АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 января 2019 года | Дело № | А66-753/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Альтернатива» Маркусь И.В. (доверенность от 01.11.2018), рассмотрев 28.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Альтернатива» на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Альтернатива», место нахождения: 152071, Ярославская обл., Даниловский р-н, г. Данилов, Сенной пер., д. 3, ОГРН 1077611000532, ИНН 7617007697 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Тверской таможни, место нахождения: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр., д. 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662 (далее - Таможня), от 28.09.2017 № 10115000/280917/139-р об отмене в порядке ведомственного контроля решения Тверского таможенного поста о применении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10% в отношении товара «кукурузный глютен», задекларированного Обществом по декларациям на товары (далее - ДТ) № 10115070/170417/0018123, 10115070/170417/0018124, 10115070/060417/0016096, 10115070/050417/0015933. Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить. Податель жалобы указывает, что спорный товар включен в льготируемый перечень кодов в соответствии с ОК34-2014 при реализации (НДС – 10%), в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания требовать налогообложения спорной продукции по ставке НДС 18%. Результаты таможенной экспертизы Общество не считает достоверными. Вывод судов о том, что глютен кукурузный не является зерновым отходом, поскольку зерновые отходы образуются не только при сборке зерна, его сушке, транспортировке, хранении, но и в процессе его переработки, податель жалобы считает ошибочным. Приведенные в судебных актах разъясняющие письма научных организаций податель жалобы считает недопустимыми доказательствами. В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Таможня о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Из материалов дела следует, что в рамках внешнеэкономического контракта от 13.03.2017 № DF-2 Обществом ввезен на территорию Российской Федерации и на Тверском таможенном посту в Центре электронного декларирования по ДТ 10115070/170417/0018123 (1); 10115070/170417/0018124 (1); 10115070/060417/0016096 (1); 10115070/050417/0015933 (1) задекларирован товар «кукурузный глютен (порошок желтого цвета) - остатки от производства крахмала из кукурузы, кормовая добавка, в мешках по 50 кг, с содержанием сырого протеина от 58,5%; в пересчете на сухое вещество по формуле от 63,73%, содержание жира 2,5%, крахмала 7,3%, влага от 8,2%, используется для кормления сельскохозяйственных животных и птицы, не содержит ГМО, изготовитель: HEILONGJIANG DRAGON PHOENIX CORN DEVELOPING CO., LTD, Китайская Народная Республика». Обществом указанный товар классифицирован по коду Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) Тверской таможенный пост посчитал правомерным применение при исчислении НДС налоговой ставки в размере 10% в отношении перечисленных выше товаров на основании на основании статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), здесь и далее - действующего в спорный период, и подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). После выпуска товара Таможней проведена проверка в порядке ведомственного контроля решений таможенных постов по вопросу о правомерности применения при исчислении НДС налоговой ставки в размере 10% в отношении спорных товаров и принято решение от 28.09.2017 Во исполнение указанного решения от 28.09.2017 № 10115000/280917/139-р, Таможня выставила Обществу требования об уплате НДС и пеней от 06.12.2017 № 1097, 1098, 1099 и 1100 в общей сумме 998 012 руб. 64 коп. Не согласившись с решением Таможни от 28.09.2017 Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении требований, пришли к выводу о правомерности применения таможенным органом ставки НДС в размере 18% и доначисления таможенных платежей, в связи с чем признали законным оспариваемое решение Таможни. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам. В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Согласно статье 164 НК РФ обложение НДС ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, являющихся объектом обложения налогом, производится по различным налоговым ставкам (0, 10 и 18 процентов). Применение ставки 10 или 18 процентов зависит от вида ввозимого товара (пункты 2 и 3 статьи 164 НК РФ). В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов. Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов продукции, перечисленных в данном пункте в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяются Правительством Российской Федерации. В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень). Таким образом, суды правомерно исходили из того, что Правительством Российской Федерации определены различные перечни продукции, подлежащие налогообложению по ставке НДС в размере 10 процентов, применяемые соответственно при реализации и при ввозе товаров. Право Правительства Российской Федерации на определение таких перечней товаров (коды видов продукции) при ввозе на территорию Российской Федерации, налогообложение которых производится по ставке 10 процентов, прямо предусмотрено в последнем абзаце пункта 2 статьи 164 НК РФ. Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) по видам экономической деятельности, а также Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), определены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее - Постановление № 908) Согласно примечанию 1 к Перечню с целью применения данного Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товаров. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая ТН ВЭД Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее - Решение № 54). Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее - постановление № 33), пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации продовольственных и других товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по определению кодов видов таких товаров в соответствии с ОКП и ТН ВЭД. При рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения данной налоговой ставки, необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 названного Кодекса при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ. Так, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. При таких обстоятельствах для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД. Исходя из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04.10.2017 № 303-КГ17-13668, ставка НДС в размере 10 процентов применяется при условии, что наименование и код ТН ВЭД ввозимого товара включены в Перечень кодов по ОКП. Применительно к обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заметили, что для правомерного использования ставки НДС 10 процентов по продовольственным товарам необходимо, чтобы товар, в отношении которого определяется ставка налога, был поименован в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и одновременно присутствовал в Перечне. Перечнем предусмотрено применение ставки НДС в размере 10 % в отношении товара товарной позиции 2303 ТН ВЭД ЕАЭС «Остатки от производства крахмала и аналогичные остатки, свекловичный жом, багасса, или жом сахарного тростника, и прочие отходы производства сахара, барда и прочие отходы пивоварения или винокурения, не гранулированные или гранулированные», если в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ такой товар является зерновыми отходами и (или) кормовыми смесями. При этом, при таможенном декларировании Обществом с учетом наименования группы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции товар классифицирован как остатки от производства крахмала из кукурузы, классификационный код ТН ВЭД 2303101100. Из дополнительных примечаний решения № 54 следует, что подсубпозиции 2303 10 110 0 и 2303 10 190 0 включают только остатки от производства крахмала из кукурузы и не включают смеси этих остатков с продуктами, полученными из других растений, или с продуктами, полученными из кукурузы другим способом, кроме получения крахмала путем влажного процесса. Согласно Общероссийскому классификатору продукции в составе продукции крахмалопаточной промышленности (код 91 8900) присутствует глютен кукурузный, которому соответствует код ОКП 91 8941. В Перечне кодов по ОКП в разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы», ни в Перечне кодов ТН ВЭД такая продукция, как «глютен кукурузный» не поименована. Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание проведенную досудебную таможенной экспертизу, результаты которой изложены в заключении от 09.08.2017 № 12408002/0017509, Так, согласно выводам эксперта, товар «кукурузный глютен» является побочным продуктом переработки зерна кукурузы в процессе производства крахмала. Кукурузный глютен не является зерновым отходом и не является кормовой смесью. Также судами учтены следующие разъяснения. Из письма ФАНО России «Всероссийский научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки» (ФГБНУ «ВНИИЗ») от 02.05.2017 Приведенной позиции корреспондирует и изложенное в письме ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт крахмалопродуктов» от 03.05.2017 № 121/10-7 разъяснение о том, что глютен кукурузный является остатком от производства крахмала из кукурузы. Также указанной позиции придерживается и Ассоциация российских производителей крахмалопаточной продукции «POCKPAXMAЛПATOKA», которая в письме от 20.07.2017 № 212 пояснила, что кукурузный глютен является технологическим отходом переработки зерна кукурузы. Глютен кукурузный не относится к зерновым отходам. Глютен кукурузный сухой не является кормовой смесью, так как, «кормовая смесь» - это корм, состоящий из смеси кормовых материалов или смеси кормовых материалов и кормовых добавок, несбалансированный по питательности, предназначенный для непосредственного кормления животных. Приведенные в кассационной жалобе Общества доводы относительно недопустимости учета данных разъяснений при принятии обжалуемых решения и постановления, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку они необъективны и не основаны на нормах права. С учетом того, что Общество не доказало правомерность исчисления НДС в отношении ввезенного им товара по ставке 10 %, следует согласится с выводом судов о том, что товар - кукурузный глютен не относится к товарам, поименованным в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, не является ни зерновым отходом, ни кормовой смесью, не входит в Перечень товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации. Так как ввезенный товар не является остатком или отходом пищевой промышленности и не может быть отнесен к льготируемому, принятие Таможней решения об отказе в предоставлении ставки по НДС в размере 10 процентов в отношении спорного товара представляется суду кассационной инстанции правомерным. Иные доводы кассационной жалобы Общества сводятся к несогласию с приведенными выводами судов, основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанции, тщательно исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не могут являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу № А66-753/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Альтернатива» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.С. Васильева | |||
Судьи | Е.Н. Александрова С.В. Соколова | |||