НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 30.01.2018 № А66-6626/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 февраля 2018 года

Дело №

А66-6626/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2018.

Полный текст постановления изготовлен 02.02.2018.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. (доверенность от 09.01.2018), от Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. (доверенность от 27.03.2017), от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 24.10.2017), от открытого акционерного общества «Кашинское автотранспортное предприятие» Щербаковой И.В. (доверенность от 20.02.2016) и Густова В.Ф. (доверенность от 11.01.2018),

рассмотрев 30.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Кашинское автотранспортное предприятие» на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2017 (судья Калита И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу № А66-6626/2016,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Кашинское автотранспортное предприятие», место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, Калязинское ш., д. 1, ОГРН 1026901660334, ИНН 6909002310 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству транспорта Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, бульвар Радищева, д. 30, ОГРН 1026900562370, ИНН 6901007877 (далее – Министерство транспорта), Территориальному отделу социальной защиты населения г. Твери, место нахождения: 170028, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20, ОГРН 1056900042429, ИНН 6901073982 (далее – Отдел социальной защиты), Территориальному отделу социальной защиты населения Калининского района Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 3, ОГРН 1056900042451, ИНН 6901073990 (далее – Территориальный отдел), о взыскании 443 663 руб. 43 коп. в счет задолженности за оказанные транспортные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров за декабрь 2014 года, в том числе с Министерства транспорта и Территориального отдела 61 852 руб. 85 коп., а с Министерства транспорта и Отдела социальной защиты населения 381 810 руб. 58 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее – Министерство финансов), правительство Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054, и Министерство социальной защиты населения Тверской области, место нахождения: 170008, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее – Министерство соцзащиты).

Решением от 03.07.2017,  оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017, в иске отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, нарушение порядка представления отчетности не может влечь за собой отказ в оплате оказанных услуг. Ответчики, считает Общество, не доказали, что расходы на перевозку были компенсированы в полном объеме, более того, их утверждение об оплате за декабрь 2014 года противоречит алгоритму производства компенсационных выплат; податель жалобы настаивает, что услуги за декабрь не оплачены.

Министерство транспорта, Отдел социальной защиты, Министерство финансов и Министерство социальной защиты населения Тверской области в своих отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители Министерства финансов, Правительства Тверской области и Министерства соцзащиты против ее удовлетворения возражали.

Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Министерство транспорта и Общество (перевозчик) заключили договор от 16.07.2014 № 74 на организацию перевозок по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области. В соответствии с пунктом 4.2.14 названного договора перевозчик взял на себя обязательство осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством. Согласно пункту 4.2.11 договора перевозчик взял на себя обязательство предоставлять сведения о фактически выполненном количестве рейсов, пробеге, транспортной работе и перевезенных пассажирах, полученных доходах, подтвержденные уполномоченной организацией. Перевозчик приступает к исполнению обязательств с 22.07.2014 (пункт 2.1 договора № 74).

Отдел социальной защиты (заказчик), заключил с Министерством транспорта и Обществом (исполнителями) договор от 19.08.2014 № 27 (с учетом дополнительного соглашения к договору от 20.08.2014 № 1) по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) и компенсации расходов транспортным предприятиям.

В силу пункта 1 предметом договора № 27 являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением льготного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан в соответствии с постановлениями администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее – Постановление № 32-па), от 28.09.2007 № 274-па «Об утверждении Административного регламента по распределению средств между транспортными предприятиями, предоставляющими льготный проезд на основании единого социального проездного билета на территории Тверской области» (далее - Административный регламент).

Отдел социальной защиты (заказчик) заключил с Министерством транспорта и Обществом (исполнителями) договор от 19.08.2014 № 27/1 (с учетом дополнительного соглашения от 20.08.2014 № 1) по предоставлению на территории Тверской области на основании ЕСПБ бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и компенсации расходов транспортным предприятиям. Договор заключен с целью предоставления бесплатного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 03.07.2006 № 164-па (далее – Постановление № 164-па) «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области по основным образовательным программам» (далее – Порядок № 164), Постановлением № 32-па и Административным регламентом.

Территориальный отдел (заказчик) заключил с Министерством транспорта и Обществом (исполнителями) договор от 27.08.2014 № 125 по предоставлению на территории Тверской области на основании ЕСПБ льготного проезда отдельным категориям граждан и компенсации расходов транспортным предприятием. В силу пункта 1 предметом договора являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением льготного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан в соответствии с Постановлением № 32-па и Административным регламентом. В силу пункта 2.5.1 исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, указанных в пункте 1 договора, при предъявлении ими ЕСПБ и документа, подтверждающего право льготного проезда на всех маршрутах согласно установленному расписанию движения.

Территориальный отдел (заказчик) заключил с Министерством транспорта и Обществом (исполнителем) договор от 10.10.2014 по предоставлению на территории Тверской области на основании ЕСПБ бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и компенсации расходов транспортным предприятиям. В силу пункта 1 предметом договора являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением бесплатного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Постановлением № 164-па, Постановлением № 32-па и Административным регламентом.

В рамках указанных договоров Общество в 2014 году осуществляло перевозку пассажиров льготных категорий граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ЕСПБ.

Как утверждает Общество, оплата по указанным договорам произведена не в полном объеме, а именно: денежные средства за услуги по перевозке, оказанные в декабре 2014 года, исполнителю не перечислены.

По мнению истца, Отдел социальной защиты на основании показателей фактической транспортной работы, полученных от Министерства транспорта, определяет долю каждого перевозчика в общей сумме компенсации расходов, подлежащих возмещению. Если перевозки осуществлялись в декабре, то компенсация за них должна быть перечислена не позднее 10 февраля следующего года.

Претензионным письмом Общество предлагало погасить задолженность в добровольном порядке.

Поскольку данная претензия оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате в том числе принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

Постановлением № 32-па утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее - Положение), а также Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение 2).

Согласно Положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением.

Раздел 3 Положения фактически является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области.

Пунктом 3.3 указанного раздела установлено, что размер компенсации за каждый билет определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество ЕСПБ, выданных в муниципальном образовании.

Согласно пункту 1.3 Положения стоимость ЕСПБ для граждан устанавливается в размере 240 руб. в месяц.

При этом Положением определена полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.

Как указано в пункте 3.2 Положения, полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц, за исключением случаев, предусмотренных названным Положением, устанавливается в Твери - 390 рублей, в Калининском районе – 343 руб.

Согласно пункту 3.8 Положения территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области того района, где льготный проезд на основании ЕСПБ осуществляют два и более транспортных предприятия согласно заключенным договорам, распределяет средства между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы каждого перевозчика.

В силу пунктов 2.5, 2.6 Положения отделения почтовой связи в сроки, предусмотренные договорами на оказание услуг по реализации ЕСПБ, составляют отчет о количестве проданных ЕСПБ, о суммах, полученных от продажи ЕСПБ, и вместе с ведомостью персонифицированного учета представляют в территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области. Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области проверяют отчеты отделений связи федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», определяют размер компенсаций транспортным предприятиям и направляют отчет в Министерство соцзащиты.

Территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области до 10-го числа месяца представляет заявку на выделение денежных средств, необходимых для компенсации затрат транспортных предприятий, в Министерство соцзащиты. Министерство соцзащиты до 15-го числа месяца представляет сводную заявку в Министерство финансов. Министерство финансов до 25 числа месяца производит перечисление средств на счет Министерства соцзащиты. Возмещение средств транспортным предприятиям производят территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области. Показатели фактической транспортной работы ежемесячно предоставляются Министерством транспорта в территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области по каждому перевозчику не позднее 20 числа отчетного месяца за предыдущий месяц (пункты 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 и 3.9 Положения).

Согласно подпункту «а» пункта 2.1.3, пункту 2.2.8 Административного регламента отчет о фактической транспортной работе за месяц, предшествующий отчетному, представляется перевозчиком Министерству транспорта – ежемесячно в срок до 10-го числа. После проверки показателей фактической транспортной работы специалист Министерства транспорта представляет материалы, содержащие показатели фактической транспортной работы за предшествующий месяц, в соответствующие территориальные отделы социальной защиты населения не позднее 20-го числа отчетного месяца.

В силу пункта 2.3.6 Административного регламента специалист отдела на основании данных фактической транспортной работы, представленных Департаментом транспорта и связи Тверской области, определяет долю каждого транспортного предприятия в общем объеме транспортной работы и производит расчет компенсационной выплаты для каждого транспортного предприятия.

На основании утвержденного руководителем территориального отдела социальной защиты населения распределения средств между перевозчиками специалист означенного отдела осуществляет перечисление средств перевозчикам.

Документами, подтверждающими исходные данные для расчета, являются сведения о количестве реализованных в 2014 году ЕСПБ для льготного проезда отдельных категорий граждан в соответствии с Постановлением № 32-па; сведения о количестве выданных в 2014 году ЕСПБ для льготного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Постановлением № 164-па; письма Министерства транспорта о показателях фактической транспортной работы.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 164, компенсация расходов транспортным предприятиям, предоставляющим на основании ЕСПБ бесплатный проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с договорами или дополнительными соглашениями, заключенными территориальными отделами социальной защиты населения с транспортными предприятиями, в порядке, установленном законодательством Тверской области. Размер компенсации за каждый выданный билет определяется исходя из стоимости льготного проезда, установленной законодательством Тверской области по муниципальным образованиям Тверской области.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с правилами Постановления № 32-па и Постановления № 164-па Общество за спорный период получило из бюджета компенсацию за 2014 год, в том числе платежными поручениями от 24.12.2014 № 2389, 2382, 2375 и от 25.12.2014 № 6596, 6622.

Размер компенсации за отчетный месяц по каждому муниципальному образованию определялся исходя из установленного размера компенсации за один ЕСПБ (полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ за один месяц) и количества реализованных для проезда в этом месяце ЕСПБ.

При распределении компенсации за отчетный месяц (месяц, для проезда на который реализованы ЕСПБ и в котором перевозчиком предоставлялся льготный проезд) ответчиками учитывалось количество реализованных билетов за отчетный месяц, а показатели транспортной работы – за предшествующий отчетному месяц.

Распределение Отделом социальной защиты денежных средств между перевозчиками за декабрь 2014 года было произведено на основании показателей фактической транспортной работы за ноябрь 2014 года (месяц, предшествовавший отчетному – декабрю 2014 года).

Вместе с тем, вопреки утверждению истца, такой порядок учета и распределения компенсации соответствует Постановлению № 32-па, Постановлению № 164-па, Административному регламенту и условиям Договоров.

Объективные доказательства, свидетельствующие о допущенных ответчиками нарушениях порядка учета и выплаты истцу возмещения за декабрь 2014 года, либо условий договоров, в материалах дела отсутствуют.

При этом суды отметили, что Общество ошибочно указывает на шесть отчетных периодов в 2014 году, в то время как исходя из даты начала действия договора от 16.07.2014 № 74 – 22.07.2014 – полных отчетных периодов пять (август – декабрь 2014 года).

В суде кассационной инстанции представитель Правительства Тверской области  предположил, что возможно имелась недоплата за июль 2014 года ввиду непоступления сведений о транспортной работе за неполный месяц. Однако представители Общества настаивали на наличии задолженности по оплате оказанных услуг именно за декабрь 2014 года. Доказательства оплаты услуг за декабрь 2014 года в материалах дела имеются. Сумма платежа соответствует выставленному Обществом счету.

При этом суд кассационной инстанции отмечает, что настаивая на необходимости учета для оплаты за декабрь 2014 года транспортной работы проделанной в декабре, вопреки используемому порядку учета и выплаты компенсации транспортным предприятиям Тверской области, истец не доказал, что применение указанного порядка привело к занижению произведенной выплаты.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также, что Общество осуществляло пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу № А66-6626/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Кашинское автотранспортное предприятие» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Боголюбова

Судьи

А.В. Асмыкович

 Л.Л. Никитушкина