ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
07 августа 2019 года | г. Вологда | Дело № А66-15941/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крона» на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2018 года по делу № А66-15941/2018 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Крона» (ОГРН 1156908000150, ИНН 6908014746; адрес: 171163, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, дом 31; далее – ООО «Крона», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному казенному учреждению Тверской области «Фировское лесничество» (ОГРН 1116908006159, ИНН 6945003140; адрес: 172721, Тверская область, Фировский район, поселок городского типа Фирово, улица Ленинская, дом 65; далее – учреждение, лесничество, ГКУ «Фировское лесничество») о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 12.09.2018 № 6, изложенного в письме от 12.09.2018 № 790, не соответствующим статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), проекту освоения лесов для заготовки древесины на 2018 год арендатора ООО «Крона», а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и принять лесную декларацию от 12.09.2018 № 6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, кабинет 201; далее – министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2018 года по делу № А66-15941/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Крона» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы гражданского права.
Министерство в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Учреждение отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 16.01.2018 министерством (арендодатель) и государственным бюджетным учреждением Тверской области «Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 2, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.12.2017 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины, установленный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке - 35,0 тыс. куб. м, в том числе хвои - 17,5 тыс. куб. м.
Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении № 3 к настоящему договору.
Объем использования лесов в год вступления настоящего договора в силу и в год прекращения действия настоящего договора устанавливается с учетом периода действия настоящего договора в указанные годы (пункт 5 договора).
Арендную плату стороны согласовали разделом II договора, права и обязанности сторон - разделом III, срок действия договора - разделом VI.
Согласно пункту 26 договора срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 25 лет.
Спорный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 03.04.2018, что не оспаривается сторонами по настоящему делу.
Государственным бюджетным учреждением Тверской области «Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений» (сторона 1) и обществом (сторона 2) 27.04.2018 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 16.01.2018 № 2, регистрационный номер от 03.04.2018 № 69:06:0000024:471-69/173/2018-2, согласно условиям которого, сторона 1 обязуется передать стороне 2 права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка от 16.01.2018 № 2, регистрационный номер от 03.04.2018 № 69:06:0000024:471-69/173/2018-2, заключенного между стороной 1 и министерством, а сторона 2 обязуется принять переданные ему права и обязанности.
Заключением экспертной комиссии от 28.06.2018 одобрен Проект освоения лесов на 2018 год и приказом министерства от 28.06.2018 № 116-у, указанный Проект освоения лесов, утвержден.
ООО «Крона» 12.09.2018 лесничеству представлена лесная декларация № 6, в принятии которой последним в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641 (далее - Административный регламент) извещением от 12.09.2018 № 790, обществу отказано, поскольку данная декларация содержит недостоверные сведения в части превышения объемов использования лесов.
Не согласившись с отказом в принятии декларации, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее - Порядок № 17).
Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка №17).
В материалах дела усматривается и обществом не отрицается, что ГКУ «Фировское лесничество» уполномочено на подведомственной ему территории осуществлять прием лесных деклараций, исчислять и предъявлять к оплате лесопользователю арендную плату.
Подпунктами 2 и 3 пункта 2.11.1 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций является недостоверность сведений, указанных в лесной декларации и несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию.
Как отмечалось ранее, по данному делу отказ в приеме лесной декларации мотивирован тем, что в нее включены недостоверные сведения, превышен допустимый объем древесины. Отмечено, что поскольку срок действия договора аренды в силу пункта 26 договора начал течение с 03.04.2018, то есть с момента его регистрации, то соответственно допустимый объем изъятия древесины в 2018 году должен составлять 26,1 тыс. куб.м., в том числе по хвое - 13 тыс. куб.м. Однако общество при оформлении декларации исходило из годового допустимого объема изъятия древесины 35 тыс.куб.м., в том числе по хвое 17,5 тыс. куб.м, определив, что допустимый объем изъятия лесных ресурсов в 2018 году составляет 33 562 куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 16 781 куб.м.
Общество последовательно ссылается на то, что фактическое начало отношений определяется моментом достижения согласия по всем существенным вопросам, то есть в рассматриваемом случае, по его мнению, договор аренды лесного участка № 2 начал действовать с 16.01.2018. В связи с этим, объем древесины в лесной декларации заявлен им верно.
Вместе с тем, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Частью 1 статьи 609 ГК РФ определено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока он должен быть заключен в письменной форме.
Из части 2 статьи 609 указанного Кодекса следует, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, договор аренды лесного участка, заключаемый на срок более года, подлежит обязательной государственной регистрации.
В рассматриваемом случае, как ранее отмечалось, спорный договор аренды лесного участка от 16.01.2018 № 2 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - 03.04.2018.
Пунктом 26 указанного договора аренды лесного участка № 2 предусмотрено, что срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 25 лет.
Данный договор заключен в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003.
Все условия договора аренды лесного участка от 16.01.2018 № 2 обязательны для общества как для правопреемника арендатора.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что в целях определения объема разрешенного использования лесов имеет значение дата государственной регистрации договора аренды, то есть 03.04.2018, а не дата заключения договора аренды, и не дата утверждения Проекта освоения лесов.
В случае предоставления арендатору объем использования древесины в 2018 году в размере, превышающем рассчитанного пропорционально срока действия в текущем году, будут нарушены положения пунктов 5 и 26 договора аренды, а также превышен общий объем заготовки древесины за весь срок действия договора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 декабря 2018 года по делу № А66-15941/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крона» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Крона» (ОГРН 1156908000150, ИНН 6908014746; адрес: 171163, Тверская область, город Вышний Волочек, Казанский проспект, дом 31) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.12.2018 № 18 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |