НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ульяновской области от 24.07.2006 № А72-1466/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

         25.07.2006г.                                                                       Дело № А72-1466/06-12/118

г. Ульяновск

Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2006г.

Полный текст постановления изготовлен 25.07.2006г.

Арбитражный суд Ульяновской области  в составе:

председательствующего Шаповаловой Т.П.,  

судей Малкиной О.К., Рождествиной Г.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ипполитовой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу, поданную Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8

на решение арбитражного суда первой инстанции от 26.05.2006г., принятое судьей Каргиной Е.Е.,

по делу по заявлению открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод»

к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области

к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8

о признании недействительным решения налогового органа

при участии:

от заявителя жалобы – не явился, факсограмма о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от заявителя по делу – не явился, извещен (уведомление № 28981 вручено 07.07.06г.);

от МРИ ФНС по Ульяновской области – не явился, извещен (реестр корреспонденции),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать решение Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 20.12.05г. № 91 недействительным в части отказа в применении ставки 0 % в сумме 3.061.301 руб. и в части отказа в возмещении НДС по экспортным операциям ОАО «УАЗ» за сентябрь 2005 года в сумме 1.038.261 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением суда первой инстанции от 26.05.2006г. требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 обжаловала его в апелляционной порядке.

Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 30.11.2005г. ОАО «Ульяновский автомобильный завод» представлена в Межрайонную инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области уточненная налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), помещенных под таможенный режим экспорта, за сентябрь 2005г., в которой заявлены налоговые вычеты в сумме 63.975.680 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом принято решение № 91 от 20.12.2005г., которым заявителю отказано в применении налоговой ставки 0% по операциям по реализации товаров в сумме 3.061.301 руб. и в возмещении НДС в сумме 1.038.261 руб.

Основанием для отказа в возмещении НДС явилось нарушение норм Соглашения между Правительством РФ и Республики Беларусь, а также положений статьи 169 НК РФ. В частности:

- по контракту № 1173/31-25028 от 21.01.2005г. с ООО «Траянда», р.Беларусь, и по контракту № 1173/31-25022 от 24.12.2004г. с ЗАО «Внедорожник», р.Беларусь, не представлены транспортные (товаросопроводительные) документы на перевозку а/м УАЗ по заявлениям с регистрационными номерами 4517 от 16.08.05г., 3509 от 22.08.05г.;

- по контракту № 013/2005-РТЗ от 07.12.05г. с РУПП «Борисовский завод «Автогидроусилитель», р.Беларусь, в информационной базе, полученной в рамках информационного обмена между налоговыми органами РФ и р.Беларусь, отсутствует информация по заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с регистрационным номером 1722 от 22.08.2005г.;

- по результатам встречной проверки поставщика ООО «Компания «Экомаш-КН» отсутствует положительный ответ, подтверждающий факт уплаты данным поставщиком НДС в бюджет.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно ст.165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговый орган представляются:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» от 15.09.04г. при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.

Пунктом 2 раздела II Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», являющегося приложением к Соглашению, предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.

- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);

- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;

 - иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы налогового органа о непредставлении налогоплательщиком транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке товаров по заявлениям № 4517 от 16.08.05г. и № 3509 от 22.08.05г. по контрактам № 1173/31-25028 от 21.01.2005г. с ООО «Траянда», р.Беларусь, и №1173/31-25022 от 24.12.2004г. с ЗАО «Внедорожник», р.Беларусь.

В материалах дела имеются доказательства подтверждения факта доставки автомобилей покупателям самоходом: статистические декларации по форме ГТД от 05.07.05г. и 03.08.05г., представление которых в таможенные органы Республики Беларусь предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2000г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения контроля внешнеторговых операций», товарные накладные и доверенности на получение автомобилей представителями покупателей, письма ЗАО «Внедорожник» № 223 от 30.08.05г. и ООО «Траянда» № 27/10-03 от 27.10.05г. о прибытии автомобилей самоходом.

Таким образом, автомашины были получены покупателями по товарным накладным от ОАО «УАЗ», перевозчику не передавались. Поскольку по смыслу ст.785 ГК РФ и ст.4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов накладные составляются только в случае заключения договора перевозки груза, в рассматриваемом случае накладная автомобильной перевозки груза представлена быть не может.

Согласно заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с  регистрационными номерами 4517 от 16.08.05г., 3509 от 22.08.05г. автомобили приняты на учет и по ним уплачен в бюджет НДС, о чем свидетельствуют отметки налогового органа    р.Беларусь.

Таким образом, представленные документы подтверждают факт экспорта автомобилей УАЗ, следовательно, имеются правовые основания для применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения Обществу из бюджета суммы налога в размере 765.066 руб.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод налогового органа о том, что НДС в сумме 105.524 руб. не подлежит возмещению, так как информация о заявлении №1722 от 22.08.05г. по контракту № 013/2005-РТЗ от 07.12.05 с РУПП «Борисовский  завод «Автогидроусилитель», р.Беларусь, отсутствует в электронной базе.  

В данном заявлении указана сумма уплаченного НДС, имеются подписи должностных  лиц Инспекции МНС РБ по г.Борисову, оттиски печатей. При этом суд учитывает, что налоговым органом не ставится под сомнение подлинность подписей и печатей на заявлении, сам факт уплаты НДС не опровергается, недобросовестность налогоплательщика при совершении операций, в отношении которых заявлены вычеты,   инспекцией не выявлена.

К тому же заявление № 1722 от 22.08.05г. содержит ссылку на электронную базу,  налоговым органом р.Беларусь указаны дополнительные реквизиты, а именно:  эл/б 1745   - 30.08.2005.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о подтверждении налоговой ставки 0 процентов к объему реализации в сумме 438.000 руб. и необоснованном отказе налогоплательщику в возмещении НДС в сумме 105.524 руб.является правильным.

Довод заявителя апелляционной жалобы о непредставлении налогоплательщиком транспортных (товаросопроводительных) документов по контракту № 013/2005-РТЗ от 07.12.05г. с РУПП «Борисовский завод «Автогидроусилитель», р.Беларусь, не основан на материалах дела. Решением № 91 от 20.12.2005г. налогового органа, проводившего камеральную проверку, налогоплательщику не вменялось такого нарушения как непредставление транспортных (товаросопроводительных) документов на перевозку автомобилей УАЗ по заявлению с регистрационным номером 1722 от 22.08.2005г. В заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с номером 1722 от 22.08.05г. указано наименование товара «литье», а не автомобили.  

Суд апелляционной инстанции находит правильными также выводы суда о неправомерном отказе в возмещении НДС в сумме 167.671 руб. по счетам-фактурам, выставленным поставщиком  общества – ООО «Компания «Экомаш-КН».

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры, выставленные поставщиком Общества – ООО «Компания «Экомаш-КН»,  за  апрель-июль 2005 года, платежные поручения,  контракт на поставку комплектующих изделий, заключенный с налогоплательщиком,   письмо генерального директора ООО Компании «Экомаш-КН» от 14.02.06г. № ЭКО-1/48,    декларации ООО Компании «Экомаш-КН» за апрель-июль 2005 года, подтверждают факт приобретения ОАО «УАЗ» товара и его оплаты поставщику с включением в стоимость налога на добавленную стоимость.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.03г. № 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.

Доказательств совершения налогоплательщиком недобросовестных действий налоговым органом не представлено.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции от 26.05.2006г. – без изменения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный  арбитражный суд Поволжского  округа.

Председательствующий:                                                          Т.П.Шаповалова

Судьи:                                                                                            О.К.Малкина

                                                                                                        Г.Б.Рождествина