отказавших в применении
(не применивших) ставку налога в 1 % за 2020 год и не осуществивших перерасчет налога на имущество по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000: 113373; признании недействительным налоговое уведомление от 24.11.2021 г. № 85364155 в части налога на имущество физических лиц по объекту с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 в сумме, превышающей 9 174 970 руб. и обязать инспекцию произвести перерасчет суммы налога на имущество.

Решением суда от 09.03.2022 (судья Чукавина Т.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 (судьи Борзенкова И.В., Муравьева Е. Ю., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению инспекции, в отношении спорного объекта налогообложения для расчета налога за 2020 год должны быть применены предельные размеры налоговых ставок, установленные пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку помещение с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 относится к объектам недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей, соответственно подлежит применению ставка 2% при исчислении налога на имущество физических лиц за 2020 год. Налоговый орган отмечает, что установленная предельная налоговая ставка в размере 2 % применяется независимо от того включен объект в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год или нет.

ИП ФИО2 представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение, находящееся по адресу: 620102, <...> с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 за период с 30.12.2019 по настоящее время.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с 08.07.2017 ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Основной вид предпринимательской деятельности - аренда и управление собственным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2 указан в ЕГРИП в качестве основного).

Для целей осуществления предпринимательской деятельности в 2019 году предприниматель приобрел в собственность нежилое здание по ул. Ясная, 2 в г. Екатеринбурге (торгово-развлекательный центр «Фан-Фан»).

Здание с кадастровым номером 66:41:0000000:3979 по ул. Ясная, 2 в г. Екатеринбурге, состоит из двух объектов (помещений) с кадастровыми номерами 66:41:0000000:113372 и 66:41:0000000:113373.

Инспекцией 01.09.2021 г. ФИО2 выставлено налоговое уведомление № 36544913 об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год, в том числе в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 с применением ставки 2% с исчисленной суммой к уплате налога в размере 28 044 499 руб.

Предприниматель направил заявление на перерасчет налога на имущество физических лиц (исх. № 29 от 30.09.2021 г.) в налоговый орган по месту своего учета - Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области.

В ответ на обращение Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области письмом от 01.10.2021 г.
№ 08-40/14800@ сообщило, что обращение направлено по принадлежности в инспекцию.

Инспекция письмом от 11.10.2021 г. № 05-2-11/056978@ направлен ответ, где указано, что основания для применения иной ставки отсутствуют, поскольку кадастровая стоимость объекта составляет более 300 миллионов рублей, а подпунктом 2 пункта 2 ст. 406 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Налоговый орган отказала заявителю в перерасчете ставки налога исходя из ставки 1% вместо 2%, что выражено в письме от 11.10.2021
№ 05-2-11/056978@.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области от 25.10.2021, созданной при Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 признана в размере равной рыночной по состоянию на 25.12.2019 г. и составила 917 497 000 руб. (ранее кадастровая стоимость данного помещения составляла
1 402 224 950 руб. 68 коп.).

В связи с изменением кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2020 год, в адрес предпринимателя выставлено уточненное налоговое уведомление от 24.11.2021 № 85364155, согласно которому сумма исчисленного налога на имущество физических лиц в отношении помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373 с применением налоговой ставки 2% составила 18 349 940 руб.

Не согласившись с начислением налога на имущество физических лиц с применением налоговой ставки 2% в отношении помещения с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, налогоплательщик обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 03.12.2021 № 13-06/40541@ в удовлетворении жалобы отказано.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорный объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в 2020 году, ставка налога по которому утверждена пунктом 2-3 Решения Думы в размере
1 % от кадастровой стоимости.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В силу статьи 402 НК РФ (в редакции Кодекса, действующей в спорный период) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Свердловской области от 26.03.2019 № 23-03 «Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу», вступившем в законную силу 01.01.2020, определено, что единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.

Частью 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 406 НК РФ, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.

На основании выше изложенного, по объектам налогообложения, по которым представительными органами муниципальных образований не установлены налоговые ставки, для расчета налога за 2020 год должны быть применены предельные размеры налоговых ставок, установленные пунктом 2 статьи 406 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ установлена ставка 2% в отношении в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ (пункт 2 статьи 408 НК РФ).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ - налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как: административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области, в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2. НК РФ, 07.11.2019 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества № 760-ПП, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

В данный перечень включено здание с кадастровым номером 66:41:0000000:3979, в состав которого входит спорный объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 30.12.2019 г., в которой в графе «кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости» указан кадастровый номер здания, включенного в перечень.

Следовательно, объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0000000:113373, входящий в объект недвижимости 66:41:0000000:3979, включён в перечень объектов недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в 2020 году.

В 2020 году на территории Екатеринбурга налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц были определены Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 № 32/24. Специальные ставки налога на имущество физических лиц в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, установлены с 2015 года (пункты 2-1, 2-2, 2-3 Решения Думы).

В соответствии с пунктом 2-3 Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 № 32/24 в отношении налогового периода 2020 год установлена ставка 1%.

Учитывая, что здание 66:41:0000000:3979 включено в перечень объектов недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в 2020 году, ставка по которому утверждена пунктом 2-3 Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.11.2014 № 32/24 в размере 1% от кадастровой стоимости, суды заключили, что налог в отношении входящего в это здание спорного помещения необходимо исчислять по ставке налога в размере 1 % от кадастровой стоимости.

Судами также принята во внимание позиция Минфина РФ, изложенная в Письме от 11.12.2019 № 03-05-06-01/96816, где отражено, что объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, составляют самостоятельную категорию объектов налогообложения, отличную от объектов налогообложения, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения.

При этом, как указывает Минфин РФ, в отношении нежилых помещений, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налогообложение производится исходя из предельной налоговой ставки 2 процента кадастровой стоимости вне зависимости от величины их кадастровой стоимости (до 300 млн. рублей или свыше 300 млн. рублей).

Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что особенность налогообложения объектов, включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, заключается в том, что налог на имущество физических лиц исчислялся по ним исходя из кадастровой стоимости и до перехода на расчёт налога от инвентаризационной стоимости с кадастровой (т.е. до 01.01.2020 г. в Свердловской области). При этом после перехода расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости, утверждение этих перечней не прекратилось. Они утверждаются и на 2021, и на 2022 год, что свидетельствует об особенности именно этих объектов для целей налогообложения.

Ссылка инспекции на имеющуюся судебную практику подлежит отклонению, поскольку постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу №А15-5808/2018 суд применил ставку по налогу на физических лиц согласно пункту 2 статьи 406 НК РФ, ввиду того, что представительным органом муниципального образования
г. Махачкалы не принят нормативно-правовой акт об установлении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. В рассматриваемом же деле ставки налога в г. Екатеринбурге, исходя из кадастровой стоимости объекта, определены.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2022 по делу № А60-65549/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Д.В. Жаворонков

Е.А. Поротникова